26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Как быть, если оскорбили

Пророк Мухаммад ﷺ сказал своему сподвижнику Абу Джурайю رضي الله عنه: «Если кто-либо говорит в твой адрес о твоих недостатках, то не говори в ответ о его недостатках».

Впоследствии Абу Джурайй رضي الله عنه рассказывал, что с тех самых пор, следуя наставлениям Пророка ﷺ, он не ругал даже животных. В толковании данного изречения Пророка ﷺ сказано о том, что верующему следует прощать обидчиков и не совершать в ответ того, что сделали ему. В таком благоразумном поступке содержится величайшая мудрость и огромная польза, ведь деяние человека, который сумел побороть себя тогда, когда нанесли ему обиду, одобрено Всевышним.

 

Здесь будет уместным привести и иные слова Пророка Мухаммада ﷺ, который сказал: «Силён не тот, кто победит другого в борьбе, а тот, кто победит себя в гневе». Умение сдержать себя в гневе – чрезвычайно сильная черта человека, хотя не все могут этого достичь, поскольку это требует работы над собой. Иногда мы получаем оскорбления так неожиданно, что даже нет времени отреагировать позитивно.

 

Больно ранят обидные слова, острыми иголками входят в самое сердце. Возможно, тебя случайно или умышленно оскорбили, но не стоит поддаваться на вольную или невольную провокацию того, кто тебя оскорбляет Следует сохранять пресутствие духа и спокойствие. Оскорбление может быть нанесено словесно, письменно, действием, публично, как в присутствии, так и в отсутствие пострадавшего.

 

При оскорблении не сообщается позорящих пострадавшего сведений, а даётся отрицательная оценка его личности в грубой форме. Когда человек умышленно хочет тебя оскорбить, задай себе вопрос: зачем он это 
делает? Хочет унизить тебя, чтобы возвысить себя? Тогда его деяние вызывает сострадание. Человек таким образом только и может самоутвердиться.

 

Или он хочет задеть тебя за живое, чтобы вывести из себя? Зачем? Ищет в тебе громоотвод, хочет слить куда-то своё раздражение. Всегда думай: зачем? А уж после того как поймёшь первопричину, и выберешь модель своего поведения. Ведь нас нельзя обидеть, мы можем только обидеться сами. Если ты сразу же после нанесённого оскорбления начнёшь бездумно реагировать – твой обидчик будет праздновать победу. Зачем? Зачем давать ему такую возможность?! Очень важно для человека не отвечать тем людям, которые нанесли ему обиды.

 

Подобного рода благородное поведение является отражением высокой нравственности и культуры человека. Наша религия призывает к милости и благодеяниям в отношении тех, кто вредит нам. Если же человек ответил задевшему его и не добавил ничего лишнего от себя, сказав лишь то слово, каким оскорбили его, – то греха нет, так как это является защитой его прав. Человек совершает грех только в том случае, если добавляет чтолибо от себя, отвечая на оскорбление другого.

 

Приведём пример. Если кто-то совершил грех, оскорбив верующего плохим словом, а тот в ответ сказал ему не только это слово, но ещё и добавил от себя, то в этом случае он также совершает грех. А за добавленное слово человек будет отвечать в Судный день, если не покается. Часть его вознаграждения будет отдана тому, кому он навредил.

 

Для человека, которого оскорбили, лучшим ответом будет молчание и проявление терпения. Если он слышит, что его не прекращают ругать, и переживает, что его будут ругать ещё больше, то можно в ответ сказать: «Побойся Аллаха ﷻ и огради себя от грехов».

 

Необходимо брать пример с пророков, которые, призывая к Исламу, в ответ слышали оскорбления неверующих. Если бы пророки не проявляли терпения, то неверующие отвернулись бы от них. Когда пророки начинали призывать повторно, то некоторые из неверующих начинали прислушиваться к ним.

 

В иных случаях люди следовали за ними после третьего и даже четвёртого призывов. Не надо поддаваться настроению духа того, кто тебя оскорбляет, и становиться на тот путь, на который ему хотелось бы увлечь тебя. Когда Пророк ﷺ сидел вместе со своими сподвижниками, некий мужчина подошёл и оскорбил Абу Бакра رضي الله عنه. Пророк ﷺ, улыбаясь, наблюдал за происходящим.

 

Мужчина продолжал, и, наконец, Абу Бакр رضي الله عنه ответил ему. Тогда Пророк ﷺ рассердился, встал и ушёл. Абу Бакр رضي الله عنه догнал его и сказал: – О Посланник Аллаха ﷺ, ты сидел, пока он ругал меня, а когда я ответил ему, ты рассердился и встал.

 

Посланник Аллаха ﷺ объяснил: – Возле тебя был ангел, который отвечал ему за тебя. Но когда ты ответил ему сам, появился сатана. Абу Бакр رضي الله عنه, три вещи являются истиной. Если с рабом Аллаха  ﷻ поступают несправедливо, а он прощает обидчика ради Великого и Могучего, то Аллах  ﷻ непременно дарует ему могущество, и он одержит верх.

 

Если человек распахнёт двери и станет раздавать пожертвования, поддерживая тем самым связи, то Аллах ﷻ лишь умножит его богатство. Если же человек распахнёт двери и станет просить других, желая тем самым увеличить своё состояние, то Аллах  ﷻ не увеличит для него ничего, кроме недостатка.

 

МАККА ВЕГИЕВА