26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Упование и бережливость муравья

Упованию на Аллаха ﷻ уделяется много внимания в Исламе. Понятие «уповать» означает «назначать как поверенного», «уполномочивать».

В религиозном аспекте – уповать на Аллаха ﷻ, вверять Ему все свои дела. В Коране упование на Аллаха ﷻ упоминается как одно из лучших качеств мусульманина:

«Тому, кто уповает на Аллаха ﷻ, достаточно Его. Аллах ﷻ доводит до конца Своё дело» (сура «Ат-талак», аят 3);

«Уповай на Могущественного, Милосердного» (сура «Аш-шуара», аят 217).

 

Праведники также настойчиво подчёркивали преимущества упования. Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه сказал: «Упование делает человека независимым от всего и от всех». А независимый человек – сильный человек. Как велел Пророк Мухаммад ﷺ, человек, желающий быть сильнее всех, должен уповать на Аллаха ﷻ. Однако упование стоит понимать правильно.

 

Как-то Пророк Мухаммад ﷺ спросил у араба, который пришёл к нему на встречу, где он оставил своего верблюда. Араб ответил, что уповал на Аллаха ﷻ и отпустил верблюда восвояси. Пророк ﷺ сказал: «Сначала привяжи своего верблюда, а потом уж уповай на Аллаха ﷻ». Второй праведный халиф Умар ибн Хаттаб رضي الله عنه, повстречав людей, которые не утруждали себя зарабатыванием на хлеб насущный и обходились за счёт подаяний, спросил: «Кто вы?»

 

Те ответили: «Мы люди упования». Умар ибн Хаттаб رضي الله عنه сказал: «Вы не люди упования, а люди пожирания, вы лгуны. Настоящие уповающие те, которые сначала сеют семена, а затем уповают на Аллаха ﷻ (в надежде собрать богатый урожай)». Упование на Аллаха ﷻ не должно наносить удар по человеческим отношениям. Аллах ﷻ наделяет людей хлебом насущным посредством друг друга.

 

Не пристало мусульманину, прикрываясь лозунгом упования на Аллаха ﷻ, отворачиваться от этого мира, отказываться от зарабатывания на жизнь. Вместе с тем, даже уповая на Аллаха ﷻ, нельзя забывать о бережливости. Из истории жизни пророков нам известно, что пророк Сулейман عليه السلام мог общаться с животными и птицами, повелевал ими. Свидетельство тому – беседа пророка с муравьём и удодом, которые упоминаются в Коране.

 

В религиозных источниках содержатся многочисленные предания об общении Сулеймана عليه السلام с ветром, некоторыми животными, птицами и насекомыми. Среди них особое место занимают темы, связанные с муравьями. Как известно, муравей – символ трудолюбия. Настойчивое и неутомимое насекомое стало героем многих поучительных притч.

 

В одной из них повествуется следующее.

Однажды пророк Сулейман عليه السلام спросил у муравья:

«Сколько тебе требуется пищи для месячного существования?»

Муравей ответил:

«За месяц я съедаю не более одного крупного пшеничного зёрнышка». Пророк  عليه السلام  не поверил в столь бережное и экономичное обхождение насекомого и решил проверить это на деле. Он загнал муравья в стеклянный сосуд и оставил ему лишь одно пшеничное зёрнышко. А затем, оставив место для циркуляции воздуха, закупорил сосуд. Прошёл месяц.

 

Взяв сосуд, пророк Сулейман عليه السلام пришёл в изумление. За месяц муравей съел даже менее одного зёрнышка. В сосуде оставалась ещё половина зерна. И пророк عليه السلام спросил у муравья: «Ты же говорил, что за месяц съедаешь одно зерно. Так почему же ты не съел зерно целиком, оставив половину?»

 

Муравей ответил:

«О посланник Аллаха  ! Находясь на свободе, я уповал на Аллаха ﷻ и обходился Его дарами. Я был уверен, что Он не забудет меня и не оставит голодным. Я знал, что каждый месяц я буду получать своё зёрнышко. Однако этот последний месяц бремя моего питания на свои плечи взвалил ты. Наряду с упованием на Аллаха ﷻ я ещё вынужден был надеяться на твою память и справедливость. Я подумал, что ты можешь забыть про меня и не открыть сосуд через месяц. Поэтому, как бы это ни было трудно для меня, я решил употреблять зерно бережливо и экономить».

 

МАККА ВЕГИЕВА