19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Медицина

Заикание у детей

Заиканием называется сложное нарушение речи, при котором наблюдается расстройство её нормального ритма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повторение отдельных звуков в момент произнесения. Оно трудно поддаётся устранению и даже после устранения может давать рецидивы. Этот дефект в большей мере, чем другие, оказывает влияние на личность, поведение, психику человека, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в коллективе.

 Выделяют две группы причин, способствующих возникновению заикания: предрасполагающие «почву» и производящие «толчки». При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.


К предрасполагающим причинам относятся:

- невротическая отягощённость родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции центральной нервной системы;

- невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость);

- конституциональная предрасположенность (заболевания вегетативной нервной системы, повышенная ранимость, особенная подверженность психическим травмам);

- наследственная отягощённость (заикание развивается на почве врождённой слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству); при этом надо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

- поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия, постнатальные, инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

 


В группе производящих причин выделяют:

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, истощение или переутомление нервной системы в результате заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи; корь, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни носа, глотки, гортани и др.

 

Психические и социальные причины: кратковременная одномоментная травма (испуг, страх); длительно действующая психическая травма (неровное воспитание в семье, отрицательные эмоции, неправильное формирование речи в детстве, быстрая нервная речь родителей, переучивание леворукости, неправильное отношение к ребёнку, чрезмерная строгость и др. В настоящее время выделяют две группы симптомов, находящихся в тесной взаимосвязи, – психологические и физиологические. К физиологическим относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим: речевые запинки, нарушения речи и другие психологические особенности.

 

Основным внешним признаком заикания являются судороги в процессе речевого акта. Судороги различаются по форме: наиболее лёгкая – клоническая форма. Со временем эта форма может перейти в более тяжёлую – тоническую. Чаще встречаются смешанные формы.

 

Различают три степени заикания: лёгкая – заикаются лишь в возбуждённом состоянии и при стремлении быстро высказаться; средняя – в спокойном состоянии заикается мало, в эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание; тяжёлая – заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями. Распространённость заикания обусловлена полом, возрастом, местом проживания. Часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речи.

 

Среди детей, живущих в селе, заикание встречается реже, чем у городских. Чаще у мальчиков, чем у девочек – 4:1. В 70-е годы М. И. Буянов и Б. З. Драикин предложили дифференцировать заикание на невротическое, неврозоподобное и смешанное. Под невротическим заиканием понимается психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции, оно вызывается психической травмой. Содержание психической травмы отражается в картине заболевания.

 

По мере того как удлиняется период после травмы, психогенное расстройство постепенно ликвидируется. В клинической картине сочетаются общеневротические проявления и симптомы невротического нарушения речевой функции. К общеневротическим относятся пониженное настроение, чувство неполноценности, тревожное ожидание чего-то плохого, беспокойный сон с обильными сновидениями. На фоне общеневротических нарушений выступают признаки невротического поражения речи, среди которых часто встречается логофобия (навязчивый страх речи).

 

Она заключается в том, что после психической травмы возникает напряжённое ожидание невозможности произвести звук, ожидание своей несостоятельности приводит к страху, при котором у больного парализуется механизм звукопроизношения. Логофобия непостоянна: в психотравмирующей ситуации она более бросается в глаза, в знакомой ситуации может отсутствовать. Логофобия – один из главнейших и распространённейших патогенетических механизмов невротического заикания.

 

Невротическое заикание обнаруживается лишь в психотравмирующей ситуации, оно усиливается вследствие фиксации внимания больного на своём дефекте речи, при отвлечении внимания нарушение плавности речи резко уменьшается или пропадает вовсе. Неврозоподобное заикание может носить наследственный характер. В этом случае у одних заикание прекращается или уменьшается к 10–12 годам. Независимо от того, что вызвало неврозоподобное заикание, внешне оно выглядит примерно одинаково. Оно монотонно, однообразно, не зависит от ситуации.

 

Если больного заставляют следить за своей речью, фиксируют его внимание на речевом дефекте, то заикание резко уменьшается, всем этим неврозоподобное заикание отличается от невротического. Невротическое заболевание усиливается не вследствие переживания своего заболевания, а после двигательного возбуждения, соматической болезни или переутомления.

 

Разграничение заикания на две основные формы возможно в любом возрасте, однако в подростковом периоде это не всегда легко сделать. Потому что у больных с неврозоподобным заиканием в той или иной степени возникают невротические наслоения. Они обусловлены не переживанием своего дефекта, а переживанием насмешек, которым они подвергаются. Из-за этих конфликтов подросток нервничает, ищет выход из ситуации, что усугубляет заикание, дополняет его невротическими переживаниями.

 

Так как заикание никогда не выступает в самостоятельном виде, а соседствует с другими нервно-психическими расстройствами, то, прежде чем логопед примется за педагогическую коррекцию, он должен проконсультировать больного у детского психиатра или невропатолога. Полного эффекта, и это практически доказано, можно достичь только при условии применения комплексного метода.

 

Комплексное воздействие складывается из следующих направлений:

1. Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы и создающее благоприятный фон для психотерапии, активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы).

3. Логопедическое воздействие – воспитание навыков правильной свободной речи.

4. Логопедическая ритмика – состоит из разнообразных движений под музыку, способствующих развитию общей и речевой моторики, координации движений, умения управлять собой.

5. Воздействие окружающих на личность заикающегося, на его взаимоотношение со средой и его эмоциональноволевую сферу. Большое значение имеет речь окружающих для успешного преодоления заикания. Дети должны слышать только правильную речь, негромкую, спокойную, неторопливую. Только комплексное воздействие может способствовать полному устранению заикания.

 

(продолжение следует)

ПАТИМАТ ДАЛГАТОВА,