«God bless you» – «Благослови тебя Бог»

Во время выдоха при чихании из тела выходят вредные вещества, за счёт чего Всевышний защищает человека от болезней. Как известно, у каждого мусульманина перед другим есть пять обязанностей. Первые две – отвечать на приветствие и приглашение – можно назвать проявлением этики. Вторые две – посещать больного и проводить покойного в последний путь . Что же касается проводов покойного, то это ещё и считается коллективной обязанностью: то есть если никто не придёт на похороны, грех ляжет на всех совершеннолетних мужчин населённого пункта.

статья опубликована в номере: 3 (544) / от 01 февраля 2018 (Джумад уль-Авваль 1439 г.)
353

Наконец, есть пятая, пожалуй, самая удивительная обязанность мусульманина. О ней в числе прочих упоминается в хадисе, переданном Абу Даудом, согласно которому Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Пять вещей обязательны для верующего в отношении своего брата по вере: отвечать на приветствие, желать милости чихнувшему (сказать «Ярхамука Ллах»), отвечать на приглашение, посещать больного, проводить покойного».

 

Притом что в светском обществе нет единого мнения о том, стоит ли отвечать чихнувшему (например, считается, что таким образом можно поставить в неловкое положение человека, и без того смущённого из-за  болезни), в Исламе это, казалось бы, несущественное проявление внимания возведено в ранг обязанности. Разберёмся, почему.

 

В хадисе, переданном от Аиши رضي الله عنها , сообщается: «Когда кто-то из вас чихнёт, пусть скажет «Альхамдулиллях», а те, кто рядом, пусть скажут: «Ярхамука Ллах». «Альхамдулиллях» означает «Хвала Аллаху ﷻ», а «Ярхамука Ллах» – «Да помилует тебя Аллах ﷻ». То есть для человека, воздавшего хвалу Аллаху ﷻ, следует просить милости. А уже в ответ на «Ярхамука Ллах» чихнувшему надлежит произнести: «Яхдикумуллаху ва юслиху балякум!» («Да направит Аллах ﷻ вас по правильному пути и улучшит ваше состояние!»).

 

Если же человек не восхвалил Аллаха ﷻ при чихании, окружающим стоит напомнить ему об этом, сказав «Альхамдулиллях», чтобы он повторил, либо не читать ему мольбу. Этикет чихания неслучайно предписывает воздавать хвалу Создателю: считается, что чихание (возникшее само по себе) указывает на любовь Аллаха  к человеку и является любимым Аллахом ﷻ делом (в противоположность зевоте как проявлению лени и вялости).

 

Само по себе чихание ошибочно считается незначительным действием. На самом деле это великое благословение от Аллаха ﷻ. В нём участвуют различные группы мышц: живота, шеи, груди и глаз. Во время выдоха при чихании из тела выходят вредные вещества, за счёт чего Всевышний защищает человека от болезней.

 

Одновременно чихание позволяет свободно дышать, открывая дыхательные пути. И Аллах ﷻ мгновенно возвращает лицо человека в нормальное положение из искривлённого состояния, которое оно принимает при чихании, – только посредством Своей милости и милосердия.

 

Ещё одно благо заключено в смыкании век при чихании: Создатель таким образом позволяет человеку уберечь глаза от вреда. Интересно, что в английском языке принято почти идентичное выражение «God bless you», в переводе – «Благослови тебя Бог». То есть верующие люди, независимо от конфессии, видят в чихании проявление божественной милости.

 

При этом атеисты предпочитают ему сокращённое «Bless you!» или простое «Be well!» (аналог «Будь здоров!»). Понимание важности чихания присутствует даже в языческих культах: оно сводится к тому, что человек может «вычихнуть» из себя злых духов.

 

Поэтому в диких африканских племенах на некоторых обрядах раздают специальный чихательный порошок, чтобы всё племя избавилось от вредного воздействия. В джунглях Амазонки индейцы с той же целью используют специальные тонкие палочки, которыми щекочут ноздри, ч т о б ы вызвать чихание. Причём их делает сам шаман. Об особом внимании к чиханию свидетельствует и описание своеобразной этики этого процесса.

 

Из хадисов известно, что Посланник Аллаха ﷺ, когда чихал, подставлял ко рту руку или одежду, чтобы уменьшить звук. Это означает, что при чихании не нужно сдерживаться, но не стоит и повышать голос. И подобными правилами руководствовались и руководствуются до сих пор многие люди по всему миру. Так, особенности «правильного» чихания прописывались в европейских книгах по этикету.

 

Правда, на балах дамам и кавалерам приходилось себя сдерживать: чихание считалось дурным тоном. А в некоторых странах чихать и вовсе разрешалось только представителям определённых сословий: в Древнем Египте, например, такой привилегией при дворе обладали разве что члены царской семьи. В Древней Индии чихать позволялось только радже – причём не менее трёх раз подряд, а всем подданным полагалось благодарить его за услышанный ими «божественный» звук.

 

А вот в Армении, наоборот, считалось, что правителю не пристало чихать, это может себе позволить только простой люд. Обратим внимание на то, что вышеописанные правила проявления благодарности Всевышнему и пожелания милости чихнувшему с точки зрения Ислама относятся только к чиханию, возникшему непроизвольно (то есть без внешних причин вроде потока холодного воздуха или пыли). Если же человек чихнул свыше трёх раз подряд, то это уже считается проявлением болезни.

 

В таком случае Посланник Аллаха ﷺ отмечал, что нужно пожелать излечения, сказав «ИшфикАллах», что означает «Да исцелит тебя Аллах ﷻ». Это похоже на принятое в России выражение «Будь здоров», которое 
произносят в ответ чихнувшему. Хотя изначальный смысл этих слов гораздо шире обычного пожелания здоровья.

 

В Древней Руси с чиханием связывали различные приметы: в частности, у тяжелобольного оно считалось предвестием его скорого выздоровления. Чихнуть в понедельник натощак – к подарку, во вторник – к приезжим, в среду – к вестям, в четверг – к похвале, в пятницу – к свиданию, в субботу – к исполнению желаний, а в воскресенье – к гостям. 

 

Позже, с принятием Христианства, пожелание «Будь здоров!» осталось, однако смысл его изменился. По мнению некоторых толкователей Библии, при резком выдохе или чихании человек может, что называется, «испустить дух», то есть умереть. Поскольку считается, что люди созданы «вдохновением» божественного духа, то при кончине дух тем же путём исходит от них.

 

А потому суть слов «Будь здоров!» сводится к стремлению уберечь человека от испускания духа или от того, чтобы душа покинула  тело. Подобные поверия исследователи описывают и в других странах: они основываются на том, что человек «вычихивает» свою душу. А слова «Будьте здоровы» якобы служат ему защитой.

 

Между тем в некоторых странах чиханию стараются не придавать значения, причём намеренно. Так, в Японии и Корее по сей день существует суеверие, согласно которому в момент чихания кто-то обсуждает человека. В этих азиатских странах культура предписывает чихающему извиниться, а окружающим сделать вид, что они ничего не заметили. 

 


МАЛИКА ВОРОНИНА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
 

Также в рубрике

Чужие дети

Занятие спортивной группы в полной тишине уже подходило к концу, когда мы услышали странные свистяще-ухающие

Судьбы в переплёте

Увидев читающего ребёнка, кто из вас проверит, что он читает? Самое могущественное оружие в нашем мире –

Самосовершенствование личности

Бесспорно, что формирование личности и её деяния в будущем во многом определяются и начинаются с раннего

Девять причин неудачного брака

Ричард Бах, американский писатель, философ и публицист, высказал как-то интересную идею: «Очень легко узнать,