25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Абуль Касим аль-Кушайри

Продолжение. Начало предыдущем номере В предыдущем номере мы начали говорить о выдающемся богослове Ислама пятого столетия хиджры Абуль Касиме Кушайри. В частности, рассказали о его происхождении, начале научного пути, о том, как он вступил на путь тариката, и о том, что Кушайри являлся автором прекрасных книг, среди которых особняком стоит книга по суфизму «Рисалятуль Кушайрия». Остановились мы на том, что в жизни алима было и много горечи. Об этом и поведаем мы, иншааллах, в этой статье.

После 1048 (439 г.х.) года в Нишапуре начали происходить конфликты на религиозной почве. Имадуль мульк Кундури – визирь сельджукского султана Тогрулбека, являясь приверженцем сектантских убеждений, стал сеять смуту среди мусульман, обвиняя их предводителей в заблуждении и отходе от Истины. «…Мне неизвестно другого такого случая, что в одном человеке объединилось столько мерзких убеждений, как в нём…», – писал о Кундури один из мусульманских историков.

 

Поначалу, опасаясь смуты, богословы Ислама терпели всякого рода выходки опьянённого властью визиря, но когда в 1053 году (445 г.х.) с подачи Кундури с минбаров мечетей начали звучать слова проклятия в адрес великого мусульманского теолога и обновителя исламской религии 3-го столетия хиджры Абуль Хасана Ашари, истинные учёные как один встали на защиту Ислама и резко осудили данное новшество. Во главе этих учёных встал Абуль Касим Кушайри.

 

Поначалу учёные пытались донести до султана Тогрулбека ошибочность происходящего и вред, наносимый Исламу и мусульманам его визирем, но все жалобы и письма к султану проходили через Кундури и Тогрулбек оставался в неведении об истине всего происходящего. Тогда Кушайри пошёл на отчаянный шаг. Кушайри написал воззвание к учёным-богословам исламского мира, в котором разъяснялось заблуждение, распространившееся в Хорасане, и призвал алимов откликнуться на его призыв.

 

Призыв благородного богослова был услышан, и многие крупные учёные, ответив на его воззвание, осудили действия визиря. Среди тех, кто откликнулся, были такие крупнейшие имамы ахлю сунны того времени, как аль-Байхаки – известный знаток изречений Пророка Мухаммада , Абу Исхак Ширази – один из самых авторитетных знатоков шафиитского мазхаба, Абуль Маали аль-Джувайни, прозванный за свои знания Имамом двух святынь Мекки и Медины, и многие другие. Но такой поступок учёных ахлю сунны лишь ещё больше разозлил Кундури и утвердил его в своём заблуждении. Он велел схватить и заточить в тюрьму «неуёмных бунтарей».

 

Так Кушайри и другие известные богословы попали за решётку. Но авторитет и почёт Кушайри был столь велик среди народа, что глава Нишапура, узнав об аресте уважаемого во всём исламском мире учёного, поднял в городе мятеж, после чего учёного удалось освободить. После освобождения Кушайри больше не пожелал оставаться в Нишапуре и вскоре покинул город, в котором прошла почти вся его сознательная жизнь.

 

В течение 10 следующих лет Кушайри вынужден был скитаться по чужбине, переезжая из одного города в другой. Но куда бы ни приезжал учёный – его встречали с большими почестями и уважением. Красивый нрав и добродушие алима притягивали к нему людей совершенно разных категорий и социального статуса.

 

И для халифов, и для простого народа учёный был одинаково близок и уважаем. Когда в 1056 году (448 г.х.) Кушайри посетил столицу халифата того периода – Багдад, его с почётом принял сам халиф и устроил для него собрание, где тот читал лекции по хадисам Пророка Мухаммада . Известный учёный, знаток хадисов и историк Хатиб аль-Багдади, вспоминая этот период в своей жизни, писал: «Он читал хадисы в Багдаде, и мы записывали их. Он был из числа надёжных передатчиков хадисов. Он читал проповеди, и его проповеди были прекрасны…».

 

После многих лет скитаний Кушайри решил совершить хадж и с этой целью отправился на святую землю Мекки. В том году в хадже участвовали много учёных Ислама, которым из-за гонений Кундури пришлось покинуть родные края. Из-за большого количества богословов – по некоторым данным, их количество равнялось четырёмстам – этот хадж даже назвали хаджем алимов.

 

Среди тех, кто совершил паломничество в том году, были и крупнейший знаток хадисов Байхаки, и предводитель факихов (мусульманских правоведов) Джувейни. После завершения хаджа учёные начали обсуждать, как им поступать дальше. Кто-то говорил, что необходимо возвращаться на родину, другие говорили, что будет лучше этого не делать.

 

В конце концов, алимы сошлись во мнении, что наилучший выход – выбрать одного из них, предоставить ему слово и последовать его решению. И слово предоставили Кушайри. Кушайри поднялся на минбар, провёл некоторое время в задумчивости, после чего громким голосом воззвал: «О жители Хорасана, возвращайтесь домой! Воистину Кундури был казнён и расчленён.

 

И я сейчас вижу это». И действительно, оказалось, что по велению султана Алб Арслана, который сменил умершего к тому времени султана Тогрулбека, Кундури был казнён. А визирем вместо него был назначен известный праведник и учёный Низам аль-Мульк, который относился с большим уважением к учёным Ислама. После всего этого Кушайри вернулся в Нишапур, где оставался до конца своих дней, окружённый большим уважением и почётом как со стороны простого народа, так и со стороны учёных и властей.

 

Несмотря на то, что Нишапур являлся крупнейшим городом того периода, в котором находилось множество исламских учебных заведений и авторитетных учёных-богословов, всё же провинциал Кушайри благодаря своей мудрости, познаниям в религии и благому человеческому нраву смог выделиться среди них. Его имя встало в один ряд с великими богословами Ислама того периода, а труды переведены на разные языки мира.

 

В 1072 году (465 г.х.), прожив около 90 лет, Абуль Касим Кушайри оставил этот бренный мир. Его могила находится в Нишапуре, он покоится рядом с его любимым учителем и наставником Абу Али Даккаком. Да смилуется Аллах  ﷻ над благородным алимом Абуль Касимом Абдулкаримом ибн Хавазаном ибн Абдулмаликом Кушайри. Амин!

 

МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ