19 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы

– Что делать, если родители не разрешают носить хиджаб?

– Что делать, если родители не разрешают носить хиджаб?
 – Слушаться родителей необходимо. Однако Аллах ﷻ и Его Посланник ﷻ и для них установили пределы и ограничения. Так, слушаться родителей надо до тех пор, пока не ставится под угрозу выполнение законов Аллаха ﷻ. Если же послушание родителям влечет за собой нарушение законов Аллаха ﷻ, то приоритет должен быть отдан им, и человек в этом случае не впадает в грех за непослушание родителям. Посланник Аллаха ﷺ обучил нас этому в хадисе: «Нет послушания творениям, если это приводит к непослушанию Аллаху ﷻ» («Муснад имама Ахмада»). Поэтому ношение вами хиджаба является обязательным, поскольку это закон Аллаха ﷺ и Его Пророка ﷺ. Если вы, послушавшись родителей, откажетесь от хиджаба, то тем самым нарушите закон Аллаха ﷺ, а это противоречит правилу, которому обучил нас Посланник Аллаха ﷺ. 

– Находясь в пути, сокращать четырехракаатный намаз является обязательным или желательным?
– Сокращение четырехракаатного намаза в путешествии является обязательным (ваджибом). Если по какой-либо причине вместо двух ракаатов совершить четыре и после второго ракаата сесть для чтения «Ат-Тахията», то намаз считается действительным, но с недостатком. Если же не сесть на «Ат-Тахият» после второго ракаата, то намаз недействителен, при условии, что, вставая на третий ракаат, не было намерения остановиться в данном населенном пункте на 15 дней и более, так как, имея такое намерение, намазы совершаются полноценно («Дурарул Хуккам», том 2, стр. 123

– Насколько точно то, что человек, совершающий намаз за имамом, не должен читать из Корана ничего, кроме слов такбира и зикра во всех пяти намазах?
– Совершающему намаз за имамом нужно молчать, когда тот произносит аяты Корана. Это основывается на хадисе от Абу Мусы аль-Ашари. Он передает следующие слова Посланника Аллаха ﷺ: «Когда имам начинает кираат, храните молчание. Когда он сидит в када, то первое, что вам нужно произнести, – это ташаххуд» (Ибн Маджа, хадис) («Дурарул Хуккам», том 1, стр. 83).

– Можно ли сменить имя, данное родителями?
– Если у человека подобающее и подходящее исламское имя, то ему следует сохранить его. В ином случае, даже если его дали родители, разумно будет поменять. Если у имени плохое значение, то его смена на подходящее исламское имя необходима. В хадисах записано, что Посланник Аллаха ﷺ менял людям имена, если прежние имели плохое значение. Например, в сборнике «Сахих» Аль-Бухари рассказывается, что однажды к Посланнику Аллаха ﷺ пришел некий человек. Посланник Аллаха ﷺ спросил его: «Как тебя зовут?» Он ответил: «Меня зовут Хазн (Грубый)». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ты – Сахль (Мягкий)» («Сахих Аль-Бухари», передал Саид ибн-уль-Мусаиб). 

– Можно ли кормить младенца грудным молоком после двух лет? 
– Большинство ученых считает, что предельный возраст для грудного кормления составляет два лунных года. К моменту достижения ребенком двух лет его следует отнять от груди («Дурарул Хуккам», том 3, стр. 211).

– Нарушается ли пост беременной женщины, если ее вырвет?
– Если рвота произошла непроизвольно, то пост не нарушается, даже если рвотные массы заполнили весь рот. Если она была вызвана специально, то пост не нарушается только в том случае, если рот не заполнился ими. Это относится не только к беременным («Хашияту Тахтави», стр. 662).

– Можно ли в Рамадан девочке проколоть уши?
– Можно, это не нарушает пост.

– Можно ли совмещать летом ночной и утренний намазы, так как между ними всего около трех часов?
– Даже при таких обстоятельствах это непозволительно. При этом дозволяется задерживать ночной намаз вплоть до окончания положенного для него времени, и как только время ночного намаза заканчивается и начинается время утреннего, сразу можно совершить последний. 

– Если заметить, что коврик или одежда молящегося испачканы, обязательно ли ему сообщить об этом? 
 – Да, надо сказать. Неправильно думать, что если он не знает, то его намаз действителен и поэтому не нужно ему об этом говорить.