20 апреля
2024 года
поделиться

Восполнение (каза) пропущенных молитв

Соблюдение порядка между пропущенной и текущей предписанной молитвами, а также между самими пропущенными молитвами является важным (мустахак), то есть по сути обязанностью (фарз-амали). Это означает, что при неисполнении по порядку молитвы будут недействительными.

Но данный порядок не является необходимым при одной из следующих трёх ситуаций:

 

1) Если рекомендованное время (для текущей предписанной молитвы) вот-вот пройдёт (в этом случае человек совершает текущую предписанную молитву до восполнения пропущенной).

 

2) Забывчивость. Если человек забыл, что пропустил молитву (молитвы), из-за чего и стал совершать текущую обязательную молитву, он в этом случае не обязан восполнять эту текущую обязательную молитву, когда вспомнит о пропущенной молитве (молитвах). Например, если человек совершает витр, думая, что исполнил иша-молитву, а затем вспоминает, что её он на самом деле не исполнил, тогда ему нужно совершить только иша-молитву, а витр повторять не надо. То же правило применяется, если человек совершил зухр, а затем и аср, и тут вспомнил, что зухр (и только он) был совершён без омовения. В этом случае нужно только повторить зухр, не аср.

 

3) Если количество пропущенных предписанных молитв, за исключением витра, становится равным шести (или более). Поэтому то, что человек исполняет (из текущих предписанных молитв), даже витр, недействительно, хотя и «подвешено». Имеется в виду следующее: если ни одной из трёх ситуаций нет – то есть человек совершает текущие обязательные молитвы, и каждую из них исполняет не тогда, когда время для неё вот-вот завершится, и при этом он помнит о пропущенных молитвах, которых менее шести, – в этом случае то, что он исполнит из числа текущих молитв, обязательных или витра, будет недействительным, но при этом «подвешенным».

 

«Подвешенное» означает, что потенциально это может стать действительным. Это случается по истечении пятой обязательной молитвы после пропущенной молитвы (чтобы суммарно их стало шесть, не считая витра): в этом случае все пять «подвешенных» молитв становятся действительными. Если же он восполняет пропущенную молитву до истечения пятой молитвы после пропущенной, тогда все эти текущие обязательные молитвы считаются добровольными (нафль) по описанию, и ему нужно восполнить их все для исполнения обязанности.

 

Например, если он пропускает в понедельник фаджр, а затем, помня о пропуске, совершает оставшиеся молитвы этого дня, то эти молитвы (зухр, аср, магриб, иша, витр) недействительны, но «подвешены». Если он восполнит фаджр понедельника до восхода вторника, эти молитвы будут признаны добровольными и их все нужно будет восполнить (в их правильном порядке) для исполнения обязанности их совершения.

 

Если же он не восполнит фаджр понедельника до восхода вторника, тогда эти другие молитвы будут признаны действительными (на восходе) и ему нужно будет восполнить лишь фаджр понедельника. Витр уникален в том, что его нужно исполнить по порядку, но при этом он не учитывается в данном правиле шести пропущенных молитв, освобождающих человека от обязанности верного порядка.

 

Указание конкретной молитвы не является нужным (в намерении восполнения пропущенной молитвы); достаточно принять намерение, скажем, на зухр- или иша-молитву, которую человек должен. То есть если, скажем, пропущено много зухр-молитв, человеку не требуется указывать конкретный день, за который он восполняет молитву, например «зухр воскресенья 5 января 2015 года» или даже «наиболее ранняя (или, наоборот, поздняя) из зухр-молитв, которые я должен».

 

Достаточно намерения на «зухрмолитву, которую я должен». Такое мнение указывается в книге «Канз дакаик» Насафи. Оно же считается имамом Шурунбулали и др. более веским. То же правило применяется и к дням поста Рамадана, как об этом говорится в тексте.

 

Другое мнение мазхаба состоит в том, что для действительности восполнения требуется некоторая конкретизация: либо посредством указания конкретного дня, либо, например, намерением на «наиболее раннюю (или, наоборот, позднюю) из зухр-молитв, которые я должен». Данное мнение является более осторожным, и потому следует поступать в соответствии с ним.

 

Впрочем, первое мнение является действительным, а значит, допустимо для следования. Это правило относится и к посту. Кто не переселился в мусульманские земли после принятия Ислама, является оправданным (от обязанности восполнения пропущенных молитв и дней поста) из-за незнания им Шариата. Данное правило, впрочем, не применяется, если исламские знания доступны в его местности. Именно так сейчас обстоит дело с большей частью современного мира.


 (Тахтави. «Хашия «Мараки фалях», 2:37; «Табьин хакаик», 1:190; Шурунбулали. «Мараки фалях», 1:171; Шурунбулали. «Имдад Фаттах», 458; Хаскафи. «Дурр мухтар»; Ибн Абидин. «Радд мухтар», 2:62)
 

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ

 

Фото с сайта info - slam. ru