29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Старый Крым, Мечеть Узбек-хана и распространение Ислама в Евразии в XIII–XIV веках

Как и на протяжении многих тысяч лет, те, кто путешествует через степь Крымского полуострова, воодушевляются, когда видят линию гор вдоль горизонта. Некоторые будут обходить их, чтобы добраться до южного побережья Чёрного моря. Для тех, чьё место назначения находится на западе, есть прямой путь через проход в восточных предгорьях, где с давних пор обосновалось небольшое поселение.

В XIII–XIV веках это сообщество значительно расширилось и укрепилось как исламский город, имеющий большое влияние на юге Евразии, который был назван Кырымом (или Солхатом европейцами), ныне известный как Старый Крым или Эски-Кырым. Сегодня большинство путешественников, проезжая по городу, не обращают внимания на маленький знак, указывающий на то, что неподалеку находится историческое здание XIV века – Мечеть Узбек-хана.

Только в XIII веке Ислам стал оказывать решающее влияние на регионы к северу от Чёрного моря. В то время мусульмане Сельджуки, которые доминировали в центре и на севере Анатолии, устремили свои взоры в сторону Крыма. В 1225 году сельджукский амир Хусейн ад-Дин Чобан захватил его важный порт Судак. Это было в то время, когда монголы решительно продвигались через Центральную и Западную Евразию.

 

Западная часть империи Чингисхана была передана его старшему сыну Джучи, сын которого, Бату (1207–1255 гг.), расширил улус отца. Его войска вторглись в Крым и захватили Судак в 1223 и 1239 годах. Арабы и персы того времени обычно называли территории улуса Ханством Кипчака, так как большинство его подданных были кипчакского происхождения.

 

Стоит отметить, что название «Золотая Орда», которое многие использовали для описания ханства с XVII века и далее, никогда не использовалось при его существовании. В 1257 году ханство перешло к брату Бату-хана – Берке (1209–1266), первому правителю Кипчака, который принял Ислам. В 1265 году он передал Кырым и Судак смещённому сельджукскому султану Изз адДину Кей-Кавусу II.

Следующие полвека ознаменовались интенсивным распространением Ислама в Крыму. Благодаря влиянию турецких проповедников из мусульманской Анатолии и Центральной Азии и контактам с мамлюкским Египтом, который поддерживал стратегические союзы с Кипчакским ханством, Крым стал центром исламского образования и культуры.

 

В 1266 году Менгу Тимур-хан предоставил генуэзцам разрешение создать порт в Каффе. Это было началом периода значительного роста морской торговли, что ещё больше стимулировало развитие Кырыма как города. Первые мечети на полуострове, по-видимому, были построены в третьей четверти XIII века. Некоторые из них – с помощью верующих других стран.

 

Согласно раннему источнику, в 1263 году в Кырыме была построена мечеть «человеком из Бухары». Летопись египетского мамлюка Султана аль-Малика альМансура Саиф-уд-Дина Калауна гласит, что в 1287 году он «… отправил много разных предметов стоимостью 2000 динаров для построения в Кырыме мечети. На этой мечети высечено имя Султана аль-Малика аль-Мансура.

 

Для этого был отправлен каменщик». Где была построена эта мечеть, неизвестно. Однако влияние Сельджуков из Анатолии было доминирующим, о чём свидетельствуют архитектурные формы, методы строительства и каменная резьба в мусульманском стиле XIV века, сохранившиеся в Крыму. Эти достижения мастеров-анатолийцев повлияли на местных мастеров в строительстве и украшении более поздних зданий, как мусульманских, так и христианских, по всему Крыму.

 

Яркое доказательство процветания Ислама на полуострове в конце XIII – начале XIV века – первый известный арабский текст, непосредственно связанный с Крымом. Это рукописная копия знаменитого сборника хадисов Аль-Кушайри «Аль-Джами аль-Сахих», завершённого в Дамаске в 1311 году. Учёный долгое время жил на полуострове и идентифицировал себя с Крымом.

 

На последней странице он написал: «Книга была завершена рукой самого слабого и нуждающегося слуги Всемогущего Аллаха, Мухаммада ибн Али ибн Абд ар-Рахмана аль-Ханди (по рождению) альКирими (крымский) аль-Манша-ан (по происхождению)». Кырым стал столицей Крымского юрта Кипчакского ханства. Основным событием было присоединение к кипчакскому трону Узбек-хана (1282–1341) в 1313 году. Он стал его величайшим правителем (его столица, Сарай, была одной из самых развитых и самых густонаселённых в мире – её население было почти в два раза больше населения Парижа, Рима и Амстердама).

 

Узбек-хан принимал Ислам под руководством его ближайшего советника – мусульманина КутлугТимура, которого хан назначил своим правящим амиром в Крыму. Фактическим свидетельством взаимоотношений между ханом и Кырымом является эта мечеть, известная теперь как Мечеть Узбек-хана. Тем не менее, здание, которое мы видим сегодня, не сохранилось до наших дней.

 

Существует мечеть конца XV века, включающая основные декоративные элементы первой, которая была построена в другом месте. В здании есть резной входной портал в классическом сельджукском стиле. Над дверью имеется арабская надпись от 714/1314 года с именами Мухаммада Узбек-хана и Абдул-Азиза ибн Ибрагима аль-Арбили, который, возможно, финансировал строительство или был архитектором.

 

Мечеть имеет центральный неф (проход), отделённый мраморными колоннами от боковых проходов. Его михраб отражает основную форму портала, но он ещё более богато украшен растительными мотивами и коранической эпиграфикой. Неизвестно, кем и почему была возведена данная мечеть. Однако в надписи на стене мечети, которая исчезла, было указано, что крымский хан Менгли Гирей (1445–1515) построил там минбар в 918/1512– 1513 годах.

 

Искусствовед Олекса Гайворонский предполагает на основе сходства резьбы михраба мечети с мавзолеем первых крымских ханов, который Менгли Гирей построил в своей новой столице Салачике, что они были вырезаны одним и тем же мастером. Таким образом, хан, возможно, решил сохранить наследие своего великого предка Кипчака, построив новую мечеть, посвящённую ему, включив в неё самые важные исходные компоненты.

 

Если это так, то историческая ценность Мечети Узбек-хана увеличивается – это символ неизменной значимости духовного наследия предковкыпчаков для крымских мусульман. Непосредственно рядом с южной стеной мечети расположены руины медресе Инчи-бек Хатун, построенного на пожертвования жены местного правителя в 1332– 1333 гг. Это также является фактическим свидетельством важности образования в раннеисламском Крыму.

 

Вход был украшен высоким каменным порталом в сельджукском стиле, который теперь исчез, но изображён в акварели 1780 года художником Михаилом Ивановым. Здание медресе имеет сводчатые кельи для студентов с трёх сторон, с двумя открытыми скамьями по его северной и южной сторонам, а на западе – большая открытая скамья, вероятно, классный зал (окружённый закрытыми кабинетами).

 

Узкая аркада граничит с внутренним двором, в котором были как фонтан, так и ёмкость для воды. Келья стала мавзолеем для основателя, чей мраморный надгробный камень, датированный 776/1374–1375., был открыт в 1925 году. Медресе и первоначальные элементы соседней мечети являются самыми ранними датированными мусульманскими сооружениями в Крыму.

 

К первой четверти XV века медресе было в упадке, землетрясение в 1420-х годах почти разрушило его. Но данный природный катаклизм просто усугубил другие неудачи города, как естественные, так и политические. Слава Кырыма была недолгой. После того как ханство достигло апогея развития в первой половине XIV века, «чёрная смерть» (чума) уничтожила регион, в 1346–1347 годах. Это и убийство Джанибек-хана, сына Узбек-хана, в 1357 году ознаменовало начало его распада путём постоянного внутреннего конфликта.

 

В 1395 году амир Тимур вторгся и уничтожил столицу Кипчака и опустошил Крым. Кипчакское ханство раздробилось на несколько меньших ханств, в том числе Крым, который после многих междоусобных сражений, в 1443 году, Хаджи Гирей взял под свой контроль. Он стал основателем династии крымских Гиреев, которая будет господствовать до 1783 года, как полунезависимый вассал турок-османов, контролировавших южный берег Крыма с 1475 года.

 

Для крымских татар Эски-Кырым – это центр национальной и культурной идентичности. Его замечательное развитие в XIII и XIV веках было эпицентром этой идентичности. Мечеть Узбек-хана является материальным свидетельством веры мусульманских народов Крыма, их выдающейся роли в продвижении Ислама и вклада в поздний средневековый период в образование, культуру, торговлю и конфессиональную взаимозависимость Южной и Центральной Евразии.
 


ИСЛАМ И КУЛЬТУРА ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ