Абу Бакр аль-Байхаки – знаменитый учёный Ислама

Если бы аль-Байхаки захотел создать свой собственный мазхаб (религиозноправовое учение в Исламе), в котором он делал бы иджтихад (самостоятельно выносил бы решения, основываясь на Коране и Сунне), это было бы для него осуществимо благодаря его обширному знанию и осведомлённости в разночтениях (в Исламе). Имам аз-Захаби Когда аль-Байхаки писал книгу «АльКогда аль-Байхаки писал книгу «АльМарифату фи сунани ва ль-асар», один из Марифату фи сунани ва ль-асар», один из учёных увидел во сне имама аш-Шафии, учёных увидел во сне имама аш-Шафии, держащего в руках эту книгу и говоривдержащего в руках эту книгу и говорившего: «Сегодня я переписал семь частей шего: «Сегодня я переписал семь частей из книги учёного Ахмада (то есть альиз книги учёного Ахмада (то есть альБайхаки). Другой учёный увидел во сне Байхаки). Другой учёный увидел во сне имама аш-Шафии, который находился имама аш-Шафии, который находился в мечети и говорил: «Сегодня я узнал в мечети и говорил: «Сегодня я узнал такой-то и такой-то хадис, упомянутый такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада» (то есть альв книге факиха Ахмада» (то есть альБайхаки). Ещё один учёный увидел во Байхаки). Ещё один учёный увидел во сне поднятый в небо ларец, от которого сне поднятый в небо ларец, от которого шло свечение. На вопрос учёного: «Что шло свечение. На вопрос учёного: «Что это?» – послышался голос: «Это книги это?» – послышался голос: «Это книги Ахмада аль-Байхаки». Ахмада аль-Байхаки».

статья опубликована в номере: 5 (546) / от 01 марта 2018 (Джумад уль-Ахир 1439 г.)
242

Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Байхаки родился в 994 году (384 год хиджры) в селении Хусравжирди района Байхак, расположенного на отдалении 12 километров от крупного иранского города Нишапур. С малых лет он стал посещать уроки учёных-богословов в родовом селении Хусравжирди, а достигнув юношеского возраста, продолжил учёбу в Байхаке, отчего и получил своё прозвище аль-Байхаки, т.е. выходец из местности Байхак. Но этих знаний будущему богослову оказалось недостаточно, и для основательного изучения исламских наук он в 15-летнем возрасте отправился в Нишапур.

 

В тот период Нишапур являлся крупнейшим научным центром Ислама. Описывая этот город, учёный шестого века хиджры Якут аль-Хамави писал: «Нишапур является родиной многих достойных учёных, и я не видел среди городов, которые посетил, подобного Нишапуру». А знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута даже превозносил исламские заведения Нишапура над такими признанными центрами мусульманской мысли того периода, как Багдад и Каир.

 

Особую известность город получил благодаря своим хадисоведам во главе с именитым автором знаменитого на весь мир сборника достоверных хадисов имамом Муслимом. Именно мухаддис и стал первым учителем аль-Байхаки. Это был знаменитый учёный-хадисовед Хаким. Лишь самые способные могли стать учениками этого мухаддиса, но, несмотря на свой юный возраст, аль-Байхаки смог зарекомендовать себя как способный и умный ученик и стать одним из лучших учеников Нишапурского мудреца.

 

За пять лет обучения у Хакима молодой студент приобрёл столько знаний, сколько другие не получили за всю жизнь. Уроки у Хакима аль-Байхаки брал вплоть до самой смерти благородного учёного. Хадисы, услышанные от него, аль-Байхаки в дальнейшем приводил в своих многочисленных книгах, воздавая должное благородному передатчику изречений Пророка Мухаммада .

 

Но Абу Бакр аль-Байхаки обучался не только у Хакима. Как и многие известные богословы Ислама, в поисках знаний будущий алим объездил множество крупных научных центров исламского мира, обучаясь у самых известных богословов своего времени. Среди учителей аль-Байхаки был и крупнейший учёный хадиса и суфийский шейх Абу Абдуррахман Суллями, о котором сам Хаким – первый учитель аль-Байхаки – сказал: «Если Абу Абдуррахман не является одним из избранных рабов и любимцев Аллаха  (будала), то тогда на земле нет любимца Аллаха  вообще».

 

Кроме того, аль-Байхаки учился у таких богословов Ислама, как Абу ат-Таййиб Салюки, которого некоторые учёные даже считали обновителем религиозных наук 4-го века хиджры и который получил за свои обширные знания и благие деяния прозвание Солнце Ислама; Абу Мухаммад Абдулла ибн Юсуф аль-Асбахани – известный суфийский шейх и учёный по хадисам Пророка Мухаммада ; Абу Исхак Исфарайни, получивший за свой вклад в распространение религии Аллаха  прозвание Столп Ислама.

 

Всего за период странствий в поисках знаний, длившийся около 30 лет, аль-Байхаки обучался у более чем ста богословов из таких центров мусульманской мысли, как Куфа, Мекка, Медина и другие города исламского мира. Получив огромный багаж исламских знаний, аль-Байхаки отправился в столицу Халифата того периода, Багдад, и занялся скрупулёзным анализом приобретённых знаний и составлением книг. Книги аль-Байхаки оказались очень нужными и получили большое распространение среди народа.

 

Говоря о трудах аль-Байхаки, учёный-богослов Ислама Захаби писал: «Все книги аль-Байхаки до единой имеют очень большую ценность и пользу. Лишь немногие настолько основательно подходили к написанию книг, как аль-Байхаки. Каждому учёному следует непременно обращать много внимания на его книги, в особенности на книгу “Сунан аль-Кубра”». «Сунан ал-Кубра» – одна из известнейших в исламском мире книг альБайхаки, считающаяся его главным трудом.

 

В этом 10-томном труде приведены хадисы Пророка Мухаммада . «Никому ещё не удавалось составить книгу хадисов, подобную этой по организации, классификации и превосходстве», – восторженно отзывался о «Сунан аль-Кубра» аль-Байхаки один из богословов Ислама Таджуддин ас-Субки. Многие крупные учёные Ислама дали этой книге высокую оценку. Но помимо этой книги аль-Байхаки написал величайшее множество трудов по самым различным областям исламских знаний.

 

Перу аль-Байхаки принадлежат труды не только по хадису, но и по фикху, сире (жизнеописанию Пророка Мухаммада ) акиде (науке об исламском вероубеждении), зухду (аскетизму), среди которых особо можно отметить следующие: – «Аль-Асмау ва ас-Сифат» [«Имена Аллаха и Его атрибуты»]. В двух томах. Таджуддин ас-Субки сказал об этом труде: «Я не видел ничего подобного этому»; – «Аль-Хиляфият» [«Различные мнения»].

 

В трёх томах. Повествует о разночтениях или разных мнениях факихов – правоведов Ислама. По мнению учёного-богослова Ислама ас-Субки, такая работа не под силу никому, кроме того, кто владеет глубочайшими знаниями в области фикха и хадиса; – «АльМабсут фи нусус ашШафи’и» [«Подробное изложение текстовдоказательств , использованных имамом Шафии»]. В двух томах. В книге приводятся обоснования шафиитского мазхаба, данная книга стала первым такого рода трудом; – «Аль-Марифату фи сунани ва льасар» («Знание хадисов и асаров»).

 

В четырёх томах. В этой книге аль-Байхаки показывает широту знаний имама аш-Шафии в области хадиса, она будет очень полезна для каждого факиха шафиитского мазхаба. Передают, что когда аль-Байхаки писал эту книгу, один из учёных увидел во сне имама аш-Шафии, держащего в руках эту книгу и говорившего: «Сегодня я переписал семь частей из книги учёного Ахмада (то есть аль-Байхаки).

 

Другой учёный увидел во сне имама аш-Шафии, который находился в мечети и говорил: «Сегодня я узнал такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада» (то есть аль-Байхаки). Ещё один учёный увидел во сне поднятый в небо ларец, от которого шло свечение. На вопрос учёного: «Что это?» – послышался голос: «Это книги Ахмада аль-Байхаки».

 

Таким великим уровнем обладал учёный из Байхака. К великой радости учёного, его сын и внук тоже стали признанными учёными своего времени, получившими свои знания от аль-Байхаки. Но вряд ли такое большое количество людей стало бы последователями аль-Байхаки, если бы он сам не старался усердно следовать полученным знаниям.

 

В жизни аль-Байхаки был крайне аскетичен и довольствовался малым. Ни одно мгновение учёного не проходило без дела: он или занимался богослужениями, или преподаванием, а сон укорачивал как мог. В еде и одежде был неприхотлив. Половину жизни он потратил на приобретение исламских знаний , а вторую половину провёл в их преподавании и составлении по ним книг. И для простого народа , и для учёных он стал достойным примером для подражания в деле служения Исламу и мусульманам.

 

Примерно за 20 лет до окончания его жизненного пути звезда имама альБайхаки засияла в полную силу. Его по праву начали называть предводителем учёных-мухаддисов своего времени. Он стал объектом стремления для множества желающих получить знания по самым различным областям исламских наук. Учёные просили аль-Байхаки приехать в Нишапур, чтобы они могли услышать уроки, преподаваемые им по своим книгам.

 

В 1049 г. (441 г.х.) он удовлетворил их пожелания и прибыл туда. Простой люд и имамы этого края собрались вокруг учёного, чтобы послушать чтение книги «аль-Ма’рифа». Время жизни имама аль-Байхаки пришлось на трудные времена для Ислама и мусульман, период распада аббасидского халифата на самостоятельные государства и распространения всякого рода распрей между мусульманами. Но в это смутное время аль-Байхаки нашёл в себе силы и мужество отдалиться от мирских проблем и всецело посвятить себя научной деятельности.

 

За свою жизнь он написал около тысячи трудов, немалая часть которых состояла из нескольких томов. По воле Всевышнего аль-Байхаки было предопределено прожить на этом свете 74 года. Всю жизнь он прожил как истинный мусульманский учёный, собирая и распространяя исламские знания, не останавливаясь ни перед чем. Благодаря этому он смог встать на один уровень с великими алимами всего исламского мира. Умер учёный 10-го числа месяца джумадуль-уля в 458 году по хиджре.

 

Его могила находится в Байхаке, местности, по названию которой он и прославился. Каким в действительности великим учёным был аль-Байхаки – можно понять, прочитав слова учёного-богослова, прозванного за свои знания имамом Мекки и Медины Джувайни: «Не было шафиитского учёного, который не был бы обязан имаму Шафии, кроме Абу Бакра аль-Байхаки, ибо сам Шафии был обязан ему за все его письменные труды в поддержку его мазхаба». Да сделает Аллах  нас из числа следующих за праведными предшественниками и соберёт нас в Судный день вместе с покорными Всевышнему Аллаху рабами. Амин!

 

МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ
 

Также в рубрике

Ибн Сирин (33 – 111 / 653 – 729)

Мухаммад ибн Сирин родился в 653 году (33 г. х.) в освещённой пророческими лучами Медине. Это был период правления

Уроки мудрости от великого учёного Хасана аль-Басри

Великий учёный Ислама Хасан аль-Басри является выдающимся примером того, как знания помогают выбраться из

Хасан аль-Басри (21–110 / 642–728)

Во времена сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ в Медину прибыл человек, пленённый во время одного из сражений

Абдулла ибн Мубарак (118–181 / 736–796)

Абдулла ибн Мубарак родился в 736 г. (118 г. х.) в городе Мерв, расположенном на территории современного Ирана.