26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии) от 01.02.2018

1. Можно ли мужчине красить седые волосы? 2. Будет ли мне наказание, если я совершил прелюбодеяние, не зная о том, что запрещено? 3. Правда ли, что во всех 4-х мазхабах запрещено бритьё бороды? 4. Можно ли мужчине выщипывать брови? 5. Нужно ли тому, кто зашёл в мечеть, спешить успеть на вступительный такбир за имамом, если тот уже вступил в намаз? 6. Можно ли ездить на такси для изучения исламских знаний, если со мной бывают и мои малолетние дети? 7. Что нужно читать, когда заходишь на кладбище, возле могилы умершего, и что просить для него? Можно ли делать дуа на родном языке?

1. Можно ли мужчине красить седые волосы?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли, в своей книге «Нихаятуль Мухтадж», том 8, стр. 140, сказал: «Желательно всем (мужчине и женщине) красить седину в красный и жёлтый цвет. Красить в чёрный цвет запрещено, кроме как для джихада». Имам ан-Навави в своей книге «Равзату ат-Талибин» сказал: «Если женщина не замужем, то ей запрещено красить волосы в чёрный цвет, если она замужем и красит волосы в чёрный цвет с разрешения мужа, то это разрешено».
 

2. Будет ли мне наказание, если я совершил прелюбодеяние, не зная о том, что запрещено?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, ашШирвани, в своих комментариях к книге «Тухфатуль Мухтадж», том 9, стр. 107, сказал: «Не наказывают того, кто совершил прелюбодеяние, не зная, что это запрещено. Это незнание прощается, если он человек, который недавно принял Ислам или он мусульманин, но вырос далеко от мусульман. Если же он вырос среди мусульман и утверждает, что не знал, что прелюбодеяние запрещено, то его незнание не принимают (т.е. не прощается)».

Заключение: если человек, который совершил прелюбодеяние, не знал, что это запрещено, то ему не полагается наказание и ему не будет греха, но только если его незнание основывается на том, что он недавно принял Ислам или он мусульманин, но вырос далеко от мусульман. Если же он жил среди мусульман, то его незнание не прощается, и ему будет грех, в котором он должен раскаяться (сделать тавбу).
 


3. Правда ли, что во всех 4-х мазхабах запрещено бритьё бороды

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, адДимъятийю, в своей книге «Ианату ат Талибин», том 2, стр. 386, сказал: «По мнению аль-Газали, шайхуль Исляма (Закарья аль-Ансари), ибн Хаджара аль-Хайтами в книге «Тухфатуль Мухтадж», ар-Рамли, аль-Хатиба ашШирбини и других учёных, достоверным мнением является то, что брить бороду нежелательно (карахат, но не харам)».

В книге «Аль-Мавсуатуль Фикхия аль-Кувейтия», том 35, стр. 225, сказано: «Большинство учёных ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов пришли к мнению, что брить бороду запрещено (харам)». Заключение: из вышесказанного становится ясным, что брить бороду по мазхабу имама аш-Шафии нежелательно, по трём остальным мазхабам запрещено.

 

4. Можно ли мужчине выщипывать брови?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии, ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфатуль Мухтадж», том 9, стр. 376, пишет, что мужчине нежелательно (карахат) брить и выщипывать брови. 

 

5.  Нужно ли тому, кто зашёл в мечеть, спешить успеть на вступительный такбир за имамом, если тот уже вступил в намаз?

 

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли в своей книге «Нихаятуль Мухтадж», том 2, стр. 145, сказал: «Успеть на вступительный такбир с имамом является ценным деянием... Успевшим маъмум считается, если он вступит в намаз сразу после того, как имам произнесёт такбир. Это если маъмум присутствовал во время произнесения имамом такбира».

«...Если у человека есть опасение из-за промедления не успеть на вступительный такбир, то спешка (т.е. ускорение шага или бег) не является желательной. Напротив, ему следует идти спокойно, как если бы он был уверен, что успеет».

В хадисе сказано: «Когда прочитают икамат на намаз, вы не идите на него торопясь, напротив, идите на него обычным шагом, стараясь шагать спокойно и с достоинством. И на какую часть намаза вы успеете, её и совершите в джамаате, а оставшуюся дополните». См. «Сахих аль-Бухари», № 908.

«Если же время намаза заканчивается и человек боится, что не успеет своевременно совершить его, то он обязан спешить так же, как если бы боялся пропустить пятничную молитву...».

«...Если же человек опасается пропустить джамаат-намаз (а не сам намаз), то, как передают алимы и как об этом сказано в книге «Шархуль Мухаззаб» и в других книгах, спешка (даже тогда) не является желательной». См. «Нихаятуль Мухтадж», том 2, стр. 145.

Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахиху Муслим», стр. 250, сказал: «Желательно не вставать, пока муэдзин не завершит чтение икамата». Из вышесказанного можно сделать следующий вывод:

1. Не является желательным ускорять шаг или бежать, чтобы успеть на вступительный такбир имама, если тот собирается вступить или уже вступил в намаз. Имам аш-Ширвани в субкомментарии на «Тухфатуль мухтадж» пишет, что маъмум получит такое же вознаграждение от Всевышнего, какое бы получил, успей он на такбир.  

2. Спешка также не является желательной, даже если есть вероятность упустить джамаат-намаз.

3. Желательно не вставать, пока муэдзин не завершит чтение икамата.
 

 


6. Можно ли ездить на такси для изучения исламских знаний, если со мной бывают и мои малолетние дети?

Если речь идёт о выезде за населённый пункт с целью приобретения обязательных шариатских знаний (такие как намаз), которые женщина не может получить, не выехав в путь, то ей разрешается выезжать без мужа или махрама (т.е. можно даже самой, если путь безопасный).

 

Выезд за пределы населённого пункта для приобретения необязательных знаний обязывает женщину, чтобы с ней выехал один из далее перечисленных людей:

1) муж,

2) или махрам, сын и т.д.

Женщине разрешено выезжать в путь с детьми, если среди них есть сын, достигший совершеннолетия, или сын, который приблизился к совершеннолетию (приблизительно 14 лет), и с ним безопасно выходить в путь, так как он имеет уважение среди людей. Если речь идёт о поездке на такси в пределах населённого пункта, то во избежание запретного уединения с противоположным полом нужно знать следующее. Женщине и мужчине запрещено уединяться в одном помещении без третьего лица.

Этот запрет снимается, если там будет дополнительно присутствовать:

1) муж,

2) или её махрам, например сын или дочь, достигшие минимум возраста тамйиз, перед которыми будет стыдно совершать что-то плохое (приблизительно 6–7 лет и более),

3) или его махрамка, например дочь приблизительно 6–7 лет и более,

4) или его жена,

5) или посторонняя женщина. Все перечисленные должны быть такими, перед которыми стыдно совершать что-то плохое.

«Закаря аль-Ансари, «Шарху Бахжат»; Ибн Хаджар альХайтами, «Тухфатуль Мухтадж».



7. Что нужно читать, когда заходишь на кладбище, возле могилы умершего, и что просить для него? Можно ли делать дуа на родном языке?

Передано от госпожи Айши رضي الله عنها, что она спросила Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха ﷺ, когда я посещаю кладбище, что мне нужно говорить?» Пророк ﷺ ответил: «Ты скажи: “Мир Аллаха  ﷻ вам, о обитель верующих людей! Да смилуется Аллах  ﷻ над предыдущими и последующими за ними мусульманами! И мы, если на то будет воля Аллаха  ﷻ, присоединимся к вам!”»

Этот хадис привёл имам Муслим. Посещающему родных и близких, дойдя до их могил, следует приблизиться к ним и встать с той стороны, куда обращены лица покойных, на таком же расстоянии, на каком обычно стоял, когда они были живы. Рядом с могилой лучше стоять, или же можно сесть на той стороне, куда обращено лицо покойного. Затем следует произнести: «Ас-саляму алайкум», – и далее прочесть что-либо из Корана, например суру «Аль-Фатиха», начало суры «Аль-Бакара», аят «Аль-Курсий», аят «Амана-ррасулю», суру «Ясин», «Аль-Мульк» («Табарака»), «Ат-Такасур», 11, 7 или 3 раза суру «Аль-Ихляс» – по возможности прочесть что-либо из упомянутого.

В хадисе также говорится, что если, прочитав аят «Аль-Курсий», посвятить вознаграждение за него тем, кто похоронен на кладбище, то Всевышний введёт в каждую могилу от востока до запада по 40 нуров (сияний) и расширит им могилы. В другом изречении Посланника Аллаха ﷺ говорится, что если, отправившись на кладбище, прочитать там суру «Ясин», то в этот день покойным делают облегчение и прочитавшему её запишут столько же благих деяний, сколько там похоронено людей.

Пророк ﷺ  говорил, что если, прочитав 11 раз суру «Аль-Ихлас», отдать вознаграждение за это похороненным на кладбище, то Всевышний простит читающему соответствующее погребённым там количество грехов. В другой версии сказано, что его одарят воздаянием, соответствующим количеству погребённых. Дуа можно делать и на родном языке.

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
 
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).

Фото с сайта nail - ideas.  xyz
 

Комментарии (1)

  • 07.02.2018
    МашаАллаh