24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Аликади из Игали – имам, учёный, аскет

Самый почтенный среди людей – благочестивый алим, приносящий пользу, когда будут необходимы его услуги, и достаточный для себя, когда не будет необходимости в нём. В истории Дагестана известны много людей, жизнь и поведение которых будут служить примером для нас всех во все времена. Их знания, образ жизни, отречённость от мирского – всё настолько совершенно, что порою и не верится, что такие люди могли существовать вообще. Их жизненный путь часто труден, и именно поэтому не только современники таких людей, но и последующие поколения понимают ценность их опыта и примера. Об одном из таких учёных по имени Аликади, в честь которого названо медресе в его родном селении Игали, рассказал его прямой потомок Ухумали Загидов.

– Ас-саламу алейкум, Ухумали! Расскажите, пожалуйста, что вам известно о вашем предке-учёном.

– Ва алейкум ас-салам! По тем данным, что до меня дошли, учёный Аликади родился в селении Игали приблизительно в 1800 году. Он был единственным сыном в семье игалинца, женившегося на дочери 
выходца из селения Чиркей, который переехал жить в их село. Аликади с ранних лет начал изучать исламские науки. В результате он в совершенстве овладел арабским языком и другими исламскими науками.

 

В молодом возрасте Аликади женился на женщине, которую звали Умичу, и вёл обычную жизнь простого сельского жителя. У них родилось четверо детей: два сына – Джамалудин и Мухаммад, и две дочери – Зайнаб и Умакульсум. Его сын Мухаммад тоже впоследствии стал учёным.

 


– Существуют много преданий, связанных с жизнью Аликади. Хотелось бы услышать некоторые из них.

– Самое известное из них связано с посещением этим учёным Мекки в каждую пятницу. Оказывается, что раньше за каждую пропущенную пятничную молитву мусульман облагали штрафом: одна банка зерна. У Аликади тоже забирали штраф за то, что он не приходил в мечеть в пятницу. Жена часто жаловалась на то, что приходится отдавать столь драгоценное зерно, упрекала мужа и спрашивала, куда он уходит каждую пятницу, так как выходит из дома готовясь и говорит, что идёт на пятничную молитву.

 

Учёный же всякий раз велел жене отдавать штраф и за следующую пятницу, так как Аллах ﷻ – дарующий пропитание, но ничего не объяснял ни супруге, ни остальным. Он всегда старался скрывать от людей то, что является человеком, который достиг такого уровня. А вот где учёный совершал каждую пятничную молитву, выяснилось по случайности через много лет. В XIX веке его односельчанин по имени Ухумустан решил совершать хадж. По какой-то причине он не смог с остальными паломниками вернуться из Мекки вовремя и остался в благословенном городе.

 

Когда паломник из Игали заговорил с одним из стражей в Мекке, тот спросил у Ухумастана, откуда он. Узнав, что паломник из Дагестана, страж тут же спросил у Ухумастана, знает ли он учёного Аликади из Игали. Ухумастан ответил, что это и его родное селение, но у них нет учёного с таким именем. А страж продолжал настаивать на своём и даже добавил, что тот учёный, о котором он говорит, каждую пятницу приходит в Мекку к Каабе, чтобы совершать пятничную молитву.

 

Тут они поспорили, так как Ухумастан не мог в это поверить. Страж Каабы пообещал показать учёного, если он останется в Мекке до следующей пятницы. Дождавшись назначенного времени, игалинец и страж пошли к Каабе, и, конечно, гость сразу узнал своего односельчанина и, подойдя ближе, поговорил с ним. Только после того как вернувшийся с хаджа Ухумастан рассказал всем жителям села о том, что увидел в Каабе их односельчанина, люди узнали о причине отсутствия Аликади на пятничной молитве и о его чудесах.

 

Тогда жители села захотели вернуть ему всё зерно, которое у него забирали как штраф за пропущенную пятничную молитву, и даже начали укорять его в том, что он скрыл свою учёную степень. Аликади отказался и оставил как милостыню всё то, что у него забирали. Но он подтвердил слова Ухумастана, что совершает каждую пятничную молитву в Каабе, хотя о своём уровне учёности не стал распространяться. Рассказывают ещё, что имя Аликади в числе первых трёх учёных тех времён было высечено на мемориале в Мекке. Это тоже подтверждено ранее упомянутым Ухумастаном, видевшим эту надпись.

 

– Слышала, что учёному пришлось покинуть село. Хотелось бы узнать, по какой причине.

– После происшествия, связанного с пятничной молитвой, односельчане начали с уважением к нему относиться. Но так продолжалось до поры до времени. Позже произошёл следующий случай, из-за кото
рого ему пришлось покинуть село. Между селениями Колоб и Игали был спор по поводу пастбища, находящегося между сёлами. Игалинцы утверждали, что это их земля, а жители Колоб – что она принадлежит им.

 

Так как о степени учёности Аликади были наслышаны и жители других сёл, те и сказали, что оставят эту землю жителям селения Игали, если именно шейх поклянётся, что это их земля. Старейшины пришли к учёному и попросили его об этом, но тот отказался, утверждая, что принадлежность спорного участка игалинцам – недостоверный факт и что он никогда ради земного не клянётся именем Всевышнего – настолько он был отречён от всего, что не связано с жизнью вечной.

 

Тогда один из старейшин упрекнул его, что он живёт в селении, ради жителей которого ему даже клясться не хочется. А учёный, в свою очередь, спокойно ответил, что он может и покинуть это село, если пребывание его так тяжко для села. Таким образом, он и переселился в селение Тлох. Там он ещё раз создал семью и жил до самой смерти. Именно в этом селении находится зиярат этого шейха, который на данный момент реконструируется.

 

– А как относились к нему жители селения Тлох, куда он переселился?

– Жители этого селения очень чтили и самого Аликади, и память о нём чтут. Учёный из Тлоха Султанмухаммад утверждал, что весь баракат жителей этого села они получили от Аликади и что все его знания 
тоже от этого шейха. И этот учёный завещал, чтобы ценили всё, что связано с шейхом, и после его смерти. 

 

– Неужели жители его родного села так легко свыклись с мыслью, что учёный такого уровня покинул их?

– В тот год, когда он покинул родное селение, наступила сильная засуха. Погибал весь урожай, поэтому жители селения решили отправить делегацию, чтобы попросить учёного вернуться в селение Игали. Дойдя до его дома, они не нашли там никого и ждали на крыльце. Через некоторое время учёный, оказавшись каким-то образом в доме, пригласил односельчан к себе домой.

 

Игалинские послы передали ему просьбу сельчан, попросив вернуться обратно, но он отказался возвращаться, при этом пообещал, что будет просить у Аллаха ﷻ о дожде в своих дуа. Поговаривают, что эта делегация не смогла попасть к себе в селение из-за сильного проливного дождя, шедшего целых три дня подряд после дуа, в котором он просил о дожде для своих бывших односельчан. 

 

– Расскажите о письме, которое нашли среди книг учёного.

– Аликади было написано огромное количество книг. Когда после смерти учёного кто-то из ищущих знаний рассматривал его книги, он обнаружил в одной из этих книг письмо, подписанное градоначальником Мекки, в котором говорилось, что учёный является его желанным гостем. В этом письме говорилось и о том, что любой потомок учёного, когда-нибудь посетивший Мекку, тоже будет удостоен чести, чтобы его с почётом принял кто-либо из потомков тогдашнего руководителя благословенного города.

 

К сожалению, это письмо у нас не сохранилось, но моя бабушка видела его лично. Некоторые говорят, что это письмо хранилось у Абдулхамида-афанди из Инхо, но достоверный ли этот факт – мы не знаем. Где это письмо сейчас, тоже неизвестно. Мне бы хотелось попросить современников, у которых, может, сохранились или книги учёного, или они знают что-либо об этом письме: сообщите, пожалуйста, нам, так как и это письмо, и все книги его, которые переходили из рук в руки и затерялись, нам очень дороги.

 

– Неужели вы считаете, что книги Аликади могут сохраниться и до наших дней?

– Конечно, ведь и у нас в доме на данный момент хранится и шкаф, передававшийся из поколения в поколение, и часть книг. Но это лишь малая часть – некоторые книги не вернули те, кто забирал на изучение, а часть книг, по словам бабушки, была спрятана во время революции, чтобы уберечь их от уничтожения, но сундук с книгами нашли по наводке и он был уничтожен. 

 

– Человек, хоть немного разбирающийся в истории, обязательно задаст вопрос, участвовал ли Аликади в Кавказской войне. Ведь учёный такого уровня, безусловно, знает и о святости джихада.

– Предки рассказывали, что во время прихода имама Шамиля в селение Игали с целью собрать войско Аликади-шейх в числе первых попросился в мюриды имама, но Шамиль отказался забирать его на службу, лишь попросил сделать за них дуа. Мы все знаем о том, насколько большое внимание уделял просвещению и знаниям наш великий имам.

 

Может быть, именно поэтому он и не стал забирать учёного воевать. Рассказывают, что учёный даже несколько раз просился на службу к имаму, но Шамиль отказывал ему каждый раз. Более того, именно мне достался земельный участок, который был дарован в этот период времени имамом Шамилём Аликади. На этом земельном участке была и небольшая пещера, в которой он занимался богослужением.

 

Кроме того, посетивший кладбище в селение Игали и ныне может увидеть ещё одну пещеру, в которой учёный пребывал долгое время. Он в течение семи лет никуда оттуда не выходил и всё время совершенствовал свои знания, при свете лампады изучая книги других учёных или составляя свои собственные книги. Эту пещеру по сей день называют пещерой Аликади, и каждый, кто захочет, может посетить её.

 

Скончался этот учёный в 1882 году, как раз в то время, когда у его дочери родился сын, – именно поэтому и известна точная дата смерти. В своём завещании он велел отдавать книги не только те, что написаные им самим от руки, но и книги других учёных, по которым он сам когда-то учился, всем, кто ищет исламские знания. Наверное, именно поэтому его книги находятся у учёных по всему Дагестану. Недавно нам даже вернул одну из таких книг житель Шамильского района, и это притом, что среди его потомков тоже есть богословы и алимы. 

 

БЕСЕДОВАЛА  МАДИНА МАГОМЕДОВА