26 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы (по Ханафи) от 15.01.2018

1. Разрешается ли по ханафитскому мазхабу совершать намаз, если на одежде или теле будет какое-то количество экскрементов? 2. Нужно ли умершему стричь ногти и волосы и делать обрезание? 3. Можно ли заниматься продажей кошек и собак? 4. Какое место можно назвать родным местом жительства, а какое – временным? И какая между ними разница? 5. Почему сура «Покаяние» начинается без «Басмалы»? 6. Можно ли есть лангустов, осьминогов, крабов, устриц и им подобных? 7. Как правильно поднимать руки при вступительном такбире? 8. Можно ли совершать джуманамаз одному или с группой мусульман, если в силу обстоятельств (несение службы) в мечеть пойти не получается? 9. После фарз намаза сначала надо совершать сунну или азкары, а потом сунну? 10. При омывании покойника, в частности женщины, необходимо ли расчёсывать волосы? И те волосы, которые выпадают, лучше закопать или положить в саван? 11. Если опекунша покормит грудью опекаемого ребёнка, то её муж становится молочным отцом, а дети – молочными сёстрами и братьями? И как после этого меняется их положение в семье в вопросе закрытия аурата? И сколько раз надо покормить? 12. Известно, что нельзя дотрагиваться до Корана, не совершив омовения. А можно ли без него Священное Писание носить в кармане?

1. Разрешается ли по ханафитскому мазхабу совершать намаз, если на одежде или теле будет какое-то количество экскрементов?

– По мазхабу имама Абу Ханифы, нечистоты (наджаса) делятся на два вида: тяжёлые и лёгкие. Разница между ними заключается в размере, при котором разрешено совершать намаз. Так, прощается тяжёлая наджаса размером с дирхам (размер углубления на ладони с пятирублёвую монету), если она жидкая. Если наджаса твёрдая, то прощается количество, не превышающее вес дирхама (чуть больше трёх граммов). Если тяжёлая наджаса превысит названные размеры, то она не прощается. Что касается лёгкой наджасы, то она прощается, если ею загрязнено не более одной четвёртой части тела или одежды. Всё, что выходит из человека и нарушает тем самым омовение, относится к тяжёлой наджасе. Моча животных, употребляемых в пищу, – лёгкая наджаса. Насчёт кала скота есть разные мнения, наиболее весомым является утверждающее, что он является лёгкой наджасой. Помёт же куриц, гусей и уток является тяжёлой наджасой («Маракиль Фалях»).

 

2. Нужно ли умершему стричь ногти и волосы и делать обрезание? 

– Умершему не стригут ногти и волосы, а также не удаляют какую-либо часть плоти.

 

3. Можно ли заниматься продажей кошек и собак?

– Дозволяется продавать собак и кошек, поскольку в них есть польза для людей. Что же касается приобретения собаки, то здесь есть пояснение. Если её приобретают для охоты или охраны скота, домов и посевов от воров и других вредителей, то это допускается, однако не следует заводить собаку, если в этом нет нужды («Аль-Ихтияр», «Аддурруль Мухтар», «Хашияту ибн Абидин»).
 

4. Какое место можно назвать родным местом жительства, а какое – временным? И какая между ними разница? 

– Родным местом жительства называется населённый пункт:

1. Где ты родился и находится твой дом и семья.

2. Где женился, и оно продолжает оставаться родным для твоей жены.

3. Место, которое ты выбрал для себя постоянным местом жительства и уезжать из него не собираешься. А временным называется такое место жительства, в котором решил остановиться на 15 и более дней, но не имел намерения жить в нём постоянно. Местом временной остановки называется место, в котором остановился меньше, чем на 15 дней. Общее между родным местом жительства и временным в том, что в них обоих намазы не сокращаются.

 

А разница в том, что родных мест может быть несколько, а временных только одно, а также в том, что аннулировать родное место жительства может только подобное ему, то есть то место, в котором ты намерился жить постоянно, оставляя при этом прежнее, а временное место жительства становится недействительным даже в том случае, если уезжаешь из него на расстояние сафара (81 км) или переехал в другой населённый пункт с намерением остановиться в нём на 15 дней и более, даже если между первым и вторым расстояние менее 81 км, или с возвращением в родное место жительства.

 

Так, если, к примеру, какой-то человек уезжает из родного села в поисках работы в другой город на расстояние более 81 км и остаётся в том городе несколько лет, то по возвращении в родное село даже на один день он не сокращает свои намазы. А вернувшись после этого в тот город, где он работал, на срок меньше, чем на 15 дней, – сокращает («Хашияту Тахтави»).

 

 

5. Почему сура «Покаяние» начинается без «Басмалы»?

 – Так как формула «Басмала» указывает на милость, то, поскольку в суре «Покаяние» рассказывается о наказаниях, там её нет («Рух-уль-баян», том 3). В книге «Хашиятус-сави» в дополнение к этому пишется, что Пророку  не было откровения читать «Басмалу» в начале этой суры, как это было с другими.

 

6. Можно ли есть лангустов, осьминогов, крабов, устриц и им подобных?

– Не разрешается употреблять в пищу морских животных, кроме относящихся к классу рыб. Перечисленные водожители не относятся к рыбам, поэтому они не дозволены («Мухтасар Кудури»).

 

7. Как правильно поднимать руки при вступительном такбире?

– Является сунной для мужчин поднимать руки при вступительном такбире до уровня мочек, так как Посланник Аллаха ﷺ, вступая в намаз, располагал большие пальцы напротив ушей («Маракиль Фалях шарх нур уль-идах»).

8. Можно ли совершать джуманамаз одному или с группой мусульман, если в силу обстоятельств (несение службы) в мечеть пойти не получается?

– Является сунной для мужчин поднимать руки при вступительном такбире до уровня мочек, так как Посланник Аллаха ﷺ, вступая в намаз, располагал большие пальцы напротив ушей («Маракиль Фалях шарх нур уль-идах»).

– Для совершения пятничного намаза есть несколько обязательных условий. Часть из них относится непосредственно к молящемуся. Так, он должен быть:

1. Свободным от рабства.

2. Мужчиной.

3. Совершеннолетним.

4. В здравом уме.

5. Жителем этого населённого пункта.

6. Иметь здоровье, позволяющее совершить джума-намаз.

7. Ноги должны быть здоровыми настолько, чтобы могли ходить.

8. Не быть слепым.

9. Ему ничего не должно угрожать.

 

Другие условия:

1. Город.

Населённый пункт, в котором совершается джума-намаз, должен быть городом. Городом считается такое место, где есть представитель власти и имам, знающий Шариат. Но некоторые учёные говорят, что это такой населённый пункт, главная мечеть которого не вмещает весь джамаат.

2. Присутствие на пятничном намазе правителя или его наместника.

3. Джамаат. Джума-намаз должен совершаться джамаатом. Наименьшим джамаатом считается группа из четырёх человек, включая имама.

4. Хутба. Имам перед джума-намазом читает две хутбы.

5. Время. Джума-намаз совершается во время обеденного намаза. Если опоздавший на джума-намаз успеет последовать за имамом в суджуде или «Ат-тахияте» последнего ракаата, или даже в суджуду-сахви, то он встаёт после «салама» имама и делает два ракаата пятничной молитвы.

6. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех.

 

Нельзя читать молитву, закрывшись изнутри. Следующим пятерым необязательно совершать джуманамаз: женщине, несовершеннолетнему, больному, рабу, путнику. Но если они придут и совершат пятничную молитву, то им необязательно совершать обеденную молитву.

 

Людям, у которых есть возможность присутствовать на пятничной молитве, но по тем или иным причинам они не пришли в мечеть для джума-намаза, то совершение ими обеденной молитвы коллективно является нежелательным. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями.

 

Правда, и тут бывают случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными. Исходя из вышесказанного, военнослужащие и заключённые могут не совершать джума-намаз. А что касается работников, занятых важными делами, например пожарные, если их отсутствие на рабочем месте может привести к опасным последствиям, то это также считается уважительной причиной, по которой дозволяется не совершать джума-намаз. Чабанам и пастухам, если они не могут отлучиться, боясь оставить стадо, также разрешается не посещать джуманамаз, но им необходимо создавать условия для посещения пятничной молитвы. 

 

9. После фарз намаза сначала надо совершать сунну или азкары, а потом сунну?

– Встать для совершения сунны, которая идёт после фарза, желательно сразу, но желательно разделить их, как делал Пророк ﷺ: после «салама» он читал «Аллахумма анта ссалям ва минка ссалям ва илайка яуду ссалям табаракта я зальджалали вал икрам» и вставал для совершения сунны («Маракиль Фалях»). 

 

10. При омывании покойника, в частности женщины, необходимо ли расчёсывать волосы? И те волосы, которые выпадают, лучше закопать или положить в саван?

– В книге «Маракиль Фалях» сказано: «И не расчёсывают покойного, так как это для красоты, а он не нуждается в этом». А выпавшие волосы можно положить в могилу.

 

11. Если опекунша покормит грудью опекаемого ребёнка, то её муж становится молочным отцом, а дети – молочными сёстрами и братьями? И как после этого меняется их положение в семье в вопросе закрытия аурата? И сколько раз надо покормить?

– Согласно ханафитскому мазхабу, если женщина покормит ребёнка возрастом до двух лет хотя бы один раз, то он становится для неё и её мужа молочным сыном или дочерью, а для их детей – молочным братом или сестрой. Они становятся махрамами. После этого перед молочным отцом или братом она будет подобно родной дочери или родной сестре в вопросе закрытия аурата. То есть им дозволяется смотреть на её лицо, голову, грудь, голени и плечи. Однако, если есть сомнения в том, что взгляд на вышеперечисленное или прикосновение может вызвать малейшую страсть, тогда это запрещено (харам) («Дураруль-Хуккам», «Любаб»).
 

 

12. Известно, что нельзя дотрагиваться до Корана, не совершив омовения. А можно ли без него Священное Писание носить в кармане?


– Тому, у кого нарушено частичное омовение, запрещается совершать намаз, исходя из 6-го аята суры «Аль-Маида» и хадиса: «Это омовение, без которого Аллах ﷻ не принимает намаз» (Ибн Маджа). Также запрещается делать таваф (обход вокруг Каабы), основа этому хадис: «Обход вокруг Каабы (таваф) – это намаз, (отличие) только в том, что Аллах ﷻ не запретил в нём разговор». Запрещено и дотрагиваться до Корана, основываясь на аяте: «К нему прикасаются только очищенные» (сура «Аль-Вакия», аят 79) («Имдадуль Фаттах»).

 

Однако к Священному Корану можно прикоснуться через обложку, отдельную от него (то есть не пришитую и не приклеенную к нему), потому что по сути это прикосновение к обложке. Также разрешено его брать и нести, если он будет в мешочке, пакете и т. д.

 

Нежелательно (близко к хараму) прикасаться к Корану,  обхватив его краем одежды (например, рукавом), из-за того, что одежда как бы следует за тем, кто её надел («Маракиль Фалях»). Но разрешается тому, у кого нет малого омовения, перелистывать Коран, например карандашом, чтобы читать его («Имдадуль Фаттах»). Вывод: можно носить Коран в кармане, если он будет в мешочке, чехле. И нежелательно (близко к хараму) носить в кармане без обложки или чехла.

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ