Возможно ли существование нравственности без религии?
![](https://as-salam.ru/storage/number/543/5056044.jpg)
Под нравственностью принято понимать внутренние духовные качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек. Как же формируются эти самые этические нормы? Очевидно, что базовые духовные качества закладываются в человеке с раннего детства посредством семьи и общества, которое его окружает. Тут хотелось бы отметить влияние общества и окружения на сознание людей.
Человек, получивший хорошее светское воспитание в семье и умеющий различать добро и зло, попадая в негативное окружение, постепенно перенимает его убеждения, манеру поведения и т.д. Он начинает видеть незначительными свои проступки, что со временем приводит к более тяжким последствиям. То есть становится ясно, что для того, чтобы в современном обществе человек мог противостоять злу, которое навязывается извне, ему необходимо дополнительно к его воспитанию еще что-то, что поможет ему утвердиться в обществе и не сменить ценностных приоритетов.
Этой внутренней установкой как раз и выступает религия. Только она способна сформировать в человеке такую систему ценностей, которая позволит ему сохранить и преумножить имеющиеся у него нравственные качества и устои. Некоторые возразят, приводя в пример период коммунистического правления в нашей стране, который характеризовался отказом от религии и даже ее запретом. «Люди были очень доброжелательны и порядочны», –резонно скажут они. Мы не стремимся это оспорить.
Плановый воспитательный процесс социалистического режима дал свои плоды. Но ответьте, что случилось после развала Советского Союза? Куда подевались те моральные установки в человеке? Смогла ли та система заложить в человеке непоколебимый набор нравственных качеств?! Ведь все мы стали свидетелями, как тот самый народ, воспитанный умелыми коммунистическими пропагандистами, вступил в 90-е годы прошлого века. Как после развала государства некоторые люди, предоставленные самим себе, творили бесчинство, произвол и насилие.
Нет необходимости обращаться к статистике, чтобы понять, насколько за тот период увеличился уровень преступности, наркомании и другого зла, последствия которых мы ощущаем и в наши дни. Вместе с государством рухнула и вся духовно-нравственная составляющая. А не потому ли это случилось, что моральный кодекс советского гражданина был как здание без фундамента, то есть не имел твердой основы?
Твердой же основой религиозного воспитания является вера в Единого Бога – Аллаха ﷻ и Его Посланника ﷺ. Нам снова возразят: «А разве религиозные люди не совершают плохих поступков?» К сожалению, встречается и такое. Но разве человек, читающий молитву, пусть даже и в мечети, и в то же время творящий непристойное, будет считаться полноценно религиозным человеком? Ведь сказано, что слабость нравственности – свидетельство слабости веры.
С другой стороны, человек, совершающий молитву, имеет шанс исправиться и встать на истинный путь. Сказано в Достопочтенном Коране: «…и выстаивай молитву, ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого» (Сура «Аль-Анкабут», 45 аят). Алимы поясняют, что в этом аяте подразумевается полноценное совершение молитвы с правильным произношением и соблюдением арканов намаза.
Хвала Всевышнему, в наше время у нас есть все условия для обучения этому. Значит, нет сомнения в том, что человек, полноценно совершающий намаз, улучшит и свою нравственность. Пророк ﷺ сказал: «Воистину, самыми любимыми из вас и самыми близкими ко мне в Судный день будут наилучшие из вас по моральным и нравственным качествам».
Что же мы имеем сегодня?
Исследовательская организация «Левада-центр» провела опрос среди россиян на тему морали. Если сравнить с результатами трехлетней давности, то россияне стали более лояльно относиться к алкоголизму, курению марихуаны, супружеской измене и добрачным отношениям. Ничуть не лучше обстановка в зарубежных странах. И что самое ужасное, снижение уровня нравственности пропагандируется порой на государственном уровне. К примеру, 16 мая 2014 года во Франции мальчикам-учащимся и мужчинам-преподавателям 27 лицеев настоятельно рекомендовалось прийти на занятия в юбках (!).
Поясняется, что данная акция направлена на борьбу с дискриминацией женщин. Одна за другой европейские страны легализуют однополые браки. И вся эта постыдность преподносится как проявление толерантности и взаимного уважения. Удивительно, но, оказывается, можно завуалировать любое бесстыдство и аморальное поведение и преподнести его в более приемлемом виде.
Закон психологии гласит, что если черное последовательно и беспрерывно называть белым, то через некоторое время мы поверим в это. Над чем и работают некоторые европейские СМИ и всякого рода агитационные организации. Конечно, отдушиной для нас является то, что руководство России всячески препятствует распространению в нашей стране этих аморальных процессов. Но надолго ли хватит наших представителей власти?
Ведь не секрет, какое давление оказывается на наше государство со стороны зарубежных источников зла! В этой ситуации нам остается надеяться лишь на самих себя. От нас с вами зависит, какой уровень нравственности будет у нашего будущего поколения. И тут самое время обратиться к религии, ведь нравственность – это и есть следствие религиозного воздействия на человека.
Великий мыслитель Л. Н. Толстой в своем труде «Религия и нравственность» пишет: «Попытки основать нравственность помимо религии подобны тому, что делают дети, которые, желая пересадить нравящееся им растение, отрывают от него не нравящийся им и кажущийся им лишним корень и без корня втыкают растение в землю. Без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как и без корня не может быть настоящего растения».
Пророк ﷺ сказал: «Воистину, основной частью и целью моей пророческой миссии является доведение высоких нравов до полноты и совершенства». Одного мусульманского ученого спросили: «Читали ли вы трактат Аристотеля “О душе”?» И он ответил: «Нет, но я читал трактат “О воспитании души”, который довел до нас пророк Мухаммад ﷺ».
Посланник Аллаха ﷺ в самом совершенном виде претворял в жизнь основы благовоспитанности и нравственности, которые проповедовал и которым обучал других. Вот он тот идеал, к которому мы должны стремиться. Человек так устроен, что в каждой сфере своей жизни мы ищем самый легкий и комфортный путь достижения успеха. Такой дорогой и является для нас религия Ислам.
Так давайте же постараемся сделать религию неизменным руководством нашей жизни, будем увеличивать знания о нашей религии, о жизни Образца для подражания пророка Мухаммада ﷺ, будем прививать любовь к Исламу нашим детям, что, несомненно, отзовется в них любовью и уважением к своим родителям! Завершая статью, приведу цитату Л. Н. Толстого: «Человек без религии так же невозможен, как человек без сердца. Он может не знать, что у него есть религия, как может человек не знать, что у него есть сердце; но как без религии, так и без сердца человек не может существовать».
АСКЕР АРСЛАНАЛИЕВ