26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии) от 15.02.2018

1. Разрешено ли использование накладных ресниц из искусственных материалов, если это делается только в присутствии мужа? 2. Я беременна и никак не могу в намазе совершать поясной поклон, меня сразу вырывает. Как мне быть? 3. Обязана ли жена спрашивать разрешения у мужа выйти куда-то, если его нет дома? 4. Что нужно делать, если хочешь поменять имя? 5. Что такое итикаф и каковы его условия? 6. Можно ли мужчине ставить золотые зубы? 7. Какая разница между джиннами, шайтанами и иблисом?

1. Разрешено ли использование накладных ресниц из искусственных материалов, если это делается только в присутствии мужа?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Сулейман аль-Джамаль в своей книге «Хашият уль-Джамал» сказал: «Использование волос нечистых животных в наращивании запрещено. Также запрещено использовать человеческие волосы, даже собственные». Что касается использования волос животных, мясо которых дозволено, или волос мёртвого животного, но заколотого по Шариату, то их наращивание является запретным для женщины, которая не замужем.

 

А если она замужем, и муж разрешает ей, то это дозволено» («Хашият аль-Джамаль», том 1, стр. 418). Таким образом, если девушка наращивает ресницы, используя натуральные (кроме человеческих) или искусственные волосы, которые являются чистыми, чтобы приукрасить себя перед мужем, то это дозволено. Если же она желает этим приукрасить себя перед посторонними мужчинами, то это запрещено. Также не следует забывать, что если клей, которым присоединяются ресницы, не пропускает воду, её омовение будет считаться недействительным.

 

2. Я беременна и никак не могу в намазе совершать поясной поклон, меня сразу вырывает. Как мне быть?

Учёный мазхаба имама аш-Шафии Ибн Хаджар альХайтами в своей книге «Тухфат уль-Мухтадж» (том 2, стр. 24) сказал: «Если человек в намазе может стоять, но не может совершать поясной и земной поклоны, например из-за недуга в спине, который препятствует наклоняться, то этот человек обязан совершить намаз стоя, а поясной и земной поклоны совершить как получится...

 

То есть наклониться для поясного и земного поклонов нужно по мере возможности (для земного поклона ниже, чем для поясного). Если не получается, то наклонить шею, если не получается – голову, если не получается, то имитировать наклон глазами». Таким образом, становится ясно, что вы должны совершать намаз стоя, а поясной поклон делать как получится. Если же не получается, то надо наклонить шею, если не получается – то голову, если не получается – то глаза, то есть опустить взор.
 

 

3. Обязана ли жена спрашивать разрешения у мужа выйти куда-то, если его нет дома?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат уль-Мухтадж» (том 8, стр. 327) пишет: «Является грехом и ослушанием (лишающим обеспечения) выход жены из дома, даже если муж не рядом (например, в отъезде), то есть из места жительства, в которое поселил её муж, без его разрешения или же без уверенности, что он не против её выхода».

«Исключением являются случаи, когда:

1) есть опасность, что дом полностью или его часть может обрушиться;

2) есть опасность для жизни;

3) есть опасность лишиться имущества в результате проникновения нечестивца или вора;

4) есть необходимость пойти к шариатскому судье (имаму) требовать у мужа то, что ей полагается (обеспечение и т. д.);

5) есть необходимость изучать религиозные знания или получить ответ на шариатский вопрос, которые (знания и ответ) не может ей дать муж или её махрам (брат и т. д.)».
 

 

4. Что нужно делать, если хочешь поменять имя?

В Шариате нет какого-то специального ритуала для смены имени. Если у человека неблагозвучное или плохое по значению имя, желательно поменять его на достойное мусульманское имя с благим значением. Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии аль-Хатиб аль-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» сказал: «Считается желательным нарекать человека [благородным, благим] красивым именем, согласно хадису: ‘‘В Судный день вас будут звать по вашим именам и именам ваших отцов, поэтому делайте свои имена красивыми’’» (Абу Давуд. «Адаб», стр. 69).

 

Желательно поменять плохое имя, как сказано в хадисе, приведённом Муслимом: «Пророк поменял имя Аассият (непокорная) на Джамиля (красивая)» (передал Муслим, №2139) [«Мугни аль-Мухтадж», том 6, стр. 141]. Есть немало хадисов, указывающих на то, что Пророк Мухаммад ﷺ менял имена некоторых своих сподвижников из-за плохого смыслового значения или несоответствия.

Аиша رضي الله عنها говорила: «Пророк менял имена, имевшие плохое смысловое значение» (передал ат-Тирмизи, №2841). Таким образом, если человеку по каким-то причинам не нравится его имя или оно имеет плохое значение, то его можно поменять. Для этого нет необходимости устраивать какие-либо церемонии.

Что касается чтения в правое ухо азана, а в левое – икамата новорождённому, то это из числа желательных деяний, как передаёт хадис, совершаемых с целью защитить ребёнка от шайтана (уммусибьян). Процедура смены имени весьма проста: человеку достаточно поменять его и оповестить об этом близких и знакомых, с кем он общается.
 

5. Что такое итикаф и каковы его условия?

Ибн Маджах в своей книге «Сунан» (1/567, 1781) и альБайхаки в книге «Шуаб уль-Иман» (2/242, 3964) передают хадис: «Человек, совершающий итикаф, спасает себя от грехов, и ему идёт вознаграждение, как за совершение всех хороших деяний». Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Ибн Касим аль-Газзи в своих комментариях к книге «Абу Шуджа» (том 1, стр. 450) сказал: «Итикаф – пребывание в мечети определённым способом».

 

«Итикаф – важная сунна, которую желательно делать в любое время. Итикаф в последние десять дней и ночей месяца Рамадан ценнее, чем в другие дни и ночи». «Для итикафа имеются два условия. Одно из них – намерение (например: «Я делаю намерение сделать итикаф»). «Второе условие – пребывание в мечети дольше времени за которое произносится «Субханаллах». «Человек, который делает итикаф, должен быть: мусульманином; разумным; чистым от менструации (хайз) и послеродовых выделений (нифас); чистым от джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание). 

 

6. Можно ли мужчине ставить золотые зубы?

Да, это разрешено, так так учёный мазхаба имама ашШафии Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат ульМухтадж» (том 3, стр. 275) пишет: «Запрещено мужчине использовать золотые украшения... но зубы не запрещены».
 

 

7. Какая разница между джиннами, шайтанами и иблисом?

В книге «Тафсир уль-Куртуби» её автор, давая комментарий к суре «Аль-Джинн», говорит следующее: «Среди учёных есть разногласия относительно сущности джиннов. Хасан уль-Басри говорит, что джинны – это дети иблиса, а люди – дети Адама عليه السلام. Среди джиннов и людей есть уверовавшие и неуверовавшие, значит, им обоим будет и вознаграждение, и наказание. То есть уверовавшие из этих и тех являются благодетелями Аллаха  ﷻ, а те из этих и тех, которые не уверовали, являются шайтанами.

 

Ибн Аббас же говорит, что джинны – это дети джиннов, и они не являются шайтанами. Они умирают. Среди них есть уверовавшие и неуверовавшие. Шайтаны – это дети иблиса, они не умирают, пока не умрёт иблис, они умрут вместе с ним. Кроме того, в книге «Хаят уль-хаяван аль-Кубра», автором которой является ад-Дамрий, сказано, что более распространённым мнением среди учёных является то, что все джинны являются потомством иблиса.