Маврикий: динамичный Ислам в островном государстве

В юго-западной части Индийского океана, в 900 км к востоку от Мадагаскара есть группа островов, которая образует Республику Маврикий.

статья опубликована в номере: 3 (544) / от 01 февраля 2018 (Джумад уль-Авваль 1439 г.)
292

Самый большой из этих островов – Маврикий, там находится столица Порт-Луи. В Индийском океане преобладают ветры, дующие с противоположных направлений летом и зимой, позволяя парусным судам перевозить пассажиров и грузы в Аравию, Индию и Африку и из этих земель. Именно по этим морским торговым маршрутам арабские мусульманские купцы принесли Ислам народам и городам, являющимся торговыми центрами, вдоль побережья Восточной Африки.

 

Отдалённый и необитаемый Маврикий играл незначительную роль в этой межконтинентальной сети, пока европейцы не начали плавать в Индийский океан вокруг южных берегов Африки. Соревнуясь за доступ к богатым коммерческим возможностям Азии, они искали безопасные океанские маршруты и базы. Португальцы были первыми, кто исследовал возможности Маврикия и его порт, но они не стали там селиться.

 

В 1638 году голландцы первыми осели на острове, но в конечном итоге они покинули эту землю. Французы взяли остров под свой контроль в 1710 году. Остров Маврикий потрясающе красив. Площадь его всего 1864 кв. км, он окружён горными вершинами и побережьями третьего по величине в мире кораллового рифа. Это действительно тропический рай с богатыми вулканическими почвами, обильными реками и ручьями и разнообразной растительностью.

 

Для французов новая колония имела большое значение и как стратегический порт, и как земля с хорошим сельскохозяйственным потенциалом: в то время табак, индиго, хлопок и сахар были очень прибыльными товарами на мировом рынке. Специалисты были необходимы для обслуживания кораблей и причалов в Порт-Луи, и для этой цели были привезены свободные мусульманские ремесленники и моряки из Индии. Для другого труда были привезены рабы из Африки. Многие из них были мусульманами. Другая группа свободных индейцев поселилась тут с 1758 года.

 

Это были финансово независимые индуистские и мусульманские торговцы, которые создали в колонии коммерческие предприятия. В 1787 году ПортЛуи был объявлен свободным портом, открытым для судов всех стран. Число купцов выросло в четыре раза: они торговали с судами из Азии, Африки, Европы и Северной и Южной Америки. С этого времени местные предприниматели стали формирующим элементом в маврикийском обществе.

 

В 1805 году группе мусульманских землевладельцев было дано разрешение на строительство мечети, которая стала первой на острове. В 1810 году, во время наполеоновских войн, Британия завоевала Маврикий. Французам было разрешено сохранить своё имущество, язык и правовую систему и продолжать свободно торговать. Их рабы продолжали эксплуатироваться, но движение против рабства в Британии в это время достигло своего апогея, и для дополнительного ручного труда британцы стали ввозить заключённых из Индии, многие из которых были мусульманами.

 

Британия отменила рабство в 1833 году, но у англичан был ещё один способ подбора дешёвых рабочих. Обнищавшим индейцам были предложены контракты как наемным работникам на срок до семи лет при унизительных условиях. У многих не было выбора, кроме как согласиться. В 1834 году прибыли первые работники, в их числе мусульмане. Когда их контракты истекли, многие вернулись домой, но значительное число осталось.

 

Это и как рабочие и мелкие торговцы. Как и во время французского правления, независимые мусульманские купцы продолжали поселяться на Маврикии. Мусульманские предприниматели продолжали вносить значительный вклад в развитие острова и со временем заслуженно стали занимать уважаемое место в колониальном обществе.

Постепенно некоторые из них стали владельцами плантаций сахарного тростника, судоходных компаний и причалов. Почти весь экспорт сахара и большая часть импорта продуктов питания, текстиля и других основных товаров осуществлялись ими с использованием их кораблей. Проницательные мусульманские торговцы сумели сохранить высокую степень независимости в своих делах от колониальных правителей. Ведущие элементы мусульманской общины играли динамичную и центральную – а не просто подчинённую и периферийную – роль в реалиях повседневной колониальной жизни.

 

Успешные мусульманские предприниматели активно поддерживали своё сообщество материально и морально. Они помогли построить медресе и мечети, в том числе главную Джумма Масджид. В настоящее время на Маврикии насчитывается более 200 мечетей, обслуживающих суннитов (примерно 80% мусульманского населения), шиитов, ахмадийтов и представителей других групп. Образование, как всегда в Исламе, было высоко оценено, и ведущие мусульманские семьи были в состоянии обеспечивать своим детям высшее образование.

 

С начала XX века растущий мусульманский профессиональный средний класс начал длительный процесс участия в административном и политическом управлении в качестве государственных служащих, муниципальных советников и парламентариев. В 1968 году Маврикий получил независимость от Великобритании. Население сейчас составляет 1290000 человек, из которых 48,5% – индуисты, 32% – католики и протестантские христиане, а 17,3% – мусульмане.

 

Посредством политики поддержки многих разнообразных культурных традиций Маврикий сумел создать стабильную и демократическую политическую систему. Хотя принадлежность человека к той или иной религиозной общине является важным фактором в национальной и политической жизни, ни одна этнически-религиозная группа не может поддерживать свой вес в политической власти, не полагаясь на союз с другими.

 

Первый генерал-губернатор Республики Маврикий, сэр Абдул Раман Осман, был из мусульманской общины, как и первый избранный президент Кассам Утеем. Нынешний президент страны Амина Гуриб-Факим – мусульманка – всемирно известный эксперт в области сохранения биоразнообразия и устойчивого развития. Маврикий – светское государство со свободой вероисповедания.

 

Совет Вакф управляет мечетями и несёт ответственность за похороны, образование в медресе и исламские церемонии. В 1987 году был создан Исламский культурный центр. Среди других функций центр организует паломничество к святым землям – хадж и умру, а также проводит курсы на арабском языке и на языке урду. Маврикий является парламентской демократической республикой. Премьер-министр Индии Нарендра Моди, посетив Маврикий в 2017 году, высоко оценил его как «образцовую модель демократии и подотчётности».

 

Индекс Управления африканских государств Фонда Мо Ибрахима 2006–2014 годов считал Маврикий первым в области благого управления на континенте. После обретения независимости Маврикий развился из экономики с низким доходом, ориентированной в основном на сельское хозяйство, в диверсифицированную экономику с высоким уровнем дохода, основанную главным образом на туризме, лёгкой промышленности, сахарном экспорте и финансовых услугах.

В последние годы важными секторами также стали информационно-коммуникационные технологии, морепродукты, индустрия гостеприимства, развитие недвижимости, здравоохранение, возобновляемые источники энергии, образование и профессиональная подготовка. Экономический рост привёл к очень низкому уровню безработицы (2,5%). Маврикий имеет один из самых высоких доходов на душу населения в Африке. Экономическое развитие Маврикия после обретения независимости было названо Мавританским чудом и Историей успеха Африки.

 

Нация высоко оценивается на международном уровне с точки зрения экономической конкурентоспособности и дружественного инвестиционного климата, благого управления и свободной экономики. В Индексе экономической свободы в 2017 году Маврикий занял 21-е место в мире (и 1-е место в Африке) и получил самый высокий балл в области свободы инвестиций в 183 странах. Банк Маврикия активно участвует в развитии мировой и местной исламской финансовой индустрии.

 

В Исламе страна считается благословлённой, если её торговцы и предприятия придерживаются своих религиозных принципов, как это отражено в хадисе Пророка : «Правдивый и заслуживающий доверия торговец будет в обществе пророков, святых и шахидов в Судный день» (ат-Тирмизи, №1209). За последние триста лет истории Маврикия мусульмане – не только в коммерческом секторе, но и в обществе в целом – сыграли центральную роль в развитии своих свобод и процветания благодаря своей моральной и коммерческой честности и сильному чувству межпоколенческий ответственности.

 

Мусульмане были основными участниками процесса, ведущего к национальной независимости, так как они по-прежнему находятся в национальном руководстве после обретения страной независимости. Республика Маврикий – пример богатого и динамичного вклада, который сообщество мусульманского меньшинства может внести в создание многокультурного, глобально ориентированного и справедливого общества, если мусульмане способны свободно функционировать в соответствии со своими собственными принципами с течением времени.



 

 


ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ, ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ


Исламский культурный центр, Порт-Луи, Маврикий (Фото с сайта en.wikipedia.org), 

Джумма Масджид, Порт-Луи, Маврикий, Фото с сайта starpress.info,      


«Индийские мусульманские купцы и знатные лица» перед мусульманским магазином (флаг османского халифа Султана Абдулхамида II), Порт-Луи, Маврикий, 1900 г. 

 

 

 

 

Также в рубрике

Российские мусульмане готовятся к хаджу

Хадж является самым масштабным ежегодным конгрессом. Подготовка к новому сезону начинается сразу после

70-летие установления дипломатических отношений между Россией и Пакистаном

10 мая посольство РФ в Исламской Республике Пакистан провело приём в честь 70-летия установления

«Невеста Корана» – запретный обычай

Неисламская традиция индостанских мусульман В древнем мире существовало множество брачных традиций.

Бача пош

Бача пош – дословно эту фразу с дари можно перевести как «девочка, одетая мальчиком». Причём здесь идёт речь