«Золотая Колыма» – Магаданская область
В истории Магаданской области имеется немало как героических, так и трагических страниц. Известно, что люди поселились в Магаданской области ещё со времён палеолита. По территории области прошли первобыт
ные охотники, предки современных индейцев, которые заселили Америку через Берингию – сухопутный мост между Сибирью и Аляской.
На северном берегу Охотского моря с давних времён жили коряки. Здесь они освоили морской зверобойный промысел, приручили северного оленя, отсюда коряки стали заселять Камчатский полуостров. Материковую часть Магаданской области, верховья реки Колымы и её притоков искони населяли юкагиры. Это народ искусных охотников и рыболовов имел богатую устную литературную традицию.
Использовалось пиктографическое письмо на бересте – тос. Примерно с XVI века с земель современных Якутии и Хабаровского края в пределах будущей Магаданской области стали селиться кочевые оленеводы – эвены. Неутомимые странники расселились на огромной территории от Лены до Камчатки. Сегодня на Колыме живут около 6 тыс. представителей коренных малочисленных народов: эвены, коряки, юкагиры, чукчи и другие. Потомками первых русских поселенцев, смешавшихся с коренным населением, являются камчадалы. Для их культуры характерно сочетание русской старины, давно забытой в средней России, с культурой коренных народов Севера.
С появлением первых русских поселенцев связано присоединение земель Северо-Востока Азии к Российскому государству. Иван Москвитин во главе отряда томских и красноярских казаков первым из русских в 1639 г. вышел к Тихому океану и дошёл до реки Тауй на юго-западе современной Магаданской области. В 1651–1653 годах казак Михаил Стадухин обследовал северное побережье Охотского моря.
На местах его зимовок возникли первые постоянные поселения: Тауйск, Ямск, Гижигинск. Тауйск – старейшее постоянное поселение региона. Тем не менее, и после присоединения территория нынешней Магаданской области долгое время оставалась неосвоенной малозаселённой окраиной Российской империи. Положение изменилось в начале XX века, когда здесь было найдено золото.
В эти годы колымский край пережил свой короткий период золотой лихорадки. Промышленное освоение Колымы начинается с первой Колымской геологоразведочной экспедиции в 1928 году. Следом за романтиками-геологами осваивать колымские богатства пришли другие люди под охраной конвоя.
В ноябре 1931 года для освоения колымских недр был создан трест по промышленному и дорожному строительству – Дальстрой, что позволило в короткие сроки начать промышленную добычу золота, а впоследствии и олова. Особенностью эпохи стало массовое использование Дальстроем подневольного труда заключённых.
Их силами осуществлялось строительство заводов, электростанций, портов и автомобильных дорог. До «хрущёвской оттепели» на самых тяжёлых работах использовался труд заключённых, многие из которых оставили здесь свои жизни. В сороковые годы Колыма прочно заняла позицию «валютного цеха СССР». Воюющей стране необходимо было золото для оплаты военных поставок из-за рубежа.
Сегодня Колыма на первом месте по объёмам добычи серебра в России и входит в первую пятёрку золотодобывающих регионов.
Мусульмане в Магаданской области
Задолго до начала промышленного освоения земель нынешней Магаданской области в этих краях бывали мусульмане. Предприимчивые татарские купцы покупали у местного населения пушнину и перепродавали в других регионах.
Впервые в истории Магаданской области мусульманская организация появилась в городе Сусуман в начале девяностых. Основали общину верующие из кавказских республик, с советских времён работавшие на золотодобывающих предприятиях в бассейне реки Колымы. В советские годы мусульмане, работавшие в этих местах, тоже совершали свои религиозные обряды, поздравляли друг друга с мусульманскими праздниками, но это всё не афишировалось.
Мусульманская организация в областном центре – городе Магадан – появилась в 2006 году на базе одной из областных татаро-башкирских общественных организаций, основанной в 1999 году потомками переселенцев из Татарстана и Башкирии времён освоения Колымского края. В начале нулевых годов религиозные мероприятия проводились татаробашкирским обществом.
Сегодня в Магаданской области представители разных конфессий живут в мире и согласии и принимают активное участие в общественной жизни общества. Более подробно о религии в регионе мы расскажем, если Бог даст, в следующих номерах нашей газеты.
Пословицы и поговорки коренных народов Магаданской области
Дай человеку рыбы – ты прокормишь его на один день.
Научи его ловить рыбу – накормишь на всю жизнь.
Девушка, никогда над старухой не смейся, ведь скоро и сама усохнешь, как месяц.
Дети, которые дразнят стариков, вырастают глупыми людьми.
Будешь оленя беречь, он сбережёт тебя в пургу. В беде друг – подмога.
Верёвка рвётся, где тонко, нож ломается у конца.
В глаза он прямой, как стрела, а за глаза изменчивый, как смола.
Для еды малая семья хороша, для работы – большая.
Единство братьев крепче каменного утёса.
В семье, где люлька не пустует, нет места тоске и унынью.
Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги.
Жену потеряешь – потухнет огонь.
Женщина растит человека.
И от хорошего худое дитя может родиться.
Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь и своим потомкам.
Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи своё имя.
Муж без жены – сирота.
Мужчина должен быть бесстрашным, а женщина – умной, как росомаха.
ИЛЬНУР ФАЙЗУЛЛИН