29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Дети имеют право?

Представьте на мгновение ребёнка, который никогда в жизни не пробовал конфет и шоколада. А теперь представьте, что произойдёт, если этот ребёнок окажется в магазине сладостей. Как вы думаете, через какое время опустеют все полки в этом магазине?

А теперь представьте другого ребёнка. Ему родители время от времени разрешают сладости, и если конфеты просто лежат на виду в доме, скорее всего, картина будет кардинально отличаться от первого примера, учитывая возможность свободной воли человека. Это метафорическое сравнение вполне подойдёт к началу разговора о наших детях и попытке понять их внутренний мир.

 

Предоставление детям разумной свободы изучать окружающий мир, совершать собственные ошибки (конечно, всё в рамках Ислама), а затем учиться на этих ошибках, является важным и здравым этапом в процессе воспитания маленькой личности.

 

Свобода и ограничения

Как найти ту золотую середину, которая создаст комфортные условия и для детей, и для родителей? Сложная задача?

 

Да, но выполнимая – на помощь придут постоянные молитвы и дуа за детей, вера и помощь от Аллаха . Иншааллах, у нас получится стать настоящими экспертами относительно наших детей. Вот несколько практических руководств. Большинство психологов, занимающихся детьми и подростками, советуют нам избегать тотального контроля.

 

Предлагая различные варианты, вы можете создать видимость выбора, тогда как на самом деле будете направлять их поведение в правильное русло. Например, если вы отпускаете ребёнка в гости к другу и хотите, чтобы он пришёл домой в определённое время, можете сказать ему: «Ты можешь остаться у него до 6 часов и сделать уроки с ним, а можешь прийти в 5 часов, сделать уроки дома, и я разрешу тебе поиграть в приставку». Это прекрасный пример, где ребёнку закладывается выполнение сразу нескольких задач, которые родитель хочет решить, – это соблюдение режима и выполнение уроков. Уверяем вас, ребёнок постарается прийти вовремя. Или другой пример.

 

Вы хотите, чтобы ребёнок съел фрукт, неважно какой, просто чтобы съел. И вы говорите: «Ты будешь яблоко или банан?» Вы создаёте видимость свободы выбора, и ребёнок съест фрукт, то есть выполнит то, что вы от него хотите. Это намного эффективнее, чем просто сказать: «Ешь яблоко». Словом, стоит признать значимость диалога с детьми и, что ещё важнее, с подростками. Очень важно говорить с ними. Будьте готовы подсказать ребёнку, как лучше поступить в той или иной ситуации.

 

И в таком не всеми любимом деле, как дополнительная работа по дому, можно найти точки соприкосновения с детьми, показать, что вы готовы вести переговоры, но придерживаться твёрдой позиции, что дети должны помогать родителям. Причём с ранних лет – ведь многие дети вполне могут что-то принести и унести, протереть пыль и т.д. Что касается подростков, те уроки усердия и дисциплины, которые можно вынести из совершения домашних дел, конечно, они осознают намного позже.

 

Ваша задача – показать, что рутинные обязанности дадут им возможность справляться с ситуациями, которых хотелось бы избежать. Естественно, вы беспокоитесь, правильны ли ваши действия, но вы не одиноки в своих опасениях по поводу воспитания детей. Думаем, вам пригодится бесценный совет Али ибн Абу Талиба , который советовал играть с детьми до 7 лет, затем дисциплинировать и обучать их в возрасте с 7 до 14 лет, а затем помогать и направлять их в возрасте 14 лет и старше.

 

Не сравнивайте детей!

Представьте: группа молодых людей заходит в оживлённое кафе. Они выбирают стол, рассаживаются на мягких стульях, болтают. Когда наступает время для совершения заказа, один из них заказывает куриный сэндвич с салатом, другой – стейк с картофельным пюре, третий – просто чай, потому что не голоден, а четвёртый выбирает десерт. Общаясь за едой, они говорят о своих увлечениях и последних событиях в их жизни, и разнообразие их интересов становится ещё более очевидным.

Один из них любит ежедневно заниматься йогой, чтобы оставаться в форме.

Другой предпочитает тренироваться на беговой дорожке пару раз в неделю.

Третий не может найти время, чтобы заниматься спортом, потому что занят на работе.

Четвёртый не любит заниматься спортом вообще и не настроен участвовать в дискуссиях на эту тему.

 

Такое же разнообразие применимо ко всем другим аспектам их личной жизни, помимо продуктов питания и фитнеса: у них разные академические интересы, досуг, хобби, образование и карьерные пути, а также симпатии и антипатии в отношении моды, семейных отношений, домашних обязанностей и распоряжения деньгами. Теперь примените вышеприведённый сценарий к миру детей и к тому, как мы воспитываем их в современном мире. Все дети разные – эту аксиому мы, к сожалению, часто забываем и начинаем их сравнивать.

 

Мы, взрослые, склонны реагировать на различия в индивидуальных особенностях, выборе и предпочтениях детей, а также в их этапах развития и интеллектуальном прогрессе. Посетите любой парк или игровую зону и обратите внимание на различия между детьми, которые там играют. Вы заметите, что каждый ребёнок имеет своё предпочтение определённого вида игровых приспособлений или области деятельности, а из множества разновидностей качелей и других доступных лазилок, горок и лабиринтов каждый выбирает то, что близко именно ему.

 

И это только игровые предпочтения, которые есть у детей. Если же говорить о любой другой области в их жизни, то каждый ребёнок подаёт своим родителям определённые сигналы с самого рождения. Важно эти сигналы уловить и быть с ним на одной волне. Так мы сможем чётко выявить предпочтения и выбор наших детей с раннего возраста, а на основе их симпатии и антипатии в отношении одежды, еды, времени сна, игрушек, книг и вида занятий на улице заложить конструктивный диалог с маленькими личностями, который поможет им раскрыться.

 

Заключение

Родители – посредники своих детей между семьёй и окружающим миром, именно они становятся первыми источниками самых важных знаний. Конечно, для родителей естественно беспокоиться и желать благополучия своим детям, но, согласитесь, немного странно, что мы в мире взрослых уважаем и ценим уникальность, индивидуальность и различия в выборе каждого человека, но порой забываем об этом и не распространяем те же критерии на своих чад.

 

Давайте будем учиться конструктивному диалогу с детьми, предоставляя им разумную свободу действий, и не будем волноваться, если сын или дочь не носят определённый тип одежды, не проявляют интереса к определённому виду спорта или апатичны в отношении чтения книг. Поверьте, каждый ребёнок в чём-то талантлив, просто дайте ему шанс показать, что он личность!

АБДУЛЛА МУСЛИМОВ