поделиться

День солидарности с народом Кашмира

Ежегодно с 1991 года 5 февраля в Пакистане празднуется День солидарности с народом Кашмира. По всей стране проходят митинги, чтения и выступления в поддержку мусульманского населения Джамму и Кашмира. Так пакистанцы выражают свою солидарность с народами Кашмира.

История

 

В 1990 году Кази Хуссейн Ахмад, лидер партии Джамаат-е-Ислами, предложил сделать выходным и национальным праздником в Пакистане День солидарности с народом Кашмира. Инициатива была поддержана правительством, и уже в 1991 году был впервые проведён День Кашмира. Исламская партия Джамаат-еислами (Исламский блок) была основана в 1941 году и в настоящий момент является старейшей на территории страны. Её влияние распространяется в основном на северные территории страны.

 

Партия изначально выступала против раздела Британской Индии, поскольку мусульманская умма не должна быть разделена границами. Лидеры партии выступают против национализма и социализма. При этом основная цель партии – замена светской формы правления на шариатскую, то есть основанную на исламской юриспруденции. Наиболее проблемной после раздела оказалась ситуация в княжестве Кашмир. Причиной можно назвать колониальную политику Британии, направленную на сдерживание развития бывших колоний. Сколько средств и сил было вложено как со стороны Индии, так и со стороны Пакистана в кашмирское противостояние за эти годы?

 

Цифры доходят до многих миллиардов долларов. На эти деньги, если бы кашмирского вопроса не существовало, можно было бы реализовать ряд социальных и экономических программ, могущих вывести обе страны на лидирующее положение в регионе. Естественно, это дало бы им возможность влиять на международную политику. Но этого не случилось, и даже сейчас кашмирский вопрос далёк от урегулирования.

 

Между двух огней

Изначальной проблемой стало то, что Кашмир при подавляющем большинстве мусульманского населения имел правителя-индуиста. Во времена раздела Британской Индии в Кашмире правил махараджа Хари Сингх. Довольно слабый правитель, который практически ничего не смог сделать для княжества. Более того, он активно поддерживал британскую администрацию и вообще не желал независимости страны от Великобритании.

 

При разделе он не хотел принимать сторону Индийского Союза, поскольку имел серьёзные разногласия с Джавахарлалом Неру, премьер-министром Индии, и его сторонниками. Но он также  не хотел присоединения княжества к Пакистану, опасаясь за сохранность своего поста, поскольку в Ислам переходить не планировал. В этих жёстких условиях при поддержке британцев он принимает решение оставить Джамму и Кашмир независимыми княжествами, оставаясь балансировать между Индией и Пакистаном. 

 

Когда низы не хотят…

Однако этой идее не было суждено осуществиться. В самом Кашмире среди мусульманского населения она не встретила поддержки, что привело летом 1947 года к активизации движения за присоединение к Пакистану. Кроме того, дружескую помощь мусульманам-кашмирцам стали оказывать и соседние регионы – в частности, Афганистан. Хари Сингх был фактически отстранён от власти и не мог контролировать ситуацию.

 

Было основано национальное общество «Азади Кашмир» («Свободный Кашмир»), которое взяло власть в свои руки и официально запросило помощи у Пакистана, что дало повод ввести в Кашмир пакистанские войска. Напуганный махараджа, сохранивший де-юре свою власть, после долгих колебаний подписывает навязанный ему договор вступления в Индийский Союз.

 

Но проблема заключалась в том, что Хари Сингх обратился за помощью к Маунтбеттену, генерал-губернатору Индии, для подавления мусульманских выступлений и отстранения «Азади Кашмира». Маунтбеттен отказался помочь, если Кашмир официально не присоединится к Индии. И уже 27 октября был подписан документ о вступлении Кашмира в Индийский Союз.

 

На территорию княжества были введены британские войска. Стоит отметить, что при разделе Британской Индии официальная армия не была разделена, и войска и техника автоматически наследовались только одной страной – Индией. По состоянию на октябрь 1947 года (напомню, что разделение стран произошло в августе 1947 года, то есть за 2,5 месяца до этого) армия Пакистана представляла собой только что набранные подразделения под командованием нескольких ветеранов-мусульман.

 

Понятно, что сопротивляться обученной и оснащённой британской армии она не могла. Однако яростное сопротивление самих кашмирцев, защищающих своё право жить в мусульманской стране, привело к разделу княжества и установлению фактической границы. Ещё несколько кашмирских конфликтов, часть из которых вылилась в полноценные войны (1965, 1971 и 1999 годы), окончательно сформировали границу, которую ни Индия, ни Пакистан не признают. Даже официально она не называется границей – так, линия прекращения огня и только.

 

ООН предложила свою помощь в урегулировании конфликта путём проведения референдума на территории Кашмира, однако правительство Индии, прекрасно понимая, за что проголосуют 77% кашмирских мусульман, отказалось. Несмотря на это, в резолюции Генассамблеи ООН от 1948 года зафиксировано решение о проведении референдума в Кашмире для определения его статуса.

 

Между тем Пакистан всегда был согласен на референдум, однако Индия отказывается, мотивируя отказ тем, что до проведения референдума Пакистан должен передать полученные им в ходе конфликта территории Кашмира (в настоящее время это независимые провинции в составе Пакистана – Гилгит-Балтистан и Азади Кашмир) под юрисдикцию Индии. В самом Пакистане не верят в честность Индии и считают, что в случае передачи этих территорий референдум и вовсе не состоится. 

 

В поисках решения А между тем затяжной конфликт явно мешает развитию не только Пакистана, но и Индии. Понимая, что без проведённого референдума статус Кашмира никогда не будет подтверждён Пакистаном и остальными странами (по зафиксированному решению ООН), Индия начала социальную, культурную и религиозную интеграцию Кашмира.

 

В середине 90-х правительство Индии начало миграционную политику, цель которой – освобождение территории Кашмира от мусульманского населения. Мусульмане переселяются как добровольно, так и принудительно на другие территории, правительство всячески способствует их эмиграции в западные страны, а также провоцирует внутреннюю миграцию индуистов и буддистов в Кашмир.

 

Часть мусульман получает дотации и привилегии от индийского правительства за лояльность к правительству. Если такая политика будет и дальше иметь место, то буквально через несколько десятков лет население Кашмира при проведении референдума выскажется в пользу вхождения в состав Индии добровольно.

 

А вот сохранятся ли при этом гуманитарные программы для кашмирских мусульман – вопрос спорный, поскольку в последние годы в остальных регионах Индии идёт явная антимусульманская кампания и популяризация Индуизма. Кашмирский конфликт продолжает оставаться одной из самых острых проблем в современных международных отношениях, и его урегулирование представляется крайне непростым и длительным процессом.

 

ФАТИМА МАНЗУР, ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН