19 апреля
2024 года
поделиться

Коллективная молитва (джамаат-намаз)

Совершение молитвы коллективно для мужчин является настоятельной сунной. Такая молитва превосходит (в плане её достоинства) исполненную индивидуально на 25 степеней. ﺻﻼﺓ» : ﻭﻟﻘﻮﻟﻪ ﺻﻠﻰ ﺍﷲ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﺍﻟﺠﻤﺎﻋﺔ ﺃﻓﻀﻞ ﻣﻦ ﺻﻼﺓ ﺃﺣﺪﻛﻢ « ﻭﺣﺪﻩ ﺑﺨﻤﺴﺔ ﻭﻋﺸﺮﻳﻦ ﺟﺰءﺍ «Тот, кто совершил коллективный намаз иша, будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто совершил коллективный утренний намаз, будто бы совершал намаз всю ночь».

«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трёх лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это любимее Аллахом ».

 

«Если три человека в селе или в пустыне не станут молиться джамаатом, то ими непременно овладеет шайтан. Старайтесь совершать намаз коллективно, поистине, овцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки».

 

Сунна- и нафиль-намазы не совершаются коллективно, за исключением таравих-намаза, который, будучи сунной, выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз витр, являющийся ваджибом, совершают коллективно в месяц Рамадан. Джума-намаз и праздничные намазы совершаются только коллективно. Для мужчин имамом должен быть дееспособный (в здравом уме), взрослый, способный читать Коран мужчина. 


Чтобы коллективная молитва была действительной, необходимо соблюдать некоторые условия:

1) Пятка следующего в молитве за имамом не должна быть впереди его пятки.

2) Нельзя исполнять за имамом более значимую молитву, например исполнять фарз-молитву за имамом, совершающим добровольную молитву или сунну (в том числе «Таравих»).

3) Нельзя исполнять обязательную молитву, которую не совершает имам.

4) Нельзя молиться за тем, кто, опоздав на другую коллективную молитву, совершает пропущенные им ракааты.

 

Поэтому, если коллективная молитва началась после того как человек начал исполнять обязательную молитву индивидуально, ему следует прервать свою молитву одним «саламом» во время стояния и затем присоединиться к коллективу, если ещё он не совершил первый земной поклон (четырёхракаатной молитвы), или (даже) если он совершил первый земной поклон молитвы, не имеющей четыре ракаата (то есть фаджр или магриб).

 

Данное правило применяется, только если человек молится там же, где начинается коллективная молитва. Если же он находится дома, а коллективная молитва начинается в мечети, или же он находится в одной мечети, а коллективная молитва проходит в другой, тогда он ни в коем случае свою молитву не прерывает. Кроме того, если он совершает добровольную молитву, а начинается погребальная (джаназа), ему нужно прервать свою молитву, чтобы настигнуть погребальную, и впоследствии восполнить добровольную (восполнение прерванных добровольных молитв в целом является необходимым).

 

Если же человек совершает земной поклон второго ракаата в фаджре и магрибе, тогда ему нужно завершить молитву самостоятельно. После этого ему нельзя присоединяться к коллективной молитве даже с намерением исполнения добровольной молитвы. Потому что после обязательного фаджр (утреннего) намаза сунна не совершается, а что касается вечернего намаза, то три ракаата сунны не бывает, из-за этого не совершают сунну за тем, кто совершает вечернюю обязательную молитву.

 

Что касается конкретно тех молитв (которые имеют четыре ракаата и в которых уже совершён первый земной поклон), то следует добавить второй ракаат, чтобы молитва стала (двухракаатной) добровольной, и затем присоединиться к коллективу с намерением на обязательную молитву. Если закончены три (из четырёх) ракаата, то следует завершить молитву (все четыре ракаата) и далее, если это не аср, присоединиться к коллективу с намерением на добровольную молитву.

 

Имеется в виду посредством земного поклона. Если же, когда началась коллективная молитва, человек лишь встал на третий ракаат и ещё не совершил земного поклона за этот ракаат, тогда ему во время стояния следует прервать молитву одним «саламом». Поскольку, в целом, совершенно неугодно исполнение добровольных молитв после асра. Что касается (четырёх ракаатов) сунны перед пятничной молитвой или перед зухром, то следует прервать молитву лишь после двух ракаатов. То есть если имам пятничной молитвы встаёт к минбару (или начинается коллективная зухр-молитва), в то время как человек исполняет сунну, следует завершить сунну после двух ракаатов, а затем заново совершить эти четыре ракаата сунны после молитвы.

 

Но если уже совершён земной поклон третьего ракаата, следует быстро завершить все четыре ракаата сунны с коротким чтением Корана. Впрочем, есть также иное веское мнение, что можно завершить четыре ракаата в любом случае. Если человек (войдя в мечеть) обнаруживает, что имам уже совершает обязательную коллективную молитву, ему не следует исполнять никакую сунну, за исключением двух ракаатов перед фаджром, если он обоснованно уверен, что не пропустит коллективную молитву (после быстрого завершения сунны).

 

Сунны не следует совершать в коллективе (посреди коллективной молитвы). Это является неугодным, поскольку будет отличаться от поведения коллектива (что смутит человека в отношении чтения Корана). Наиболее предпочтительно исполнять их дома. Если же он находится в мечети, то – в другой комнате. 
Если другая комната в мечети недоступна, то позади столба, вдали от рядов коллектива. Наиболее неугодным является исполнение сунн в коллективе; следующим по неугодности является их совершение непосредственно за рядами молящихся без препятствия между ними и данным человеком.

 

Если же всё идёт к тому, что совершение сунны приведёт к полному пропуску коллективной молитвы (то есть человек не настигнет её даже в последнем сидении перед первым «саламом»), в этом случае он присоединяется к коллективу, не исполняя сунны, поскольку ценность коллективной молитвы превосходит даже ценность двух ракаатов перед фаджром. Кроме того, в случае пропуска эти два ракаата не восполняются. Исключение – случай, когда при этом была пропущена и сама обязательная молитва: тогда сунны следует восполнить вместе с обязательной молитвой, но только если это будет осуществлено до зенита (заваля) того же дня.

 

Если фаджр восполняется после зенита, сунны не могут быть восполнены, совершается только обязательная молитва. Сунну, которая исполняется до зухра, можно восполнить в течение данного времени молитвы перед двумя ракаатами сунны. То есть, помимо двух ракаатов сунны перед фаджром, единственные сунны, которые могут быть восполнены, – это четыре ракаата до зухра и четыре ракаата до пятничной молитвы. В случае их пропуска они восполняются после обязательной молитвы.

 

Согласно одному из мнений, их следует исполнять до сунна молитв, следующих после обязательной, а согласно другому мнению – после этих сунна молитв. Оба мнения являются вескими и допустимы к следованию за ними. Первое, впрочем, является чуть более веским. В любом случае, по истечении зухр-времени их исполнять уже нельзя.

 

Ценность молитвы, совершённой джамаатом, в том, что человек успевает настигнуть коллектив, пусть даже и в последнем чтении «Ташаххуда», хотя при этом он не считается молившимся в коллек
тиве. В целом опоздавший на коллективную молитву восполняет пропущенные ракааты (или ракаат) следующим образом: – в отношении чтения Корана начинает с самого начала этой молитвы; – в отношении сидения и «Ташаххуда» – с окончания этой молитвы. То есть если молящийся настиг один ракаат коллективной магриб-молитвы, то он восполняет два ракаата, читая в каждом из них «Аль-Фатиху» и суру и совершая сидение и «Ташаххуд» между этими ракаатами.

 

Если же настиг один ракаат коллективной четырёхракаатной молитвы, то поступает так же плюс совершает ещё один ракаат, где читает лишь «Аль-Фатиху», без сидения перед ним. Если человек исполнил обязательную молитву самостоятельно, после чего начинается эта же молитва в коллективе, не является неугодным покидание мечети.

Исключение – зухр и иша, когда следует молиться с коллективом с намерением совершения четырёх ракаатов добровольной молитвы. Покидать мечеть, в которой был оглашён азан перед коллективной молитвой, является неугодным. Это считается совершенно неугодным. 

 


Исключение – наличие оправдания.

Например:

1) У человека имеется настоятельная потребность, и он намеревается вернуться, если возможно.

2) Ему нужно совершить молитву в другом месте, чтобы посетить там урок.

3) Человек является имамом другой коллективной молитвы в ином месте, и его отсутствие приведёт к тому, что люди разойдутся и не будут молиться в коллективе. Кроме того, не будет неугодным, если человек покинет мечеть после того, как совершил молитву в одиночку, ведь он уже ответил на призыв к молитве.

 

Исключением является случай, когда начинается коллективная зухр- или иша-молитва в его присутствии: тогда он не должен уходить – несмотря на совершённую в одиночку молитву, ему нужно присоединиться с намерением исполнить добровольную молитву. Обязательную молитву не повторяют после её исполнения. То есть если человек завершил обязательную (фарз) молитву, ему нельзя её повторять лишь из-за того, что он посчитал её недействительной, или ради дополнительной награды. Это является совершенно неугодным (макрух-тахриман).

 

Всю «Тахриму» (вступление «Аллаху Акбар») нужно произносить стоя. В ином случае вступление в молитву недействительно, из-за чего и сама молитва будет считаться таковой. Если человек, в то время как имам находится в поясном поклоне, присоединяется к коллективу, произносит «Тахриму» и остаётся стоять, пока имам не поднимет голову, то он в этом случае не настиг этот ракаат молитвы.

 

Если во время присоединения к коллективу имам находится в поясном поклоне, человек настигает ракаат только в том случае, если после произнесения (стоя) «Тахримы» он достигает положения поясного поклона, когда имам тоже находится в поясном поклоне. То есть пусть даже на тот момент каждый склонён так, что, протяни руки, – они достигнут его коленей.

 

Если следующий в молитве за имамом переходит в поясной поклон раньше него, но уже после того как имам произнёс минимальное обязательное количество, посредством которого ракаат действителен, и имам далее настигает последователя в поясном поклоне, то поясной поклон последователя в этом случае действителен.

 

В ином случае – нет. То есть если имам не произнёс обязательного количества чтения до поясного поклона последователя или же не совершил поясной поклон, когда его совершал последователь, то в этом случае поясной поклон последователя недействителен. И в этом случае молитва последователя будет недействительной, если он не повторил поясной поклон с имамом или после него.

 


 («Мараки Саадат», 1:91; Шурунбулали. «Имдад Фаттах», 476; Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:296; Хаскафи. «Дурр мухтар», Ибн Абидин. «Радд мухтар, 1:552; Шурунбулали. «Мараки фалях», 1:109)

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ