25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Возможно ли существование нравственности без религии?

Наверное, многим из нас приходилось участвовать в дискуссиях на тему: возможно ли существование нравственности без религии? В рамках же этой статьи мы с вами, дорогие читатели, постараемся объективно рассмотреть данный вопрос.

Под нравственностью принято понимать внутренние духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек. Как же формируются эти самые этические нормы? Очевидно, что базовые духовные качества закладываются в человеке с раннего детства посредством семьи и общества, которое его окружает. Тут хотелось бы отметить влияние общества и окружения на сознание людей.

 

Человек, получивший хорошее светское воспитание в семье и умеющий различать добро и зло, попадая в негативное окружение, постепенно перенимает его убеждения, манеру поведения и т.д. Он начинает видеть незначительными свои проступки, что со временем приводит к более тяжким последствиям. То есть становится ясно, что для того, чтобы в современном обществе человек мог противостоять злу, которое навязывается извне, ему необходимо дополнительно к его воспитанию еще что-то, что поможет ему утвердиться в обществе и не сменить ценностных приоритетов.

 

Этой внутренней установкой как раз и выступает религия. Только она способна сформировать в человеке такую систему ценностей, которая позволит ему сохранить и преумножить имеющиеся у него нравственные качества и устои. Некоторые возразят, приводя в пример период коммунистического правления в нашей стране, который характеризовался отказом от религии и даже ее запретом. «Люди были очень доброжелательны и порядочны», –резонно скажут они. Мы не стремимся это оспорить.

 

Плановый воспитательный процесс социалистического режима дал свои плоды. Но  ответьте, что случилось после развала Советского Союза? Куда подевались те моральные установки в человеке? Смогла ли та система заложить в человеке непоколебимый набор нравственных качеств?! Ведь все мы стали свидетелями, как тот самый народ, воспитанный умелыми коммунистическими пропагандистами, вступил в 90-е годы прошлого века. Как  после развала государства некоторые люди, предоставленные самим себе, творили бесчинство, произвол и насилие.

 

Нет необходимости обращаться к статистике, чтобы понять, насколько за тот период увеличился уровень преступности, наркомании и другого зла, последствия которых мы ощущаем и в наши дни. Вместе с государством рухнула и вся духовно-нравственная составляющая. А не потому ли это случилось, что моральный кодекс советского гражданина был как здание без фундамента, то есть не имел твердой основы?

 

Твердой же основой религиозного воспитания является вера в Единого Бога – Аллаха ﷻ и Его Посланника ﷺ. Нам снова возразят: «А разве религиозные люди не совершают плохих поступков?» К сожалению, встречается и такое. Но разве человек, читающий молитву, пусть даже и в мечети, и в то же время творящий непристойное, будет считаться полноценно религиозным человеком? Ведь сказано, что слабость нравственности – свидетельство слабости веры.

 

С другой стороны, человек, совершающий молитву, имеет шанс исправиться и встать на истинный путь. Сказано в Достопочтенном Коране: «…и выстаивай молитву, ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого» (Сура «Аль-Анкабут», 45 аят). Алимы поясняют, что в этом аяте подразумевается полноценное совершение молитвы с правильным произношением и соблюдением арканов намаза.

 

Хвала Всевышнему, в наше время у нас есть все условия для обучения этому. Значит, нет сомнения в том, что человек, полноценно совершающий намаз, улучшит и свою нравственность. Пророк ﷺ сказал: «Воистину, самыми любимыми из вас и самыми близкими ко мне в Судный день будут наилучшие из вас по моральным и нравственным качествам».

 

Что же мы имеем сегодня?

Исследовательская организация «Левада-центр» провела опрос среди россиян на тему морали. Если сравнить с результатами трехлетней давности, то россияне стали более лояльно относиться к алкоголизму, курению марихуаны, супружеской измене и добрачным отношениям. Ничуть не лучше обстановка в зарубежных странах. И что самое ужасное, снижение уровня нравственности пропагандируется порой на государственном уровне. К примеру, 16 мая 2014 года во Франции мальчикам-учащимся и мужчинам-преподавателям 27 лицеев настоятельно рекомендовалось прийти на занятия в юбках (!).

 

 Поясняется, что данная акция направлена на борьбу с дискриминацией женщин. Одна за другой европейские страны легализуют однополые браки. И вся эта постыдность преподносится как проявление толерантности и взаимного уважения. Удивительно, но, оказывается, можно завуалировать любое бесстыдство и аморальное поведение и преподнести его в более приемлемом виде.

 

Закон психологии гласит, что если черное последовательно и беспрерывно называть белым, то через некоторое время мы поверим в это. Над чем и работают некоторые европейские СМИ и всякого рода агитационные организации. Конечно, отдушиной для нас является то, что руководство России всячески препятствует распространению в нашей стране этих аморальных процессов. Но надолго ли хватит наших представителей власти?

 

Ведь не секрет, какое давление оказывается на наше государство со стороны зарубежных источников зла! В этой ситуации нам остается надеяться лишь на самих себя. От нас с вами зависит, какой уровень нравственности будет у нашего будущего поколения. И тут самое время обратиться к религии, ведь нравственность – это и есть следствие религиозного воздействия на человека.

 

Великий мыслитель Л. Н. Толстой в своем труде «Религия и нравственность» пишет: «Попытки основать нравственность помимо религии подобны тому, что делают дети, которые, желая пересадить нравящееся им растение, отрывают от него не нравящийся им и кажущийся им лишним корень и без корня втыкают растение в землю. Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как и без корня не может быть настоящего растения».

 

Пророк ﷺ сказал: «Воистину, основной частью и целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства». Одного мусульманского ученого спросили: «Читали ли вы трактат Аристотеля “О душе”?» И он ответил: «Нет, но я  читал трактат “О воспитании души”, который довел до нас пророк Мухаммад ﷺ».

 

Посланник Аллаха ﷺ в самом совершенном виде претворял в жизнь основы благовоспитанности и нравственности, которые проповедовал и которым обучал других. Вот он тот идеал, к которому мы должны стремиться. Человек так устроен, что в каждой сфере своей жизни мы ищем самый легкий и комфортный путь достижения успеха. Такой дорогой и является для нас религия Ислам.

 

Так давайте же постараемся сделать религию неизменным руководством нашей жизни, будем увеличивать  знания о нашей религии, о жизни Образца для подражания пророка Мухаммада ﷺ, будем прививать любовь к Исламу нашим детям, что, несомненно, отзовется в них любовью и уважением к своим родителям! Завершая статью, приведу цитату Л. Н. Толстого: «Человек без религии так же невозможен, как человек без сердца. Он может не знать, что у него есть религия, как может человек не знать, что у него есть сердце; но как без религии, так и без сердца человек не может существовать». 

 

АСКЕР АРСЛАНАЛИЕВ