25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Садака, награда за которую будет длиться вечно

Время, отведённое человеку в этом мире, крайне ограничено. Но даже за этот сравнительно короткий период он может совершить множество благих дел и получить за них определённую награду. Однако некоторые благодеяния мусульманина могут принести ему награду и после того, как он покинет этот мир.

Мы всегда стремимся получить больше награды и бараката за малые деяния, чтобы сделать наше время более продуктивным и плодотворным и обрести больше довольства Всевышнего Аллаха в Ахирате. Наше время ограничено, никто из нас не будет жить на земле вечно, но вознаграждение за наши деяния могут стать неподвластными времени, и награда за них может длиться вечно. Учитывая это, каждому из нас стоит задуматься над тем, как сделать наши деяния благими в вечности.

 

Садака, о которой идёт речь в этой статье, может увеличиваться в геометрической прогрессии даже после того, как завершатся наши дни в этом мире. Человек, давший такую милостыню, будет продолжать получать награду, пока существует то, на что он расходовал её. От Абу Хурайры عليه السلام передаётся, что Посланник Аллаха  сказал: «Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, от которых люди получают пользу; праведные дети, которые молятся за родителей» (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи).

 

Этот вид садака для мусульманина является большой милостью со стороны Всевышнего Аллаха и источником вечного бараката. Одна небольшая милостыня может продолжать умножать награду человека даже после того, как о нём забудут. В этом хадисе Пророк Мухаммад ﷺ указал нам на несколько способов, как сделать наши деяния благими для вечности.

 

Один из них – непрерывная милостыня «садака джария». Например, человек расходовал свои средства на строительство мечети или больницы, и пока эта мечеть стоит на земле или больница работает, он будет получать награду. И даже после его смерти каждый раз, когда в этой мечети будет совершаться поклонение, он будет получать вознаграждение.

 

Такой вклад в благое, который мы сделали, не только даёт нам вечную награду, но и увеличивает баракат в нашей повседневной жизни. Учёные-богословы сказали, что в этом хадисе слова Пророка ﷺ «непрерывная милостыня (садака джария)» подразумевают  вакф.

 

Вакф – неиссякаемое при использовании имущество, отданное на дозволенные цели, без права на заключение сделок, например на сделку купли-продажи, обмена и т. д. Передача имущества в вакф считается одобряемым и поощряемым Шариатом деянием. Вакфом может быть любое имущество, которым возможно бессрочно пользоваться, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.

 

Следовательно, в вакф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое. Поэтому вакф широко связан с землёй и зданиями. Однако существует вакф книг, сельскохозяйственной техники, скота и т. д. Некоторые историки утверждают, что институт траста появился в XII–XIII веках в Западной Европе по аналогии с вакфом, с которым на Ближнем Востоке познакомились крестоносцы.

 

Мудрость вакфа заключается в том, что человек оставляет после себя источник неиссякаемой милостыни, благодаря которой он даже после смерти будет получать вознаграждение. Кроме этого, передача имущества в вакф обеспечивает большие блага для мусульманского общества и общественных целей, таких как возведение мечетей и медресе, распространение знаний, строительство дорог и водопроводов, удовлетворение потребностей бедных, неимущих людей, сирот, путников и т. д.

 

Некоторые примеры непрерывной милостыни приводятся и в другом хадисе Посланника Аллаха , который передаётся от Анаса رضي الله عنه: «Семь вещей будут продолжать приносить вознаграждение для раба Аллаха  в то время, когда он будет находиться в своей могиле после смерти: знания, которым он обучал; или канал (водопровод), который он проложил; или колодец, который он вырыл; или пальма (дерево), которую он посадил; или мечеть, которую он построил; или копия Корана, которую он завещал; или ребёнок, которого он оставил после себя; и тот будет обращаться к Аллаху ﷻ с мольбами о прощении для него после его смерти» (Аль-Баззар, Байхаки).

 

В другой версии этого хадиса, который передаётся от Абу Хурайры عليه السلام, сообщается, что Посланник Аллаха  сказал: «Поистине, к хорошим делам, которые не прекращаются после смерти верующего, относятся знания, которым он обучил людей и которые он распространил; праведный сын, которого он оставил после себя; Коран, что был оставлен им в наследство; мечеть или дом для путников, которые он построил; канал (водопровод), который он выкопал (проложил); садака, которую он раздал из своего имущества при жизни, будучи в полном здравии. Награда за всё это дойдёт до него и после смерти» (Ибн Маджах, Ибн Хузайма).

 

Из этих хадисов не следует, что садака джария должна быть большой суммой денег – то есть один человек собственными силами должен проложить водопровод или сам построить мечеть. Достаточно принять участие в этом богоугодном деле. Награда за участие будет соответствующей, но она будет длиться вечно. Из вышеприведённого следует, что каждый раз, когда ктонибудь будет пользоваться тем, что человек передал в качестве непрерывной милостыни, передавший будет получать награду за это. И это будет продолжаться, пока переданное приносит пользу, даже после смерти человека, а его награда – увеличиваться.

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ