16 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Грех, которому научил человека сам Иблис

Зависть – это один из древнейших грехов, берущий своё начало от самого Иблиса, который позавидовал статусу нашего праотца Адама عليه السلام, дарованному ему Всевышним. Из-за своей гордости и зависти Иблис отказался совершить поклон Адаму عليه السلام и был ниспослан на Землю. Вся ненависть завистника – это результат того, что он не считает человека, который является объектом его зависти, достойным такой милости от Всевышнего Аллаха.

Зависть подразумевает недовольство предопределением Всевышнего Аллаха и неприятие того, что Он даровал другому человеку. Зависть – это желание, чтобы человек, которому было даровано благо, лишился его. От Зубайра ибн аль-Аввама رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Проникла в вас болезнь прошлых народов – зависть и злоба (ненависть). Эта болезнь, как лезвие, но оно не бреет волосы, а «бреет» набожность.

 

Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете. И вы не уверуете, пока не начнёте испытывать чувство любви и уважения друг к другу. Так не сообщить ли мне вам о том, что укрепит в вас всё это?

 

Распространяйте между собой «салам» (приветствие)» (имам Ахмад). Зависть является трудноизлечимой (практически неизлечимой) болезнью и убийственным ядом. Она приносит печаль, постоянную злобу и нескончаемую боль. Это первый грех, который был совершён на небесах, когда Иблис стал завидовать Адаму .

 

Всевышний Аллах сказал (смысл): «Вот сказали Мы ангелам: «Падите ниц перед Адамом !» Они пали ниц, и только Иблис отказался» (сура «Таха», аят 116). Зависть также является первым грехом и на Земле: один из сыновей Адама عليه السلام проявил зависть к своему брату и убил его по этой причине. Негативных сторон у зависти так много, что их невозможно счесть, и они настолько известны, что нет необходимости перечислять их.

 

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «И прочитай, о Пророк ﷺ, им [завистникам] весть (поучительную историю) о двух сыновьях Адама с истиной [которая является правдой]. Вот они оба совершили жертвоприношение, и было принято оно от одного из них, и не было принято от другого. И тот, чьё жертвоприношение не было принято, стал завидовать своему брату и сказал: «Я непременно убью тебя!» Брат ответил: «Ведь Аллах ﷺ принимает только от богобоязненных (остерегающихся наказания Аллаха ﷻ)» (сура «АльМаида», аят 57).

 

Зависть – это качество, достойное всеобщего порицания, оно вредит человеку и его религии. Всевышний Аллах ﷻ в Коране повелел нам прибегнуть к Его помощи в защите от зла завистника. Даже если бы не было у зависти других негативных последствий, кроме того, что она является проявлением скверного нрава по отношению к окружающим, то и этого было бы достаточно, чтобы отдалиться от неё. Как же нам не отдалиться от зависти, если она является явной враждой ко Всевышнему Аллаху и возражением против Его решений и предопределения.

 

Вся ненависть завистника – это результат того, что он не считает человека, который является объектом его зависти, достойным такой милости Всевышнего Аллаха. Он позволяет себе обвинять Создателя всего сущего в несправедливом распределении Своей милости среди творений. Это, несомненно, является плохим адабом ко Всевышнему Аллаху и бунтом против Него.

 


Таким образом, завистник разделяет свой нрав с Иблисом и старается отличиться от пророков, которые желали добра каждому человеку. Ибн Хиббан в своём сборнике достоверных хадисов и Байхаки в книге «Шуаб аль-иман» передают от Абу Хурайры رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не сочетаются в сердце раба иман (вера) и зависть» (Ибн Хиббан, 4606).

 

Этот хадис подразумевает, как говорят учёные-богословы, что полноценная истинная вера, обладатель которой видит мудрость во всех делах Всевышнего, противоречит зависти, которая по сути является ненавистью к тому, как распределяет Аллах ﷻ Свою милость. Из всего вышеприведённого мы узнали, что зависть является большим грехом и очень скверным качеством для человека. Поэтому каждый должен максимально стараться избавиться от этого душевного недуга.

 

Мухаммад ибн Сирин сказал: «Я никогда никому ни в чём мирском не завидовал. Если этот человек (которому я стал бы завидовать) окажется обитателем Рая, как я могу завидовать в чёмлибо мирском тому, кто попадёт в Рай. А если этот человек окажется обитателем Ада, как я могу завидовать в чём-либо мирском тому, кто попадёт в Ад» («Ихья улум аддин»).

 

Избавиться от этого качества станет легче, если узнать и осознать, насколько это тяжкое и мерзкое качество. Но самым сильным средством для избавления от душевных пороков является вступление под опеку духовного наставника. Ничто так сильно не помогает в деле очищения от душевных пороков (зависти, высокомерия и т. д.), как выполнение задания, порученного истинным духовным наставником.

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ