26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Учат в школе…

В январе, с коротким промежутком в четыре дня, сразу две российские школы подверглись нападениям. Пострадали более десятка подростков. Самое страшное, что преступниками оказались учащиеся и выпускники этих самых учебных заведений.

Трагические инциденты заставили общественность задуматься о том, кто и чему на самом деле учит современных школьников. Казалось бы, только отшумели резонансные дела о сумасшедших преступниках, которые через социальные сети заставляли подростков совершать самоубийства. И вот теперь ученики нападают с оружием в руках на своих сверстников и учителей.

 

Утром 15 января двое подростков прошли в здание школы №127 в Перми и нанесли ножевые ранения учительнице труда и ученикам 4 класса. После ударили ножами друг друга. В больницу были госпитализированы девять учащихся 4 класса, учительница и оба нападавших. Спустя три дня, утром 19 января, учащиеся 7 класса школы №25 Улан-Удэ в Бурятии вынуждены были отбиваться от девятиклассника, который, ворвавшись в класс, напал на них с топором.

 

Затем с помощью воспламеняющейся жидкости поджёг помещение и выбросился в окно. То, что сейчас шокирует российскую общественность, на Западе происходило многократно. И возможно, что вместе с ломкой старой советской школьной модели и слепым принятием иностранных образовательных лекал мы получили и сопровождающие их «побочные эффекты», которые сводятся не только к рыночным отношениям, балльномодульной системе и электронным дневникам.

 

Но и к таким циничным нападениям на школы, учителей и одноклассников. Ряд наблюдателей утверждает, что участники нападений были подписаны на группы в социальных сетях, посвящённые культу «Колумбайн». Речь идёт о событиях апреля 1999 года в США, когда двое подростков, вооружённых огнестрельным оружием, устроили массовую резню в кафетерии школы «Колумбайн».

 

Тогда погибли 13 человек и более 20 были ранены. Этому событию на Родине Голливуда посвятили фильмы, книги и строки песен. Убийцы стали известными, что позволило говорить даже о появлении специфической молодёжной субкультуры колумбайнеров. Считается, что это в основном школьники, незаслуженно обижаемые обществом, своими сверстниками, – жертвы школьного буллинга.

 

Школьный буллинг – не самое знакомое для русскоязычного уха слово – буквально переводится с английского как «запугивать, задирать». Под школьным булингом чаще всего понимают преследование и травлю школьников со стороны других учащихся, одноклассников. В ответ на несправедливость к себе они или кончают жизнь самоубийством, или устраивают резню, подобно имевшей место в апреле 1999 года в США.

 

Не сказать, что в нашем детстве не было хулиганов или мы сами были прилежными паиньками. Но, во всяком случае, родителей зарвавшегося ученика у нас могли пригласить в школу или его самого отдать на поруки более старшим товарищам. Когда-то школа воспитывала. Ребёнок, пришедший в первый класс, уже знал из детской песенки, чему его будут учить: Книжки добрые любить и воспитанными быть Учат в школе, учат в школе, учат в школе… Крепко-накрепко дружить, с детства дружбой дорожить Учат в школе, учат в школе, учат в школе… (Куплет из песни «Учат в школе». Слова М. Пляцковского) 

 


И хулиганство было, но оно не превращалось в травлю или целое социальное явление, давно ставшее распространённым на Западе и которое, судя по новостям, становится характерным и для нашего общества. Кто-то видит в этом просчёты школы, другие – отсутствие воспитания в семье, третьи винят общий кризис нравственности и морали, затронувший современное общество.

 

«Тут в едином клубке сплелось множество причин», – замечает председатель Регионального Духовного управления мусульман Пермского края в составе ЦДУМ России, имам-ахунд Анвар-хазрат Аблаев, говоря о причинах вспышки насилия в пермской школе.

 

«В постсоветские десятилетия в России произошла колоссальная девальвация прежних морально-этических ценностей, среди которых значилось и уважение к педагогу, учителю. Профессия педагога под воздействием как экономических (низкая заработная плата), так и социально-престижных (отсутствие реального социального влияния, низкий статус в обществе) факторов перестала цениться, снизилось до минимума уважение к учителю и со стороны родителей, и со стороны учащихся», – считает он.

 

По его словам, «педагоги превратились в «крайних», которые должны всем – и директорам школ, и родителям учащихся, и даже самим учащимся». «Теперь школьники, не способные усвоить элементарную программу, позволяют себе критиковать учителей, обвинять их в том, что они якобы неправильно преподают или не имеют должных знаний.

 

Естественно, что такая ситуация стала возможной потому, что в семьях учеников также отсутствует уважение к педагогам. Учителя стали восприниматься как обслуживающий персонал, обязанный за копеечные зарплаты не просто учить детей, но ещё и терпеть их капризы, хулиганские выходки, хамство родителей», – отмечает Анвар-хазрат Аблаев.

 

Выход из ситуации он видит в повышении престижа учителя в обществе и духовном воспитании детей.

«Всем понятно, что в истинно религиозной семье никогда не вырастут дети с отклонением в поведении, с искажёнными морально-нравственными ценностями. Но семья не изолирована от общества, поэтому столь же серьёзное духовное воспитание, как в истинно религиозной семье, должно быть и в школе», – подчёркивает председатель ДУМ Пермского края.

 

Нападения в российских школах в январе 2018 года стали тревожным звоночком для нас. И если общество и государство не смогут наладить в школах процесс воспитания, то учить там явно будут не тому, о чём поётся в известной детской песенке…

 


РОБЕРТ КУРБАНОВ
 

 

Фото с сайта r i a. r u