19 апреля
2024 года
поделиться

Рекомендованное до молитвы и в молитве

Молящемуся рекомендуется поставить перед собой препятствие. Пророк ﷺ сказал: «...Ставьте преграду, если даже это будет стрела». Установление перед собой при совершении намаза сутрата (препятствия) – сунна Пророка , который сказал: «Когда кто-либо из вас совершает намаз, то установите сутрат или приближайтесь к нему» (Абу Давуд, Ибну Маджа).

Установка сутрата помогает сосредоточению мыслей на намазе, концентрирует взгляд и создаёт помехи желающему пройти впереди молящегося. Под тем, кому необходимо устанавливать такую преграду, подразумевается имам или молящийся в одиночку. Для последователей имама достаточно препятствия, находящегося перед имамом. Минимальный размер достаточного препятствия – предмет длиной в предплечье и шириной в палец.

 

Предмет ставится отвесно перед молящимся – в идеале нужно, чтобы он находился в 1,5 м впереди него и был выровнен по одной из его бровей, желательно правой. Передают от Микдада: «Я не видел, чтобы Посланник Аллаха ﷺ молился прямо напротив столба или дерева, он оставлял их с правой или с левой стороны». Если это невозможно, предмет разрешается положить плашмя, или расстелить одежду, или даже нарисовать линию на земле продольно в направлении к кибле.

 

Передаётся в книге «Сунан» от Посланника Аллаха ﷺ: «Если нету трости, то нарисуй линию на земле». Пророк ﷺ сказал: «Когда вы совершаете намаз, установите ограничение (встаньте у стены, столба), а если не удаётся, то воткните (перед собой) трость или проведите черту, и не будет вам помехи, если будут ходить впереди сутрата» (Ахмад).

 

Является несколько неугодным не использовать препятствие, если молитва происходит в таком месте, где человек предполагает возможность прохождения перед ним других людей. Если кто-то хочет пройти перед молящимся, то молящийся, если он близко к проходящему и может остановить его без шага, то делает указание рукой; если не может остановить его без шага – читает тасбих; если тот не останавливается, то молящийся мягко останавливает его рукой; если же тот всё равно не останавливается, то оставляет его идти.

 

Если проходящий будет далеко от молящегося, то совершающий намаз выбирает между указанием рукой или чтением тасбиха. Если перед молящимся будет проходить кошка, то её отгоняет ногой. Если кто-то пройдёт перед человеком, он может прибегнуть к фразе (слову) «субханаллах» или жесту (чтобы отстранить 
проходящего). Рекомендуется всё же не отгонять проходящего, а дать ему пройти. Если кто-то пройдёт перед молящейся женщиной, она может отогнать его, но не поднимая при этом голос настолько, что его можно услышать. Вместо этого ей следует хлопнуть руками, ударив по тыльной стороне левой руки ладонью правой. 

 

Следующие действия не являются неугодными в молитве:

1) Затянуть пояс на талии.

2) Закрепить меч или т. п. на поясе, если это движение не отвлекает.

3) Молиться перед экземпляром Корана, мечом, спиной сидящего или стоящего, если перед молящимся – его спина, даже если тот (тихо) разговаривает, свечой, лампой. Это не является неугодным, поскольку не является имитацией зороастрийцев, поклоняющихся горящему углю, а не самому огню. Молиться перед чьим-то лицом является совершенно неугодным, поскольку напоминает моление перед изображением.

4) Убить змею или скорпиона, если молящийся опасается вреда от них, не более чем двумя ударами, даже если человек отвернётся от киблы. Если человек не опасается вреда от них, то их убийство является неугодным в случае значительных движений ради этого. Если же есть опасение их вреда, то это неугодным не является, даже если это будет подразумевать аннулирование молитвы, например посредством чрезмерного движения или отворачивания торса от направления киблы. Допускается молитва на коврах. Хотя более предпочтительной является молитва непосредственно на земле или на том, что растёт из неё.

5) Намаз на рисунках живых существ, если прямо над ними не совершаешь земной поклон.

6) Отрывать от тела прилипшую одежду, если этим подчёркивается форма тела.

7) Можно напомнить имаму, если тот забыл или сбился. 8) Опираться то на одну, то на другую ногу.


Прерывание молитвы

 

Разрешается прервать молитву (даже обязательную), если у молящегося воруют ценность в один дирхам или более того, даже если она принадлежит другому. Пастуху можно прервать молитву из страха за своих овец перед волком. Необходимо (ваджиб) прервать молитву, если человек слышит зов о помощи от находящегося в экстремальной ситуации, или если человек боится (основываясь на правдоподобной вероятности), что слепой свалится в колодец и т. п.

 

Нельзя прерывать молитву, если родители зовут не в связи с экстремальной ситуацией. Исключением являются добровольные молитвы: если родитель не знает, что сын или дочь молится, нужно прервать молитву и ответить. Если родитель знает, что их ребёнок молится, то нет вреда в том, чтобы не ответить и сначала завершить молитву. Можно прервать намаз, если мать боится за дитя, если пригорает пища, кипит кастрюля, содержимое которой может вытечь.

 

Можно прервать намаз путнику, если есть опасность нападения врагов. Повитуха может отложить свою молитву, допустив даже истечение времени для неё, если боится за ребёнка или мать во время родов. То есть если повитуха боится, что в её отсутствие ребёнок погибнет или утратит часть тела, то ей необходимо (ваджиб) отложить молитву и остаться при родах. Конечно, ей следует заранее принять разумные меры, чтобы успеть и вовремя помолиться, и должным образом исполнить свой долг. То же правило касается путника, опасающегося разбойников.

 


Молитва о дожде Местным жителям (во время засухи) рекомендуется (мустахаб) для молитвы о дожде в течение трёх дней покидать город пешком, в захудалой одежде, в состоянии смиренности и почтения к Всевышнему Аллаху ﷻ. Ежедневно перед выходом им следует раздавать некоторую милостыню. Рекомендуется (выходить всему обществу, а потому даже) брать с собой своих животных, а также пожилых и детей. Каждый молится сколько хочет, (но) поодиночке.

 

После этого они совершают мольбу и просят у Всевышнего Аллаха прощения. Затем имам встаёт, повернувшись к кибле, подняв руки, а люди остаются сидеть, отвечая «амин» на его мольбу, которая (в идеале) является той, что пришла в благородной Сунне (например): «О Аллах ﷻ! Благослови нас обильной и приятной дождевой водой, которая выведет нас (из этой беды), сразу, а не с задержкой; той, что наполняет весь горизонт и сильно бьёт по земле, полностью покрывая наши земли, длясь сколько нужно!» Не является сунной для имама выворачивать свою одежду. Немусульманам нельзя посещать эту молитву.

 

Молитва страха

 

Эта молитва предназначена для мусульман, защищающих свои земли от врага в ситуации, когда все группы мусульман хотят молиться за одним конкретным имамом. В таком случае молитва страха является узаконенной во избежание внутренних разногласий. В ином случае, если нет потенциальных разногласий, лучше будет, чтобы каждая группа молилась в собственном коллективе с собственным имамом.

 

Если есть сильный страх, связанный с врагом (его нападением), тогда одной группе мусульман следует блокировать врага, в то время как другая группа совершает половину молитвы коллективно (с имамом), то есть (один ракаат двухракаатной молитвы или) два ракаата трёх- или четырёхракаатной молитвы. По завершении эта группа (за исключением имама) выходит к врагу, в то время как вторая группа приходит и молится остаток молитвы с имамом, после чего он и только он даёт завершающие салямы.

 

Затем эта вторая группа идёт обратно к врагу, в то время как первая возвращается для завершения молитвы, которую они совершают без чтения. После своих салямов они идут обратно к врагу, а вторая группа возвращается и завершает свою молитву с чтением. Если страх нарастает в ещё большей степени, то каждый молится поодиночке верхом (на своих средствах передвижения) движениями головы в любую сторону, в которую может. При совершении молитвы страха рекомендуется брать с собой оружие.


(«Шурунбулали». «Мараки фалях», 1:134; «Хаскафи». «Дурр мухтар», «Ибн Абидин». «Радд мухтар», 2:186; Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 383).