24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Забота о сиротах – это милосердие

Милостью («рахма»), которую Всевышний Аллах ﷻ в Коране и сам Пророк ﷺ обозначили как наивысшую степень ценности и доказательство человечности и сострадания, является забота о сиротах.

Всевышний сказал: «И они спрашивают тебя (о Мухаммад!) о сиротах и о том, что Ислам говорит об обязанностях к ним. Скажи, что благодетельствовать им – доброе дело. А если смешаетесь с ними, то они – ваши в ближайшей жизни. Аллах ﷻ знает, кто совершает зло, а кто творит добро. Остерегайтесь! Ведь если бы захотел Аллах ﷻ, Он бы вас обездолил и оставил бы их, не указывая на то, что нужно делать.

 

Поистине, Аллах ﷻ – Великий, Мудрый и предписывает вам только то, что полезно!» (сура «Аль-Бакара», аят 220). В данном аяте Всевышний повелевает нам заботиться о сиротах и обозначает, что это является очень важным. Сирота, в свою очередь, нуждается в сострадании, сочувствии, жалости и заботе. Сирота, перенёсший утрату обоих или одного из родителей, нуждается в заботе вашей и окружающих людей. Поэтому Пророк ﷺ, обучая и призывая, показывает нам пример, как проявлять сострадание к сиротам.

 

Пророк ﷺ говорит: «Тому из вас, кто ласково погладит сироту по голове, Всевышний Аллах дарует награду по числу волос». Также Пророк ﷺ говорил: «Я и попечитель сироты близки друг к другу, как два этих пальца», – указывая на свои средний и указательный пальцы» (Бухари). Этот хадис указывает на высочайшее соседство с Пророком ﷺ того, кто заботится о сиротах. А мы знаем, какова степень Пророка ﷺ перед Всевышним. И представьте, что вы находитесь рядом с Господином людей ﷺ – всё это благодаря проявлению милости к сиротам.

 

Эти высочайшие качества не исходят ниоткуда, кроме как от милосердного сердца. В хадисе, переданном от Абу Умамы رضي الله عنه, говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если ктолибо ради милости Всемогущего Творца погладит по голове сироту, за каждый волос, до которого дотронулась его рука, он получит награду; и кто заботится о сироте, который находится у него, я и попечитель сироты будем в Раю (так же близки), как эти два пальца», – сказал Пророк ﷺ, сомкнув средний и указательный пальцы руки.

 

Пророк ﷺ повелевает нам выражать милосердие в действии, и самый высокий уровень этого действия – забота о сиротах. Почему бы нет, ведь в ней содержатся щедрость, дарение, внимание. К большому сожалению, оставлять своих новорожденных детей в родильных домах стало чем-то обыденным в нашем обществе. Этим детям стать сиротами помогли сами же родители. Однако немало сирот, у которых умерли родители. Каждый такой ребёнок является любимцем Всевышнего.

 

Наш Пророк ﷺ всегда заботился о сиротах, и он учил своих сподвижников помогать, защищать и относиться к ним с добротой и милосердием. И напоминал им, какое будет вознаграждение за такое отношение к сиротам. Пророк Мухаммад ﷺ, потеряв в раннем детстве родителей, показал на своём примере, кем может стать сирота и как надо относиться к таким детям. Уважаемые братья и сёстры, если сможете помочь хотя бы одному сироте, помогите ему!

 

Если появилась большая возможность, помогите и поддержите дома для сирот. Ислам велит всем, кто имеет какое-либо отношение к сиротам, заботиться о них. Мы обязаны хорошо относиться к ним, воспитывать и наставлять их, стараясь заменить им отцов и матерей. Если нет возможности помочь материально, подарите им любовь и доброту.

 

А Всевышний ﷻ за это вознаградит вас и в этом мире, и в Ахирате. Беда сироты не только и не столько в том, что он голоден, а в том, что ему не хватает сочувствия и ласки, которые зачастую для него важнее, чем ощущение сытости. Оставшийся без родителей сирота не должен чувствовать себя обездоленным и брошенным на произвол судьбы. Облегчая его душевные страдания, следует проявить к нему уважение, морально и материально поддержать его. Это наш прямой долг.

 

Сирота никогда не забудет того, кто отнёсся к нему с милосердием. Не забудет он и того, кто поступил с ним несправедливо или обидел. Потому и уделял Пророк ﷺ особое внимание заботе о сиротах. Доброе, милосердное отношение к другому человеку становится причиной прощения грехов. Всевышний Аллах ﷻ любит своих рабов и поэтому призывает их совершать деяния, благодаря которым Он прощает их.

 

РАМИЛЬ ГАЛИЕВ