27 февраля
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Любовь к Аллаху ﷻ через терпение и благодарность

Муж и жена постоянно ссорились. Вернее, муж ссорился, а жена молча слушала. Упрёки и ругань по поводу и без. Хотя, скорее, – без. Успокоение наступало лишь тогда, когда весь пыл, всё возмущение и весь жар его «справедливого» негодования в полной мере не обрушивались на безвинную жертву – жену. А пока благоверный метал гром и молнии, она бесшумно занималась домашними делами, твёрдо решив для себя не подливать масла в огонь. Следование нафсу, страстям; проявление злобы, агрессии; недовольство предопределением Аллаха ﷻ – это те лаптискороходы, что быстрёхонько доставят нас аккурат к адским вратам, к великой радости врага человеческого – шайтана.

Однажды я спросила у неё: «Откуда столько терпения? Да я бы на твоём месте!..» Не знаю, что творилось у неё в душе, но на деле она улыбнулась и спокойно ответила: «Нам обоим очень повезло, что у меня такой характер. Я терпеливая. А он очень вспыльчивый. Он покричит-покричит и успокоится. Потом сам же и будет жалеть». Этот простой ответ на столь сложный для меня вопрос как-то раскрыл мне глаза: у них были дети, крыша над головой.

 

Он был заботливым отцом и верным мужем. Кроме того, при всей своей вспыльчивости он не был злобным или агрессивным, а во время таких односторонних скандалов выглядел даже смешным. Она же была удивительной женщиной, способной правильно расставлять акценты, бесконечно прощать и закрывать глаза на этот моральный изъян своего супруга, ведь праведная женщина знает, какая великая награда обещана Аллахом ﷻ за покорность мужу и проявленное терпение в трудную минуту.

 

Всевышний сказал: «Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта» (сура «Аз-зумар», аят 10). И не зря говорят, что разумная женщина добавляет сахар во всё, что она говорит мужчине, и убирает соль из всего, что мужчина говорит ей. К тому же она была не просто женщина. Она была мусульманка. Очень набожная мусульманка.

 

Иначе такое терпение не отыскало бы себе места в менее верующем сердце. Всевышний сказал: «Что же до тех, кто проявлял терпение и прощал, то, поистине, это – от решимости в делах (имеется в виду твёрдая решимость человека совершать то, что велит делать ему Аллах ﷻ)» (сура «Аш-Шура», аят 43). И как тут не вспомнить жену фараона Асият, покорную жену своего мужа, хоть он и был ненавистным Аллаху ﷻ Фиравном.

 

И, проводя параллели между её выдержкой и нашей слабостью, остаётся только делать тавбу и просить Аллаха ﷻ укрепить наши сердца в нашей вере и любви к Нему. В хадисе сказано: «Тому, кто станет 
проявлять терпение, Аллах ﷻ внушит его; и никто ещё не получал более щедрого дара, чем терпение» (Аль-Бухари, Муслим).

 

Терпение и выдержка, благодарность и любовь к Аллаху ﷻ проявляются не только при нравственных страданиях, но и при физической боли. Когда пророк Аюб عليه السلام был лишён способности двигаться, самостоятельно есть и пить, когда его тело поедали черви, когда у него начался жар и страшный зуд по всему телу, когда он так сильно чесался, что выпали ногти, когда этот раб Аллаха ﷻ лежал под палящим солнцем, немощный и больной, когда отваливалось мясо и оголялись кости, тогда он говорил поистине удивительные слова.

 

Мы подумали бы, что этот человек просто сошёл с ума от безысходности и горя, ведь, будучи в таком беспомощном состоянии, пророк Аллаха   говорил слова благодарности своему Творцу, Создателю всего сущего. Слова восхваления – ведь у него оставалось сердце, любящее Аллаха ﷻ, и уста, способные поминать Аллаха ﷻ.

 

Саид-афанди писал, что когда черви, поедающие тело, добрались до языка, только тогда у Аюба  вырвались слова: «Беда настигла меня!» Какие бы тяготы и беды ни охватили Аюба , они не сломили его. А когда болезнь коснулась языка и стало трудным поминать Аллаха ﷻ, восхваляя Его, только тогда Аюб  пожаловался. И Всевышний щедро вознаградил своего пророка, вернув ему былые молодость и красоту и одарив его ещё более крепким здоровьем.

 

Ангел Джабраиль عليه السلام надел на Аюба عليه السلام райскую одежду и возложил на его голову корону, и он засиял, словно луна в полнолуние («История пророков», т. 1). Пророк ﷺ сказал: «В день Воскрешения скажут, чтобы встали прославляющие. Тогда поднимется группа людей, над которыми поднимут знамя, и они пройдут в Рай». Его спросили: «Кто такие прославляющие?» Он ответил: «Те, кто всегда и в любом случае благодарят Всевышнего Аллаха» (то есть те, кто благодарят Аллаха ﷻ и в счастье, и в горе).

 

Один мой знакомый ещё в ранней юности потерял зрение. Он совершенно ослеп и в первое время очень нуждался в посторонней помощи. Все земные цвета и краски, так щедро рассыпанные перед глазами зрячего, для него, слепого, вдруг перешли в мрачный оттенок иссиня-чёрного. Но этот молодой человек, совсем юноша, отгороженный от былой подвижной и неугомонной жизни, не опустил руки, не озлобился, не разозлился.

 

Он принял свою участь со смирением, с твёрдой покорностью решению Аллаха ﷻ. День за днём он учился жить по-новому, стараясь наполнить смыслом свой каждый день и каждый час. Он участвовал во всевозможных конкурсах, посвящённых знанию религии, ежедневно читал специальный Коран для слабовидящих. Постоянно развивался, совершенствуя свои знания и ум.

 

Он обладал удивительной памятью и тонким слухом. Чуть ли не до последних дней своей жизни старался получать всё новые и новые знания об Исламе. И хотя он был не только слепым, но и больным, этот раб Аллаха  ездил по стране, один, без сопровождения, в целях усовершенствования чтения Корана, несколько раз совершил хадж. Его относительно недолгая жизнь была более содержательной и плодотворной, чем жизнь многих из нас, зрячих и здоровых.

 

И умер он так же, как жил, уповая на Аллаха ﷻ и восхваляя Его. Передают со слов Анаса رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего, лишив его двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от меня послужит Рай (под «двумя любимыми» имеются в виду глаза – свет его обоих глаз)» (Аль-Бухари).

 

И когда мы видим человека безногого или безрукого, но улыбающегося, слепого или глухого, но неотчаявшегося, бедного или больного, но восхваляющего Аллаха ﷻ, это и есть благодарность, это и сабр. Когда раб Аллаха ﷻ встаёт на намаз, превозмогая боль и физическое увечье, это и есть иман. Когда слепой мусульманин выходит из дома, чтобы совершить намаз в мечети, или выезжает в другой город в поисках знаний об Аллахе ﷻ, это и есть ихлас – искренность в служении Аллаху ﷻ.

 

А когда читаем (в книге М. Гамзаева «Имам Шамиль»), что во время Кавказской войны мать, похоронившая сыновей-шахидов, делала шукру-намаз (намаз-благодарность), тогда мы понимаем, как слаба наша вера, наша благодарность, наша любовь. Материнское сердце, дважды дрогнувшее над трупами двух сыновей, павших на пути Аллаха ﷻ, не утратило любви к Аллаху ﷻ, предопределившему её детям такой героический исход.

 

В хадисе от Аль-Бухари передаётся, что «Того, кому Аллах ﷻ пожелает добра, Он подвергает испытаниям». И радость тому мусульманину, который сумел терпеливо перенести тяготы и беды, ибо они – от Аллаха ﷻ, нашего Создателя.

 

Алиасхаб رضي الله عنه, один из праведных халифов, делил терпение на три вида:

1. Терпение, которое раб Аллаха ﷻ проявляет в богослужении, т. е. поминание Аллаха ﷻ и своевременное выполнение Его фарзов и суннатов без признаков недовольства и скуки.

2. Терпение при обуздании своего нафса, неследование страстям. Терпение при оставлении грехов, запрещённых нам Аллахом ﷻ. 

3. Терпение бед, предопределённых Аллахом ﷻ. То есть раб Аллаха ﷻ безропотно переносит страдания и беды, которые касаются самого человека, его семьи или имущества. Если в чьей-то семье или судьбе не обходится без ливней и гроз, но это не мешает им быть благодарными рабами Аллаха ﷻ, то очень может быть, что это результат невидимой борьбы между потребностями эго (наущениями шайтана) и стремлением к довольству Аллаха ﷻ.

 

Когда в этой борьбе побеждает любовь к Аллаху ﷻ, стремление получить довольство Аллаха ﷻ, тогда все беды и тяготы отходят на второй план, они даже становятся менее значительными. И это признак того, что истинный верующий ощущает всю сладость от общения с Аллахом ﷻ.

 

Следование нафсу, страстям; проявление злобы, агрессии; недовольство предопределением Аллаха ﷻ – это те лаптискороходы, что быстрёхонько доставят нас аккурат к адским вратам, к великой радости врага человеческого – шайтана. Земля продолжит вращаться и без нас, а мы начнём нашу новую бессмертную жизнь в неге или огне с учётом той праведности или грехов, той покорности или недовольства, которых придерживались на Земле, что продолжит вращаться без нас. 


БАРИЯТ МАГОМЕДОВА