25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии) от 15.01.2018

1. Напишите, пожалуйста, с аргументами о том, что отцы могут предлагать благочестивым людям взять их дочерей замуж. Некоторые отцы считают, что это не дозволено, и высмеивают тех, кто так поступил. 2. Разрешается ли женщине по болезни посещать врача-мужчину? 3. В Исламе ведь нет суеверий, тогда почему запрещается отправляться в путь в пятничный день? 4. По какой причине могут появляться сомнения относительно, например, существования Рая и Ада, да и вообще существования самого Всевышнего Аллаха ﷻ? 5. Мой тесть отрицает существование джиннов и говорит, что это миф, придуманный самими людьми. Будет ли ему грех за это? 6. Надевать порванные на коленях джинсы, вытворять с волосами на голове что уму непостижимо и делать всё остальное, что делает молодёжь, следуя моде неверующих, чтобы их считали «крутыми», – всё это может хоть как-то отразиться на их религии и на намазе в особенности? 7. Купленное сырое мясо нужно ли перед тем как положить в кастрюлю для варки, помыть? Ведь на мясе бывает кровь. 8. Когда по Шариату нужно праздновать свадьбу: до супружеской близости молодожёнов или после?

1. Напишите, пожалуйста, с аргументами о том, что отцы могут предлагать благочестивым людям взять их дочерей замуж. Некоторые отцы считают, что это не дозволено, и высмеивают тех, кто так поступил.

Действительно, Ислам призывает не только к тому, чтобы отцы выдавали замуж своих дочерей за религиозного, с благим нравом парня, но и к тому, чтобы предлагали ему взять дочь замуж. И не надо стесняться. Стеснительность имеет своё место. Там, где Ислам говорит о желательности, нет места стеснительности. Подобное известно и от наших праведных предков (салафу салих). Сподвижник Пророка ﷺ Умар ибн Хаттаб رضي الله عنه предложил свою дочь в жёны Абу Бакру رضي الله عنه и Усману رضي الله عنه (см. «Сахихуль Бухари», № 4005). В Священном Коране приводятся слова пророка Шуайба رضي الله عنه, обращённые к пророку Мусе عليه السلام, со следующим смыслом: «Я хочу выдать за тебя одну из своих дочерей…» В комментариях к этому аяту учёный-богослов Абу Абдулла Куртуби пишет: «В этом аяте указывается на то, как попечитель (вали) девушки предлагает взять свою подопечную в жёны. Это установленная сунна: благочестивый человек Мадъяна (Шуайб عليه السلام) предлагает свою дочь благочестивому израильтянину (Мусе عليه السلام) <…>. Поэтому хорошо (хасанун) предлагать свою подопечную благочестивому человеку, следуя за праведными предками (салафу салих)» («АльДжамиу ли ахками аль-Къуръани», 16-й том, стр. 261, издательство «Муассасату рисаляти»). 

 

2. Разрешается ли женщине по болезни посещать врача-мужчину?

В богословской книге «Фатхуль Аллям» учёного-богослова Мухаммада Абдуллаха Джурдани написано: «Для лечения врачу-мужчине разрешается обследовать женщину, но в присутствии махрама (близкого родственника, брак с которым ей запрещается, к примеру отец), мужа или доверенной женщины. Также необходимо соблюсти условия: «Чтобы врач был доверенным (аминун), от которого не боятся смуты (фитна), чтобы не был неверующим, если есть верующий, и чтобы больная не открывала аурат, кроме необходимых частей тела, для лечения» («Фатхуль Аллям», том 2-й, стр. 153, издательство «Дару Ибни Хазм»). Но необходимо иметь в виду, что женщина может обратиться за помощью к врачу-мужчине, который является более квалифицированным специалистом, сохраняя вышеупомянутые условия, в том случае, когда нет врача-женщины такой же квалификации. 

 

3. В Исламе ведь нет суеверий, тогда почему запрещается отправляться в путь в пятничный день?

В Исламе действительно нет места суевериям. Мусульмане должны бояться Аллаха ﷻ, а не того, что перед тобой пробежит кошка. Нам нельзя придавать значение подобным вещам, ибо плохое и хорошее происходит лишь по воле Аллаха ﷻ. А запретность отправления в путь (сафар) в пятничный день имеет совсем иной смысл, никак не имеющий связь с суевериями. Мудрость запрета сафара в пятничный день заключается в том, чтобы, отправившись в путь, человек не пропустил намаз пятничного дня. Ведь человек, отправившийся в путь, может пропустить его в дороге. Но если у человека есть предположение, близкое к уверенности (галабату занн), что в дороге он успеет вовремя дойти до того места, где совершается пятничный намаз, и успеет совершить его с остальными молящимися, тогда сафар вовсе не запрещается («Фатхуль Аллям», 3-й том, стр. 15, издательство «Дару Ибни Хазм»).

 

4. По какой причине могут появляться сомнения относительно,  например, существования Рая и Ада, да и вообще существования самого Всевышнего Аллаха?

Во-первых, мы должны помнить, что подобные наущения внушает нам шайтан, и поэтому в первую очередь нужно просить защиты от его козней у Всевышнего Аллаха ﷻ, читая истиазу (Аузу билляхи мина шайтани раджим). И такого рода вопросы могут появиться из-за грехов, совершаемых этим человеком. Ибну Хаджар Аскалани в книге «Фатхуль Бари» пишет: «Грехи – это то, что приводит человека к куфру (в неверие), и есть боязнь плохой кончины (смерти в неверии) для того, кто будет постоянствовать в грехах» («Фатхуль Бари», 10-й том, стр. 466). Чем больше мы ослушиваемся нашего Творца, тем ржавее наше сердце, тем легче шайтану сбить нас с верного пути своими наущениями. Чем больше мы грешим, тем больше мы подвергаем себя опасности умереть в неверии. Да сохранит нас Всевышний Аллах ﷻ от ослушания Его, и да поможет больше Ему поклоняться и сторониться Его запретов, и да укрепит Он иман в наших сердцах! Поэтому тот человек, в чьё сердце вкрадываются сомнения, которые приводят его к неверию, немедля должен обратиться к самому себе, найти пробелы, которые он допускал в отношении покорности Всевышнему Аллаху ﷻ, и, пока не поздно, раскаяться и придти к послушанию Ему. 

 

5. Мой тесть отрицает существование джиннов и говорит, что это миф, придуманный самими людьми. Будет ли ему грех за это?

Существование джиннов подтверждается как Священным Кораном, так и Сунной Пророка ﷺ. Поэтому отрицание их существования может привести человека к куфру. Известный учёный-богослов Ибн Хаджар Хайтами в своей книге «Фатаваль Хадисия» относительно этого вопроса пишет следующее: «Ахлю сунна верит в существование джиннов. А их отрицание мутазилитами является противоречием Корану, Сунне и иджме (единогласию учёных). Этим они на себя навлекают куфр, потому что в отрицании существования джиннов есть попытка опровергнуть ясные безусловные цитаты Корана, утверждающие их существование…» («Фатаваль Хадисия», стр. 219, издательство «Дару Таква»). В каждом номере нашей газеты на стр. 7 публикуются статьи на данную тему.

 

6. Надевать порванные на коленях джинсы, вытворять с волосами на голове что уму непостижимо и делать всё остальное, что делает молодёжь, следуя моде неверующих, чтобы их считали «крутыми», – всё это может хоть как-то отразиться на их религии и на намазе в особенности? 

Имам Навави на этот вопрос ответил так: «Исходя из известных хадисов Пророка ﷺ, запрещается уподобляться неверным в их одежде и в других вещах, и вознаграждение за совершённый намаз в подобном одеянии уменьшается» (см. «Фатава Имами Навави», стр. 116, издательство «Даруль Башаириль Ислямияти»). И ещё: если человека сподвигает уподобляться неверующим чувство любви и восхищённости ими, то такой человек находится в большой опасности. Ведь в хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Человек в Судный день будет вместе с тем, кого он любил на этой земле» (Ахмад, 3/336, № 14644; Табарани в книге «Авсати», 9/6, № 8953). Поэтому есть опасность для такого человека, что он будет воскрешён в Судный день вместе с неверующими. Да сохранит нас Аллах ﷻ от этого!

 

7. Купленное сырое мясо нужно ли перед тем как положить в кастрюлю для варки, помыть? Ведь на мясе бывает кровь.

Мухаммад Абдуллах Джурдани в своей книге «Фатхуль Аллям» по поводу этого вопроса пишет: «Прощается кровь, оставшаяся на сыром мясе, даже если в процессе кипячения вода, в которой варили мясо, изменила свой цвет… Но сегодня мясники льют на мясо воду, чтобы смыть с него кровь, поэтому, если мясо было помыто таким образом, необходимо перед тем, как положить мясо в кастрюлю, предварительно помыть его, очищая от крови. В этом вопросе нужно быть бдительным» («Фатхуль Аллям», 1-й том, стр. 359, издательство «Дару Ибни Хазм»).
 

 

8. Когда по Шариату нужно праздновать свадьбу: до супружеской близости молодожёнов или после? 

Во-первых, хотелось бы напомнить, что устраивать пир по поводу брака молодожёнов является сунной, но ни в коем случае не следует переходить границы дозволенного. Цель свадьбы – выражение радости по поводу данного события, а не день ослушания Всевышнего Аллаха ﷻ. Относительно же времени пиршества в книге учёногобогослова Хатыбу Ширбини «Мугниль Мухтадж» говорится: «Имам Субкий приводит от Багави, что праздновать свадьбу можно в любое время после заключения шариатского брака. Но лучше (афзал) праздновать после близости молодожёнов, так как Посланник Аллаха ﷺ созывал на свадебный пир после близости» («Мугниль Мухтадж», том 4-й, стр. 343, издательство «Даруль Файха»).

 

Комментарии (1)

  • 17.01.2018
    Женитесь по Сунне