Имам, аскет, предводитель, наставник

По воле Всевышнего Кушайри попал в группу ильма великого суфийского шейха Абу Али Даккака. Эта встреча и оказала влияние на всю дальнейшую жизнь будущего учёного-богослова. Кушайри всем сердцем полюбил великого праведника и стал его учеником. Все его помыслы теперь были направлены на следование пути суфиев. В свою очередь Абу Али Даккак намекнул Кушайри, чтобы тот не останавливался на посещении лишь его уроков, а изучал науки Ислама и у других учёных-богословов, чему будущий алим последовал неукоснительно. Следуя велению устаза, Абулкасим принялся изучать шариатские науки.
Учителями будущего богослова стали величайшие учёные того времени. В области исламского права Кушайри обучался у известного учёного шафиитской школы Абубакра Туси, каламу (исламская теология) и усулуль фикху (основы исламского права) – у известного учёного Ибн Фурака, после смерти которого начал посещать лекции другого известного богослова Ислама – Абу Исхака Исфарайни.
Приводится свидетельство, что Кушайри во время посещения лекций Исфарайни ничего не записывал. Заметив это, учёный дал понять молодому человеку, что в этой науке недостаточно слушать, необходимо ещё и делать заметки. Тогда Кушайри показал учёному свой уровень знаний. В ответ на замечание учителя Абулкасим пересказал всё, что слышал от него в ходе этих уроков.
Способности Кушайри удивили Исфарайни и, поняв, какой незаурядный ученик сидит перед ним, он сказал: «Я не знал, что ты достиг такого уровня. Ты не нуждаешься в посещении моих лекций. Тебе достаточно лишь читать мои книги, и если что-то будет непонятно, тогда можешь обратиться ко мне». Несмотря на то, что стал обладателем столь высокого уровня в знании исламского права и других шариатских наук, Кушайри не считал себя алимом и не превозносил себя над другими людьми. Его целью было достичь познания Всевышнего Аллаха, и все порицаемые черты характера, мешающие достижению этой благородной цели, он отвергал всем сердцем, неукоснительно следуя повелениям своего духовного наставника Абу Али Даккака.
«… За всё то время, что я провёл с шейхом, до той поры, пока он не покинул мир, я не помню, чтобы хотя бы раз в моём сердце возникло малейшее несогласие с ним», – говорил Кушайри. Шейх Абу Али Даккак тоже очень любил старательного ученика. И, проведя его по всем ступеням тариката и очистив тем самым его сердце от всех порицаемых черт характера, сделал Кушайри своим преемником на пути тасаввуфа.
Помимо этого, шейх выдал за Кушайри и свою дочь, которая родила Абулкасиму шестерых детей: дочь и пятерых сыновей, которые стали известными учёными и праведниками своего времени. Став обладателем явных и тайных исламских наук, Кушайри прославился далеко за пределами Нишапура, где на тот момент жил богослов. Многие алимы того времени признали его великую степень в Исламе и дали Кушайри высокую оценку.
Приведём некоторые: «Люди его века сошлись на том, что он является предводителем своего времени, примером для подражания и благодатью мусульман в том веке», – писал о Кушайри великий учёный-богослов Ислама Таджуддин Субки в своей книге «Табакату Шафийя». Известный историк и богослов Ибн Халликан описывал Кушайри такими словами: «Он был знатоком фикха (исламское право), тафсира (толкование смыслов Корана), хадисоведения, усула (основы исламского права), арабской литературы, поэзии, лучшим в составлении книг и в науке тасаввуфа.
Он собрал в себе знания Шариата и хакиката (постижение Божественной истины)». Известный арабский историк Захаби описал Кушайри кратко и лаконично: «Имам, аскет, предводитель, наставник». Указывая на большие познания в области исламских наук, современники прозвали Кушайри «украшением Ислама». Труды Аль-Кушайри Кушайри был автором большого количества работ по различным аспектам доктрины и права исламской религии.
Ему приписывают от 20 до 30 сочинений в области толкования Корана, хадисоведения, теории и практики суфизма. Наибольшую известность он приобрёл благодаря ряду фундаментальных работ по истории, теории и практике суфизма, среди которых можно особо отметить книгу «Рисаля фи ильм ат-тасаввуф», ставшую популярной под названием «Рисалят уль-Кушайрия». Эта книга стала самой популярной и узнаваемой во всём исламском мире. Многие известные учёные-богословы написали к ней толкования.
В ней Кушайри разъясняет убеждения имамов суфизма, приводит биографии известных праведников и предводителей тасаввуфа, даёт разъяснение терминологии, которую используют суфии, а также поясняет состояния, которые испытывают последователи суфизма. В этой книге Кушайри подмечает очень важную истину, он пишет: «Не было века в истории Ислама, в котором жил бы шейх суфиев из числа познавших Аллаха без того, чтобы крупные учёные того времени не подчинились бы тому шейху, не относились бы к нему с почтением и не стремились бы получить от него баракат».
Но в жизни Кушайри не всё было так гладко, как может показаться. Как и многим большим богословам Ислама, ему тоже пришлось пройти через тяжёлые испытания. Но об этой стороне жизни видного богослова Ислама Абулкасима Кушайри читайте в следующем номере. Да смилуется Аллах над благородным алимом Абулкасимом Абдулкаримом ибн Хавазаном ибн Абдулмаликом Кушайри. Амин.
МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ
Комментарии (1)