Ежедневный грех. Остановись!

Порой мы не обращаем внимания на то, как незначительные, на первый взгляд, слова, сказанные нами в шутку или всерьёз в дружеской беседе или в пылу обиды, ложатся на нас всей тяжестью греха. А если посмотреть на это с точки зрения Шариата, получается, что мы занимаемся обычными сплетнями.

статья опубликована в номере: 3 (544) / от 01 февраля 2018 (Джумад уль-Авваль 1439 г.)
344

Сплетня – слух о комлибо или о чём-либо, обычно основанный на неточных или заведомо неверных, нередко вымышленных сведениях. Когда человек осуждает другого за его спиной или разглашает информацию, которую ему доверили хранить, это также называется доносительством и сплетней.

 

Шариат категорически запрещает это, казалось бы, невинное явление, которое наносит непоправимый урон не только душе и сердцу человека: во многих случаях это явление становится причиной раздоров, разлада и вражды, ставя под прямую угрозу спокойствие счастливой семьи и братские узы в обществе.

 

Всевышний Аллах в Священном Коране указывает на тяжесть этого греха: «Но ты, о Мухаммад, не повинуйся же всякому расточителю клятв, который много клянётся, подлецу, хулителю [тому, кто порицает человека при нём самом] и тому, кто распространяет сплетни среди людей, чтобы испортить отношения между ними» (сура «Аль-Калям»: 10–14).

 

О тяжести этого греха также свидетельствуют хадисы. От Абдуллаха Ибн Аббаса  передаётся, что однажды Посланник Аллаха , проходивший мимо двух могил, сказал: «Поистине, их (то есть тех, кто лежит в этих могилах) подвергают наказаниям и мучают не за большой грех».

В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что Пророк  сказал: «Но всё же грех каждого является тяжким: что касается одного из них, то он распространял сплетни (передавал слова одних другим), что же касается другого, то он не остерегался должным образом собственной мочи» (Бухари, Муслим).

 

Слова Пророка  «...и мучают их не за большой грех...» означают, что этот грех не казался большим этим людям и они не обращали внимания на его тяжесть и наказание, которое понесут за него в могиле и на Том свете.

 

Относительно смысла этих слов Пророка  имеются и другие мнения, общий смысл которых сводится к тому, что грех, которому они не придавали никакого значения, является серьёзным перед Всевышним Аллахом. В другом же хадисе Пророка , который передают со слов Хузайфы , сообщается, что Посланник Аллаха  сказал: «Сплетник (доносящий слова других) не войдёт в Рай» (Бухари, Муслим).

 

Читая эти и другие хадисы, мы все прекрасно понимаем греховность распространения сплетен и передачи слов одних людей другим, но, к великому сожалению, всё равно не перестаём практиковать подобные запрещённые Всевышнем Аллахом действия и, как всегда, находим себе оправдания. Обсуждая какие-то неприятные качества того или иного человека, мы совершаем грех, сравнимый с поеданием мертвечины.

 

Но, передавая слова одних людей другим без разрешения и желания тех, кто это сказал, человек ставит под угрозу спокойствие в обществе и сеет вражду, конец которой сложно предсказать. Как показывает практика, нередко из-за сплетен даже родные и близкие люди разрывают отношения, не общаются между собой годами. И если ситуация не изменится, то вражда между их семьями будет передаваться из поколения в поколение.

 

А это наносит огромный урон стабильным отношениям и взаимопониманию внутри семье и приносит обществу колоссальный вред. Причиной семейных ссор и даже развода могут стать чуточку искажённые «доброжелателями» и «подругами» слова супруга, дошедшие до супруги, или наоборот. Развитие социальных сетей и мессенджеров, по которым любая информация распространяется со скоростью света, создаёт благоприятную почву для передачи сплетен и по геометрической прогрессии увеличивает круг людей, вовлечённых в совершение греха.

 

Стоит отметить, что при любом проявлении этого греха обязанностью каждого мусульманина является предотвращение его распространения. Но опять же действия человека, желающего предотвратить этот грех, не должны выходить за рамки Шариата. Мы должны обращаться к Всевышнему с мольбами за таких людей и просить у Аллаха  наставления для них и защиты от совершения подобных ошибок для себя.

 

Ведь Всевышний Аллах скроет ошибки тех, кто скроет ошибки своих собратьев. Всевышний Аллах запретил нам выслушивать такие слова и предписал услышавшему отвергать их и выражать порицание тому, кто их произносит. Каждый мусульманин должен защитить честь своего брата и огородить его от всяких сплетен, удержать другого человека от злословия в адрес своего брата по вере или отвергнуть слова хулы, если они произнесены.

 

От Абу Ад-Дарды  передаётся, что Пророк  сказал: «Лицо того, кто защитит честь своего брата, Аллах  защитит от Огня в День Суда» (Тирмизи). Если же человек не сумеет сделать этого или слова его не будут приняты к сведению, пусть по возможности покинет такое собрание. А если обсуждение происходит в Интернете, пусть человек покинет группу, сообщество, заблокирует этого пользователя и тому подобное… 

 


НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ
 

Также в рубрике

«Притеснение – мрак в День суда»

Россия прекрасна и уникальна многообразием различных народов, религиозных конфессий. Не менее удивительна

Благодарность Всевышнему за всё, что мы имеем…

Уважаемые братья и сёстры, нам нельзя переставать выражать безграничную хвалу Всевышнему Аллаху за Его

Как стать умнее своего смартфона

Все мы знаем три наиболее важных элемента, необходимых для выживания любому человеку, – это воздух, вода и

15 полезных советов паломнику

1. Итак, первое и самое важное правило: берите с собой терпение. Целых десять мешков. Хадж – не место для