20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ислам в Польше

Католическое сердце Европы – одна из самых ревностных последовательниц католицизма Польша. Но и на территории этого государства весьма легко отыскать мусульман, причём потомственных. А Ислам в Польше вполне можно считать традиционной религией.

Как известно, католицизм организованно пришёл в Польшу во время правления короля Мешко I в 966-м году, ровно так же, как князь Владимир в своё время крестил Русь. Примерно в это же время поляки познакомились с Исламом – сюда приезжали арабские торговцы. Первое упоминание о Польше зафиксировано арабоязычным (вероятно, выходцем из Кордовы) путешественником Ибрахимом-ибн-Якубом в X веке. Собственно говоря, его путешествия проходили в большинстве своём на славянских территориях, и его книги оказались ценным трудом по истории и культуре славян и формировании славянских государств.

 

А вот уже в XIV веке на территории Польско-Литовского княжества появились постоянные татарские поселения. Согласно истории, они пришли в данную местность из Золотой Орды вместе с князем Тохтамышем. Окончательно их национальная и культурная идентичность была сформирована в начале XV века в Великом княжестве Литовском, где они образовали два вассальных княжества: Джаголдаева тьма и княжество Мансура. Основным занятием польско-литовских татар значительное время являлась военная служба при прямом подчинении королю.

 

В XVI–XVII веках множество татар (в основном ногайского и крымского происхождения) поселилось на землях современной Польши. По оценкам на середину XVII века в стране насчитывалось около 15000 мусульман (при общем населении 8 млн человек). Размежевание татар и польского правительства произошло после Липского восстания в 1672 году, когда часть татар выступила вместе с мятежниками против законной власти. Правящая верхушка обвинила татар в связи с Османской империей и ограничила их права. В ответ на это многие татары покинули Польшу вместе с семьями и переселились в Турцию.

 

Тем не менее, многие из них остались недовольными и правительством Османов. Поэтому, когда польскому королю Яну Собескому потребовалась помощь для борьбы с вольным панством, он вернул татарам все их привилегии и обратился с просьбой вернуться обратно в страну. Именно татарской коннице король во многом был обязан как сохранением своего трона, так и победой в битве при Вене над Османами. В XVIII–XIX веках происходит постепенная ассимиляция татар в польское общество.

 

Они полностью или частично переходят на русинский язык (предшественник белорусского языка), сохраняя татарский для внутреннего домашнего употребления, хотя при этом в большинстве своём не отказываются от религии и продолжают использовать для отправления обрядов элементы арабского языка. Кроме того, был разработан специфический белорусский арабский алфавит для религиозной литературы. Кроме того, сохраняются религиозные и национальные традиции, хотя они немного обтёсываются польским окружением.

 

Так, женщины-татарки имели гораздо больше свободы и могли обучаться в школах наравне с мужчинами. Разделение польской территории между несколькими государствами привело к тому, что основная часть территорий, где проживали татары, отошла к России. Нужно отметить, что в отношении польских татар российское правительство проводило гораздо более мягкую политику, чем в отношении проживающих на центральных территориях страны.

 

Так, польские татары сохранили почти все свои привилегии, имеющиеся раньше, и они не подвергались насильственной христианизации или культурному ущемлению. Кроме того, в Польшу постепенно стали проникать мусульмане из российских регионов, часть – по собственному желанию, часть в составе военных формирований или государственных служащих.

 

Некоторым из них удалось осесть на территории Польши. Об этом напоминают два кладбища на территории Варшавского района Повонзки: татаро-мусульманское и кавказо-мусульманское. Однако это не мешало польским мусульманам вставать на сторону поляков в борьбе за независимость страны от России. Как известно из истории, восстания были подавлены, а их участники нередко ссылались в российскую армию на Кавказ, где в это время шла война с имамом Шамилём.

 

Известно также, что часть польских татар переселилась в Турцию и основала там Стамбульское политическое представительство поляков-мусульман. Татары-поляки в российской армии довольно часто отказывались воевать против своих единоверцев на Кавказе, предпринимали попытки побегов за границу – в Персию, Турцию – или просто переходили на сторону Шамиля. Известно, что в его армии был сформирован отдельный иностранный полк, в котором были и поляки. 

 

К началу XX века татары были глубоко интегрированы в польское общество. Часть из них вошла в глобальное переселение поляков в Америку, и ими были основаны община и татарская мечеть в Бруклине. В 1919 году был сформирован татарский кавалерийский полк в польской армии, который существует до сих пор. Его солдаты и офицеры дают свой специфический вариант присяги, отличающийся от остальных армейских частей и соответствующий Исламу.

 

С восстановлением независимости Польши в ней осталось проживать только около 6000 татар, большая часть их традиционных мест проживания оказалась в Беларуси и Литве. Несмотря на то, что татарская община была небольшой, она стала одним из самых ярких представительств национальных меньшинств. Так была создана Культурно-образовательная ассоциация польских татар, которая занималась сохранением национальной культуры, языка, традиций и религии. В 1929 году был создан Татарский национальный музей, а в 1931-м – Татарский национальный архив.

 

Было начато и строительство мечети в Варшаве. В первую очередь все эти достижения связываются с именем легендарного татарского имама Якуба Шинкевича, который был известен как первый Муфтий Польши, богослов и востоковед. Он активно способствовал выходу польской мусульманско-татарской уммы из изоляции, находя связи с остальным исламским миром: арабскими странами, Индией, Пакистаном.

 

Он первый начал переводить Коран на польский язык. Поскольку в советской Польше религиозная пропаганда не поощрялась, он был отправлен в эмиграцию и умер в 1966 году в США. Большинство татарско-мусульманских достижений в Польше было разрушено за годы советской власти, часть татарской интеллигенции постигла участь заключённых концлагерей и тюрем. Восстановление Ислама в Польше началось только в конце 70-х гг., когда в страну стали приезжать студенты из арабских и прочих мусульманских стран, многие из которых связали свою жизнь с Польшей.

 

В 1971 году реактивируется мусульманская религиозная организация. С 1991 года действует Общество мусульман в Польше. Через один год – Ассоциация польских татар. Несмотря на это, по переписи 2002 года в Польше идентифицируют себя как польские татары только 447 человек (1251 считает себя смешанного польскотатарского происхождения). В ноябре 2010 года произошёл важнейший прецедент – был установлен памятник польскому исламскому лидеру татарину Дариушу Ягелло, что является полным признанием важной роли татар в польской истории. Это был первый в своём роде памятник татарам в Европе. 

 

В настоящее время в Польше проживают мусульмане разных национальностей: турки, выходцы из Югославии, пакистанцы, афганцы, арабы, чеченцы. Есть и польские шииты, хотя большинство мусульман страны придерживаются суннитских традиций. Кроме того, часть этнических поляков тоже принимает Ислам, их насчитывается около 7000 человек.

 

В стране действуют много мечетей, особенно в крупных городах, и медресе. На данный момент жизнь мусульман в Польше нельзя назвать мирной. Периодически случаются нападения на мечети или девушек в хиджабах. Не решён вопрос по халяльному мясу, поскольку убийство животных по исламским (и еврейским) традициям Польшей запрещено как негуманный метод умерщвления. Есть и внутренний конфликт между польскими татарами с их традиционным подходом к Исламу и переселенцами из других стран. Часть польских политиков начиная с 2016 года собирает голоса на фоне заявлений о прекращении исламизации страны.

 

ФАТИМА МАНЗУР, ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН