28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Шейх шазилийского тариката Мухаммад Фанджиру

«Познавший Всевышнего Аллаха, долгожитель, проживший более ста лет, АльХаджи Мухаммад Фанджиру аль-Фаси аль-Магриби…» – так его описывает известный дагестанский суфийский шейх и учёный-богослов Сайфуллах-кади (ум. в 1919 г.) в одном из своих писем.

Абу Абдуллах Мухаммад Фанджиру – 39-й шейх в цепочке (сильсила) духовной преемственности шазилийского тариката, дошедшей до нас. Это был благочестивый, почтенного возраста, покрытый благородной сединой шейх, обладавший явной благодатью (баракат); господин, посредством которого люди получали благословение; благородный суфий; один из самых знатных, славных, достойных и старших избранных сподвижников шейха Мавлая аль-Араби ад-Даркави (ум. в 1239 г. хиджры).

 

В основном в арабских источниках его нисбу приводят как «Фанджиру» (есть и такие варианты чтения, как: Фанджиро, Финджиро), это название древней арабской династии, известной в городе Фес, Марокко (СевероЗападная Африка). Вероятнее всего, эта семья жила в Андалусии (мусульманская Испания), а оттуда переселилась в Марок


ко. Современный учёный Али аль-Мунтасир аль-Каттани пишет, что своё имя она получила по названию города, в котором жила, по-испански – Fuengirola (Фуэнхирола – город и муниципалитет в Испании на побережье Средиземного моря, входит в провинцию Малага, в составе автономного сообщества Андалусия). Когда эмир Якуб аль-Мансур (годы правления – 1184–1199 гг.) основал город Рабат в Марокко, он проявлял заботу об облегчении переселения андалусских мусульман и последующем их обосновании там, так как в Испании они подвергались репрессиям.

 

Однако большинство сегодняшних выходцев из Андалусии, проживающих в Рабате, происходят от эмиграции 1609 года (в том году король Испании Филипп III издал указ об окончательном изгнании мусульман из Испании). Многие из этих переселенцев имеют нисбу, относящую их к городам Андалусии, в том числе и семейство Фанджиру. А нисба шейха Мухаммада – «аль-Фаси» – указывает на марокканский город Фес, в котором он жил. Родился шейх Мухаммад Фанджиру во второй половине XII века хиджры.

 

Как отмечается в источниках, он был долгожителем – прожил более ста лет. Следует отметить, что шейх Сайфуллах-кади не зря указал на то, что шейх Мухаммад Фанджиру является долгожителем. Чем больше таковых в цепочке духовной преемственности (сильсила), тем она достойнее, так как в ней меньше звеньев, и, следовательно, она быстрее доходит до Посланника Аллаха ﷺ. Известно, что Мухаммад Фанджиру увидел популярного шейха того времени ат-Тавуди бин Савда аль-Фаси (ум. в 1209 г. хиджры) и помолился за ним. Шейх Мухаммад Фанджиру был обладателем большого света (нура) познания Аллаха  ﷻ, особого богоданного духовного состояния (халь), великой степени достоинства, настоящей проницательности, сокровенных знаний, дара предвидения (кашф) и чудес (караматов).

 

Он выстаивал ночи в молитвах, а дни проводил в посте. Отличался большой смиренностью (хушу), часто плакал из-за боязни пред Всевышним Аллахом  ﷻ, раздавал добровольные пожертвования (садака), много поминал (зикр) Всевышнего Творца. Очевидцы, заслуживающие доверия, рассказывали, что он совершал немало удивительного и чудесного, а это могли творить лишь большие праведные рабы Аллаха  ﷻ – авлия. Следующий случай также указывает на озарённость его духовного мира (батын), истинную проницательность и тайные знания.

 

Абдульвахид бин аль-Хадж аль-Бадави Баннани (ум. в 1285 г. хиджры), который был человеком доверенным, поведал: «Както мой господин Аль-Хадж Мухаммад Фанджиру посетил меня в моей торговой лавке на рынке парфюмеров. Это был день, когда скончался мой господин Ахмад аль-Бадави (бин Ахмад, известный как Азвитан – ум. в 1275 г. хиджры), но люди ещё не знали о его кончине. Вдруг Фанджиру, сидевший в лавке, глубоко вздохнул и сказал: “Это сирр (зд. – духовное наследие) моего господина Ахмада аль-Бадави, вот он (сирр) отправляется в сторону пустыни, вот он!”

 

Мы ещё не покинули (это место), как услышали о кончине нашего господина Ахмада аль-Бадави в тот самый момент, о котором говорил шейх». И тут стало ясно, насколько правдивы были его слова о том, что сирр упомянутого праведника отправляется в пустыню. Поистине, его духовное наследие проявилось там в его известном ученике, благочестивом праведнике, познавшем Всевышнего Аллаха  ﷻ, Абу Абдуллахе Мухаммаде аль-Араби бин Мухаммаде альМадгари аль-Хасани (ум. в 1309 г. хиджры).

 

И множеству людей он смог помочь, и несметное количество народа вступило под его духовную опеку. О его чудесах и благодати было известно народу. Мухаммад Фанджиру в молодости владел торговой лавкой в Фесе, в ней он продавал кувшины. Но затем он отказался от этой деятельности и всецело посвятил себя обретению знаний и служению Господу. Шейх Мухаммад Фанджиру был духовным преемником известного шазилийского шейха, кутба (духовный наставник высшего уровня) Абу Хамида Мавлая аль-Араби бин Ахмада ад-Даркави и его избранным сподвижником.

 

Благословенный шейх Мухаммад Фанджиру, да смилуется над ним Аллах  ﷻ, скончался 24 числа месяца сафар 1289 года хиджры. Похоронен в местности Рас алькалиа с внутренней стороны от врат «Аль-Футух» при крепостной стене Феса (Абдуссалам ибн Абдулькадир. «Итхаф аль-мутали». Из-во: «Дар аль-гарб аль-ислами», 1996. С. 1289). Вокруг его могилы имеется широкая огороженная площадка. Данная святыня является местом посещения многочисленных паломников, желающих обрести благодать.

 

Шейх Сайфуллах-кади пишет, что известный мединский шейх и хадисовед ас-Саййид Мухаммад Али бин Захир альВитри аль-Хусайни (ум. в 1322 г. хиджры) взял иджазу – разрешение на обучение шазилийскому тарикату также и у Мухаммада Фанджиру в 1287 году хиджры, когда поехал в Фес. Аль-Витри является 41-м духовным наставником в цепи духовной преемственности этой ветви суфизма, дошедшей до нас. Да будет доволен Всевышний Аллах  ﷻ наследником Пророка ﷺ – шейхом Мухаммадом Фанджиру –  и да наделит нас его благодатью!

 

МУХАММАД АЛЬ-ИНЧХИ