23 апреля
2024 года
поделиться

Молитва путника

Минимальный срок поездки, при которой в силу вступают определённые правила, составляет три дня (на верблюде).

Поэтому, если человек покинул место своего пребывания с намерением поехать средним темпом до места, до которого он будет добираться в течение как минимум трёх дней, он в этом случае не постится (в рамазан) и сокращает четырёхракаатные обязательные молитвы.

 

Ему нельзя совершать их по четыре ракаата, поскольку является необходимым (ваджиб) сокращение обязательных зухр-, аср- и иша- молитв до двух ракаатов. Обязательные фаджр- и магриб-молитвы, а также витр и выделенные сунны не изменяются. Если же он (будет исполнять четыре полных ракаата и) сядет в первом сидении (между вторым и третьим ракаатом), его молитва будет действительной, хотя он тем самым совершит серьёзную ошибку. Это является совершенно неугодным, если делается умышленно.

 

Если же делается непреднамеренно, то требуются земные поклоны забывчивости. Это связано с тем, что сокращение молитвы до двух ракаатов необходимо (ваджиб), как и произнесение завершающих салямов сразу после последнего сидения, то есть сидения после второго ракаата. В ином же случае молитва будет недействительной.

 

То есть, если он полностью пропустил первое сидение, обязательная молитва становится недействительной, ведь он пропустил обязательный (фарз) рукн – последнее сидение двух ракаатов. Четыре ракаата в этом случае считаются добровольной молитвой, и ему нужно заново совершить обязательную молитву. Он не имеет права сокращать никакие молитвы, помимо четырёхракаатных обязательных молитв.

 

Если он сделал остановку в поездке, будучи в состоянии отдыха, ему следует совершать (наряду с обязательными и необходимыми) молитвы, являющиеся (выделенными) суннами. В ином случае он может оставить их (и совершать лишь обязательные и необходимые молитвы). Но некоторые полагают, что два ракаата сунны до фаджра – исключение из этого общего послабления, то есть их исполнение всё равно является важным (выделенным суннатом), несмотря на движение и спешку.

 

Как только он достигнет города или села и примет намерение остаться там (как минимум) на 15 (полных) дней, он должен полноценно исполнять (четыре ракаата обязательных молитв, а не сокращать их) и поститься (если это рамазан). В ином случае (если он всё ещё в пути или остаётся не в своём обычном месте проживания менее чем на 15 дней) он не делает этого (не совершает четыре ракаата и не постится, то есть всё ещё должен сокращать молитвы и может не поститься в рамазан).

 

Поездка (путника) завершается со вступлением в своё обычное место проживания (ватан-асли, его городские границы). Если путник молится за человеком, который не является путником в течение времени молитвы, его молитва действительна и он должен исполнить полные четыре ракаата; если же после времени молитвы, то молитва недействительна.

 

То есть, если время молитвы истекло, путник не может возмещать четыре ракаата обязательной молитвы за имамом (не путником), который тоже возмещает эту молитву. Если он всё же сделает это, молитва путника не будет действительной. В противоположном сценарии молитва не путника-последователя будет действительна в обоих случаях при условии, что не путник не завершит четыре ракаата со своим имамомпутником (если тот ошибочно исполнит четыре ракаата вместо двух), ведь, если он исполнит их с ним, обязательная молитва не путника-последователя будет недействительной (и засчитается лишь как добровольная молитва). Т

 

о есть в сценарии, когда не путник молится в качестве последователя за имамом-путником, молитва не путника действительна и в течение времени молитвы, и по его истечении. В любом из данных двух случаев, поскольку имам-путник совершает лишь два ракаата, последователь не путник не произносит вместе с ним салямы, а встаёт для завершения оставшихся двух ракаатов, поскольку оба они обязательны для него.

 

Он делает это без чтения Корана и без земных поклонов забывчивости, если был пропущен необходимый (ваджиб) элемент. Имаму сразу после второго завершающего саляма рекомендуется сказать: «Завершите свою молитву, ведь я – путник», – хотя ему следует известить последователей об этом заранее. Пропущенная в пути четырёхракаатная) молитва восполняется в виде двух ракаатов (даже если человек уже не является путником, когда восполняет её). Также и пропущенная не путником (четырёхракаатная) молитва восполняется как четыре ракаата (даже если на момент восполнения он находится в пути). В расчёт принимается окончание времени молитвы. 


(Шурунбулали. Мараки фалях, 1:160; Шурунбулали. Имдад Фаттах, 446; Тумурташи. Танвир абсар, 1:532; Хаскафи. Дурр мухтар, Ибн Абидин. Радд мухтар, 2:120)

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ

 

Фото с сайта p r o p h e t p b u h. com