25 апреля
2024 года
поделиться

Земной поклон для восполнения упущений в намазе

Является сунной совершение земного поклона забывчивости после первого саляма. За пропуск одного или нескольких необходимых (ваджиб) элементов молитвы вследствие невнимательности (или забывчивости) необходимо (ваджиб) совершить два земных поклона, а также дополнительный ташаххуд и два саляма. Соответственно, нет земного поклона забывчивости за пропуск сунны, а также за пропуск рукна, поскольку пропуск рукна аннулирует всю молитву. Нет также земного поклона забывчивости и за пропуск поминания (зикра), кроме пропуска необходимого элемента чтения Корана, части любого ташаххуда или всего ташаххуда и полного пропуска кунута в витре.

Примеры случаев, когда земной поклон забывчивости необходим

 

1) Совершение лишнего рукна молитвы (например, лишний поясной или земной поклон, лишнее стояние или сидение).

2) Произнесение аята Корана в поясном поклоне, стоянии после него, сидении или земном поклоне.

3) Забыли произнести пусть даже один аят из «Фатихи» или хотя бы три аята или их эквивалент после «Фатихи» в первом или втором ракаате.

4) Повторение «Фатихи» в одном из этих ракаатов.

5) Прочтение полного аята Корана перед «Фатихой».

6) Если не встали сразу после завершения ташаххуда в первом сидении, это тоже приводит к необходимости земного поклона забывчивости, то есть, если человек остаётся сидеть после этого ташаххуда в течение времени произнесения «Аллахумма солли аля Мухаммад», земной поклон забывчивости станет необходимым.

7) Если имам коллективной молитвы читал громко в ракаате тихого чтения или же читал тихо в ракаате громкого чтения, то необходим земной поклон забывчивости (но менее одного аята Корана прощается).

8) Если в любой части молитвы человек молчал в течение времени, достаточного для троекратного размеренного произнесения «Субханаллах», думая в это время (даже если и о самой молитве или упущении во время неё) или будучи невнимательным, то земной поклон необходим (но если во время дум или невнимательности он продолжает устно производить поминание любого рода, пусть даже чтение Корана, то земной поклон не будет необходим).

 

Последователь в коллективной молитве никогда не производит земного поклона забывчивости, если только его не сделает имам – тогда он должен следовать за имамом. Если последователь допустит какие-нибудь ошибки, требующие в обычном случае земного поклона, они прощаются. Опоздавший производит земной поклон вместе со своим имамом независимо от того, была ли допущена ошибка до или после его присоединения.

 

Если опоздавший сам допустит ошибку при восполнении пропущенных им ракаатов, тогда он совершит собственный земной поклон по окончании своей молитвы. Поэтому, даже если человек случайно пропустит все необходимые (ваджиб) элементы молитвы, это не будет грехом, и нужно будет лишь однократно совершить земной поклон забывчивости, состоящий из двух земных поклонов, за которыми следует исполнение дополнительного ташаххуда и двух салямов. Таковы необходимые (ваджиб) элементы самого земного поклона забывчивости.

 

Суннаты земного поклона

Суннами же земного поклона забывчивости являются: совершить указанное после первого (обычного) саляма молитвы, направить благословения Пророку ﷺ и исполнить завершающую мольбу (дуа) после дополнительного ташаххуда в сидении, следующем за земным поклоном забывчивости. Иначе говоря, если человек пропустит один или несколько обязательных (ваджиб) элементов молитвы, ему следует продолжить молитву вплоть до последнего сидения в конце последнего ракаата.

 

В этом сидении он читает лишь обычный ташаххуд. Далее он даёт один салям, поворачивая голову направо. После этого он совершает два дополнительных земных поклона и садится на второе последнее сидение, в котором произносит ташаххуд, благословения Пророку ﷺ и завершающее дуа.

 

За этим дуа следуют два саляма для завершения молитвы. Но если один или несколько обязательных (ваджиб) элементов молитвы будут пропущены умышленно и без уважительной причины, то это будет грехом. В таком случае земной поклон забывчивости не совершают.

 

Вместо этого для исправления упущения в молитве необходимо (ваджиб) повторять всю молитву. То же правило применяется, если совершено нечто совершенно неугодное (макрух-тахриман), связанное с молитвой. В любом случае, если молящийся не повторит эту молитву до истечения необходимого времени, он тем самым совершит другой грех.

 

После этого, согласно Ибн Абидину, повторение молитвы остаётся для него необходимым (ваджиб), а по мнению имамов Хаскафи и Тахтави, оно будет лишь рекомендуемым. Является сунной совершение земного поклона забывчивости после первого саляма. Если же он будет исполнен до саляма, это несколько неугодно (макрухтанзихан).

 

Человек освобождается от совершения земного поклона забывчивости, если наступает время, в котором молитвы неугодны, – например, изменение солнца (после асра), – или истекает время, и молитва будет нарушена, – например, при восходе (для фаджра). Если человек полагает, что завершил четырёхракаатную молитву, и встаёт (после завершающих салямов), но тут понимает, что был в первом сидении (совершив лишь два ракаата), ему следует завершить молитву и далее исполнить земной поклон забывчивости. Если ктото ещё присоединится к его молитве, это будет действительным.

 

То есть ему следует продолжить молитву и совершить её последние два ракаата. Это является возможным, если он ещё не совершил действия, противоречащего молитве, такого, как, например, приём пищи или разговор – имеется в виду произнесение тех слов, которые в обычном случае аннулируют молитву, в то время как слова поминания и чтение Корана прощаются. Отворачивание торса от направления киблы тоже не даёт возможности продолжить молитву.

 

Если человек начинает подниматься на третий ракаат (в трёх- или четырёхракаатной молитве), но тут понимает, что не совершил первое сидение, ему в этом случае следует вернуться к сидению.

 

Если человек ещё не встал полностью, ему необходимо (ваджиб) вернуться к сидению:

а) если он во время такого возвращения был ближе к сидячей позиции (то есть его колени на момент поднимания и возвращения обратно были ещё согнуты), ему не нужно совершать земной поклон забывчивости;

б) если же он, когда вспомнил о сидении, был ближе к стоянию (то есть его ноги распрямились, но спина ещё была согнута), то он всё равно возвращается к сидению, но впоследствии должен совершить земной поклон забывчивости.

 

Если же спина тоже распрямилась, то, значит, он полностью встал, поэтому ему нельзя возвращаться к сидению. Вместо этого он завершает молитву (так и не исполнив первого сидения) и соверш а ет земной поклон з аб ы в - чивости. Если он полностью встал, но, несмотря на это, вернулся к сидению до завершения молитвы, то его молитва остаётся действительной, хотя он и совершил тем самым грех. То же правило касается последнего сидения (то есть он возвращается к нему в случае пропуска), если он ещё не исполнил земной поклон.

 

Если же он перешёл в земной поклон лишнего ракаата, его обязательная (фарз) молитва будет недействительной (и станет добровольной). Ему далее следует добавить ещё один ракаат, чтобы лишние два ракаата образовали для него (дополнительную) добровольную молитву, и исполнить земной поклон забывчивости. То есть как только он совершает первый земной поклон пятого ракаата (добавился лишний ракаат) после пропуска последнего сидения в четвёртом ракаате, вся молитва автоматически преобразуется в добровольную молитву из четырёх ракаатов.

 

Теперь, будучи посреди пятого ракаата, он, если хочет, может добавить шестой ракаат, чтобы совершить вторую дополнительную молитву, состоящую из двух ракаатов. Но в любом случае по завершении этой молитвы ему нужно будет исполнить обязательную (фарз) молитву, которую он изначально и совершал. То же правило касается и лишнего ракаата в фаджре (третьего по счёту) и магрибе (четвёртого по счёту ракаата). Впрочем, в отношении магриба действует исключение: второй лишний ракаат к нему не добавляют, чтобы общее количество ракаатов было чётным (равно четырём).

 

Кроме того, вопреки написанному выше, молящийся, согласно более веской позиции, не совершает после этого земной поклон забывчивости. Если человеку нужно было совершить земной поклон забывчивости, но он вместо этого произнёс два завершающих саляма, после чего к его молитве присоединился другой человек в качестве последователя, присоединение последователя будет действительным лишь в том случае, если он (тот, кто изначально молился) совершит земной поклон забывчивости.

 

Для того, кто не испытывает частых сомнений в молитве, сомнение в молитве аннулирует её. Это правило применимо к случаю, когда человек впервые во взрослой жизни испытывает во время молитвы сомнение в количестве совершаемых ракаатов, например он не уверен, два или три ракаата он исполнил. Сомнение в данном контексте подразумевает эквивалентность двух возможностей, то есть вероятность их оценивается как 50 на 50 без предпочтения одной из возможностей.

 

Но если такое сомнение появилось после завершения молитвы – или после пребывания в последнем сидении в течение времени, которое занимает произнесение ташаххуда (то есть после завершения последнего рукна), – тогда сомнение не учитывается и не приводит ни к каким последствиям. В расчёт принимается лишь обоснованная уверенность.

 

Если же они часты, ему следует произвести обоснованную оценку (тахарри) (и придерживаться её). Согласно мнению большинства теологов, частое появление сомнения устанавливается при втором его появлении во взрослой жизни. Важно также, чтобы в случае сомнения в молитве человек не прерывал устного поминания или чтения Корана во время размышления и обоснованной оценки.

 

Это делается для того, чтобы не привести к необходимости земного поклона забывчивости из-за молчания в течение времени, достаточного для трёхкратного размеренного произнесения «субханаллах» В ином случае молящемуся следует предполагать меньшее количество и садиться после каждого ракаата, который может быть последним. То есть, если он не может сделать оценку, он предполагает меньшее количество ракаатов, но при этом исполняет сидение после каждого ракаата, поскольку каждый ракаат может быть чётным, и в конце молящийся совершает земной поклон забывчивости.

 

(Мараки Саадат, 93; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:77; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 494; Шурунбулали. Мараки фалях, Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 177; Табьин хакаик, 1:193–194; Маусили. Ихтияр, 1:72)
 

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ