Старый Крым, Мечеть Узбек-хана и распространение Ислама в Евразии в XIII–XIV веках

В XIII–XIV веках это сообщество значительно расширилось и укрепилось как исламский город, имеющий большое влияние на юге Евразии, который был назван Кырымом (или Солхатом европейцами), ныне известный как Старый Крым или Эски-Кырым. Сегодня большинство путешественников, проезжая по городу, не обращают внимания на маленький знак, указывающий на то, что неподалеку находится историческое здание XIV века – Мечеть Узбек-хана.
Только в XIII веке Ислам стал оказывать решающее влияние на регионы к северу от Чёрного моря. В то время мусульмане Сельджуки, которые доминировали в центре и на севере Анатолии, устремили свои взоры в сторону Крыма. В 1225 году сельджукский амир Хусейн ад-Дин Чобан захватил его важный порт Судак. Это было в то время, когда монголы решительно продвигались через Центральную и Западную Евразию.
Западная часть империи Чингисхана была передана его старшему сыну Джучи, сын которого, Бату (1207–1255 гг.), расширил улус отца. Его войска вторглись в Крым и захватили Судак в 1223 и 1239 годах. Арабы и персы того времени обычно называли территории улуса Ханством Кипчака, так как большинство его подданных были кипчакского происхождения.
Стоит отметить, что название «Золотая Орда», которое многие использовали для описания ханства с XVII века и далее, никогда не использовалось при его существовании. В 1257 году ханство перешло к брату Бату-хана – Берке (1209–1266), первому правителю Кипчака, который принял Ислам. В 1265 году он передал Кырым и Судак смещённому сельджукскому султану Изз адДину Кей-Кавусу II.
Следующие полвека ознаменовались интенсивным распространением Ислама в Крыму. Благодаря влиянию турецких проповедников из мусульманской Анатолии и Центральной Азии и контактам с мамлюкским Египтом, который поддерживал стратегические союзы с Кипчакским ханством, Крым стал центром исламского образования и культуры.
В 1266 году Менгу Тимур-хан предоставил генуэзцам разрешение создать порт в Каффе. Это было началом периода значительного роста морской торговли, что ещё больше стимулировало развитие Кырыма как города. Первые мечети на полуострове, по-видимому, были построены в третьей четверти XIII века. Некоторые из них – с помощью верующих других стран.
Согласно раннему источнику, в 1263 году в Кырыме была построена мечеть «человеком из Бухары». Летопись египетского мамлюка Султана аль-Малика альМансура Саиф-уд-Дина Калауна гласит, что в 1287 году он «… отправил много разных предметов стоимостью 2000 динаров для построения в Кырыме мечети. На этой мечети высечено имя Султана аль-Малика аль-Мансура.
Для этого был отправлен каменщик». Где была построена эта мечеть, неизвестно. Однако влияние Сельджуков из Анатолии было доминирующим, о чём свидетельствуют архитектурные формы, методы строительства и каменная резьба в мусульманском стиле XIV века, сохранившиеся в Крыму. Эти достижения мастеров-анатолийцев повлияли на местных мастеров в строительстве и украшении более поздних зданий, как мусульманских, так и христианских, по всему Крыму.
Яркое доказательство процветания Ислама на полуострове в конце XIII – начале XIV века – первый известный арабский текст, непосредственно связанный с Крымом. Это рукописная копия знаменитого сборника хадисов Аль-Кушайри «Аль-Джами аль-Сахих», завершённого в Дамаске в 1311 году. Учёный долгое время жил на полуострове и идентифицировал себя с Крымом.
На последней странице он написал: «Книга была завершена рукой самого слабого и нуждающегося слуги Всемогущего Аллаха, Мухаммада ибн Али ибн Абд ар-Рахмана аль-Ханди (по рождению) альКирими (крымский) аль-Манша-ан (по происхождению)». Кырым стал столицей Крымского юрта Кипчакского ханства. Основным событием было присоединение к кипчакскому трону Узбек-хана (1282–1341) в 1313 году. Он стал его величайшим правителем (его столица, Сарай, была одной из самых развитых и самых густонаселённых в мире – её население было почти в два раза больше населения Парижа, Рима и Амстердама).
Узбек-хан принимал Ислам под руководством его ближайшего советника – мусульманина КутлугТимура, которого хан назначил своим правящим амиром в Крыму. Фактическим свидетельством взаимоотношений между ханом и Кырымом является эта мечеть, известная теперь как Мечеть Узбек-хана. Тем не менее, здание, которое мы видим сегодня, не сохранилось до наших дней.
Существует мечеть конца XV века, включающая основные декоративные элементы первой, которая была построена в другом месте. В здании есть резной входной портал в классическом сельджукском стиле. Над дверью имеется арабская надпись от 714/1314 года с именами Мухаммада Узбек-хана и Абдул-Азиза ибн Ибрагима аль-Арбили, который, возможно, финансировал строительство или был архитектором.
Мечеть имеет центральный неф (проход), отделённый мраморными колоннами от боковых проходов. Его михраб отражает основную форму портала, но он ещё более богато украшен растительными мотивами и коранической эпиграфикой. Неизвестно, кем и почему была возведена данная мечеть. Однако в надписи на стене мечети, которая исчезла, было указано, что крымский хан Менгли Гирей (1445–1515) построил там минбар в 918/1512– 1513 годах.
Искусствовед Олекса Гайворонский предполагает на основе сходства резьбы михраба мечети с мавзолеем первых крымских ханов, который Менгли Гирей построил в своей новой столице Салачике, что они были вырезаны одним и тем же мастером. Таким образом, хан, возможно, решил сохранить наследие своего великого предка Кипчака, построив новую мечеть, посвящённую ему, включив в неё самые важные исходные компоненты.
Если это так, то историческая ценность Мечети Узбек-хана увеличивается – это символ неизменной значимости духовного наследия предковкыпчаков для крымских мусульман. Непосредственно рядом с южной стеной мечети расположены руины медресе Инчи-бек Хатун, построенного на пожертвования жены местного правителя в 1332– 1333 гг. Это также является фактическим свидетельством важности образования в раннеисламском Крыму.
Вход был украшен высоким каменным порталом в сельджукском стиле, который теперь исчез, но изображён в акварели 1780 года художником Михаилом Ивановым. Здание медресе имеет сводчатые кельи для студентов с трёх сторон, с двумя открытыми скамьями по его северной и южной сторонам, а на западе – большая открытая скамья, вероятно, классный зал (окружённый закрытыми кабинетами).
Узкая аркада граничит с внутренним двором, в котором были как фонтан, так и ёмкость для воды. Келья стала мавзолеем для основателя, чей мраморный надгробный камень, датированный 776/1374–1375., был открыт в 1925 году. Медресе и первоначальные элементы соседней мечети являются самыми ранними датированными мусульманскими сооружениями в Крыму.
К первой четверти XV века медресе было в упадке, землетрясение в 1420-х годах почти разрушило его. Но данный природный катаклизм просто усугубил другие неудачи города, как естественные, так и политические. Слава Кырыма была недолгой. После того как ханство достигло апогея развития в первой половине XIV века, «чёрная смерть» (чума) уничтожила регион, в 1346–1347 годах. Это и убийство Джанибек-хана, сына Узбек-хана, в 1357 году ознаменовало начало его распада путём постоянного внутреннего конфликта.
В 1395 году амир Тимур вторгся и уничтожил столицу Кипчака и опустошил Крым. Кипчакское ханство раздробилось на несколько меньших ханств, в том числе Крым, который после многих междоусобных сражений, в 1443 году, Хаджи Гирей взял под свой контроль. Он стал основателем династии крымских Гиреев, которая будет господствовать до 1783 года, как полунезависимый вассал турок-османов, контролировавших южный берег Крыма с 1475 года.
Для крымских татар Эски-Кырым – это центр национальной и культурной идентичности. Его замечательное развитие в XIII и XIV веках было эпицентром этой идентичности. Мечеть Узбек-хана является материальным свидетельством веры мусульманских народов Крыма, их выдающейся роли в продвижении Ислама и вклада в поздний средневековый период в образование, культуру, торговлю и конфессиональную взаимозависимость Южной и Центральной Евразии.
ИСЛАМ И КУЛЬТУРА ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ