26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

«Талкин» – когда и как проводить

«Талкин» – действие-сунна в отношении умершего мусульманина, достигшего половой зрелости. «Талкин» в отношении усопшего – это обряд, проводимый у изголовья могилы мусульманина после его захоронения.

Обряд «талкин» проводится в двух случаях.

1. Если человек находится при смерти. Умирающему в ненавязчивой форме напоминают о необходимости произношения свидетельства единобожия. Это является сунной. И если последними его словами будут «ля иляха илляллах», это сохранит его вероубеждение. Имам Ан-Навави сказал: "Когда вы навестите умирающего, то напомните ему слова шахады «ля иляха илляллах», для того чтобы они были его последними словами; постарайтесь снять его печаль, душевное переживание и затем закройте ему глаза". Если же мусульманин умрет без «талкина» и не произнеся шахады, это не означает, что он не из праведных. У всех, кто следует пути Аллаха ﷻ и Шариату и умрет с этим, есть надежда получить соответствующее воздаяние, особенно если многие люди будут свидетельствовать о нем положительно.
Большинство ученых-богословов считают чтение «талкина» после захоронения покойного сунной
2. Чтение «талкина» на могиле умершего. После того как в могилу положат тело совершеннолетнего и засыпят его землей, собравшимся желательно (сунна) оставаться там некоторое время и читать «тасбит» и «талкин». Тот, кто читает «талкин», садится перед могилой со стороны киблы так, чтобы оказаться напротив лица умершего. Талкин является желательным действием Решения ученых относительно чтения «талкина» для умершего, находящегося в могиле, различны, однако все они считают его желательным действием.

Имам Ан-Навави, на мнение которого чаще всего опираются в мазхабе имама Аш-Шафии, в своей книге «АльАзкар» пишет следующее: «Что касается чтения «талкина» над телом умершего после его захоронения, то большое сообщество ученых нашего мазхаба посчитало это желательным действием (мустахабб). К числу тех, кто высказался, утверждая его желательность, относятся Аль-Кази Хусайн, Аль-Мутавали, Аль-Макдиси, Ар-Рифаи». В качестве довода ученые используют хадис Пророка ﷺ, который приводят Ат-Табарани и Абдуль-Азиз альХанбали от Абу Умамата аль-Бахили  . В нем сказано (смысл): «Когда я умру, то сделайте в отношении меня то, что повелел нам Посланник Аллаха ﷺ в отношении наших умерших. Посланник Аллаха ﷺ повелел нам: «Когда умрет кто-то из ваших братьев, и вы выровните землю на его могиле, пусть один из вас встанет у его изголовья и затем скажет ему: «О такой-то, сын такого-то!» И он действительно будет слышать вас, но не ответит. Затем пусть он скажет: «О такой-то, сын такого-то!» Тогда он (тот, кто в могиле) скажет: «Наставь нас и да смилостивится над тобой Аллах ﷻ», однако вы этого не почувствуете. Пусть он скажет: «Упомяни то, с чем ты покинул мир, – свидетельство, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха ﷻ , и что Мухаммад – его раб и Посланник ﷺ, и что ты доволен Аллахом ﷻ как Господом, Исламом – как религией, Мухаммадом ﷺ – как Пророком ﷺ и Кораном – как имамом, и т. д.»

Имеются и другие доводы в подтверждение того, что мертвые слышат живых. К ним относятся слова, сказанные Пророком ﷺ о многобожниках, убитых в битве при Бадре (смысл): «Клянусь Тем, в чьей воле душа Мухаммада ﷺ, они (убитые многобожники) не хуже вас (живых мусульман) слышат то, что я говорю». Сподвижники, а после них табиины и после во все века ученые практиковали «талкин» – в книгах по фикху упоминается, что они читали его.

Чтение «талкина» над несовершеннолетними над телом умершего, не достигшего совершеннолетия, «талкин» и «тасбит» не проводят. В отношении него существуют четыре коллективные обязанности (фардз кифаят): обмывание, заворачивание в саван, совершение заупокойного намаза и захоронение. По нему не раздают милостыню и не делают каких-либо других благих деяний, которые обычно делают в случае смерти совершеннолетнего человека. Причиной этого является то, что на несовершеннолетнего не возлагается соблюдение предписаний в виде намаза, поста, хаджа, кроме закята. Закят возлагается на его имущество. По Исламу он является одним из обитателей Рая. Это касается и умалишенного. Если же после того, как умалишенный достиг совершеннолетия, и его разум хотя бы на короткое время возвращался к нему, а затем он лишился его, и разум больше не возвращался, то после его смерти за его душу можно делать все, что принесет ему пользу в Ахирате.

После завершения чтения «талкина» желательно всем встать, повернуться в сторону киблы и одному из присутствующих прочитать мольбу «тасбит», а остальным говорить «Амин». Пророк ﷺ после захоронения своих сподвижников, стоя возле их могилы, говорил: "Вы читайте «тасбит», воистину, он находится под допросом". И это является сунной.  Мнение имамов четырех мазхабов о чтении «талкина» Большинство ученых-богословов считают чтение «талкина» после захоронения покойного сунной.  Имам Ахмад и некоторые алимы не порицали и разрешали читать «талкин». Часть сподвижников имамов Аш-Шафии и Ахмада посчитали это сунной. Алимы мазхаба имама Малика и некоторые другие посчитали это порицаемым". В любом случае, чтение «талкина» считается полезным.

Из достоверных хадисов известно, что покойник в своей могиле слышит речь и звуки сандалей покидающих его могилу. Поэтому нам велено произносить «салам» покойникам. Пророк ﷺ сказал: «Каждому, кто лежит в могиле, если проходящий мимо произнесет «салам», Аллах ﷻ вернет душу в тело, чтобы он ответил на приветствие». Поэтому рекомендовано и умирающему, и покойнику после захоронения читать «талкин». Споры и разногласия В некоторых населенных пунктах вопрос о похоронном шествии, сопровождающемся громким зикром, вызывает споры и разногласия. В связи с этим имам Ан-Навави сказал: "Ты знай, что правильный путь тот, на котором стояли праведные предшественники. Когда несете покойника на кладбище, идите спокойно; будь то зикр или Коран, либо что-то другое – не произносите громко, лучше, если будете идти молча, в размышлениях о смерти и покойнике. Молчание в состоянии размышления о смерти, представлении Судного дня требует от нас Шариат».

В связи с этим в хадисе говорится: "Аллах ﷻ любит молчание в трех местах: возле читающего Коран; при наступлении на врага; возле покойного. Поэтому считается порицаемым повышать голос тому, кто сопровождает покойника на кладбище, если даже читает Коран или зикр. Если кто-либо захочет читать их, то пусть читает тихо, шепотом, в соответствии с сунной Пророка ﷺ». В книге «Нихаяту аль-мухтадж»  пишется, что после того, как тело уложат в могилу, нет никаких других действий, таких как поминание Аллаха ﷻ (зикр) или же оглашение азана в могиле, при совершении которых считалось бы, что выполнили желательное действие (сунна), хотя за поминание они и получат вознаграждение. Также пишут, что это не является требуемым обрядом по Исламу. Ученые-богословы, в том числе и Ибн Хаджар аль-Хайтами, установили, что оглашение азана, когда тело кладут в могилу, является нововведением (бидга).

ПОДГОТОВЛЕНО КАНОНИЧЕСКИМ ОТДЕЛОМ МУФТИЯТА РД