Ибрахим бин Али бин Юсуф бин Абдулла Ширази родился в городе Ферузабад (Иран) в 1002 г. (393 г.х.). Имея большое желание познавать Ислам, ещё с детских лет он стал посещать уроки местных богословов и приобщаться к исламским наукам. Достигнув возраста 17 лет, будущий алим перебрался в другой иранский город – Шираз, от которого и получил своё прозвище – Ширази, т.е. человек, относящийся к этому городу. Обучившись у учёных Шираза, вскоре Абу Исхак в поисках знаний отправился в Басру.
Проведя в общей сложности около 5 лет за книгами, в 1024 году (415 г.х.) Ширази направился в столицу халифата того периода – Багдад. Здесь будущий алим обучался у ведущих богословов того времени. Ничто из мирского не могло отвлечь его от изучения исламских наук. Не имея практически ничего из имущества, он даже не задумывался о его приобретении, довольствуясь самой простой и грубой одеждой и такой же пищей. Молодой ученик был столь старателен и настойчив в изучении наук, что забывал обо всём на свете, садясь за книги.
Каждый урок он повторял тысячу раз, а если находил какой-нибудь стих, раскрывающий изучаемый им вопрос, он выучивал наизусть стихотворение полностью, считая это полезным для себя. Несмотря на крайнюю нужду, Ширази, когда у него появлялись хоть какие-то средства, покупал на них еду и кормил своих знакомых, а что оставалось, раздавал беднякам. Вскоре настойчивость и старания молодого учёного дали прекрасные результаты, и имя Ширази как авторитетного учёного шафитского мазхаба стало известно далеко за пределами Багдада. Множество учеников с разных концов халифата приходили получать знания у Абу Исхака Ширази.
Время жизни учёного пришлось на нелёгкий для Ислама период. То там, то тут возникали конфликты и смуты, появлялись разного рода секты, вносившие раскол в мусульманскую общину. С целью защитить Ислам от всех этих нововведений визирь сельджукского государства Низам аль-Мульк, человек, искренне преданный Исламу, в 1066 году (459 г.х.) в Багдаде открыл учебное заведение «Низамия». Говорят, это медресе было построено визирем именно для Абу Исхака Ширази, так как тот имел большие познания в Исламе и мог дать отпор любому спорщику.
Набожность и богобоязненность учёного были столь велики, что он отказывался от многого дозволенного ему Исламом, боясь попасть в сомнительное. Средства, на которые была построена «Низамия», вызывали у учёного некоторые сомнения: он опасался, что среди денег, потраченных на строительство, могли попасть и средства, добытые неправомерным согласно Шариату путём, и потому поначалу отказался брать на себя руководство учебным заведением. Но после настойчивых просьб учеников, взвесив все «за» и «против» и убедившись, что пользы для Ислама будет больше, если он возглавит «Низамию», учёный всё же дал своё согласие. После этого к учёному-богослову устремились желающие получить исламские знания из разных провинций халифата.
Примечательно, что большинство учёных Ирака того времени были его учениками и гордились этим. Ко всем полученным знаниям Ширази относился очень трепетно и старался во всём следовать им. Всю свою жизнь он устроил таким образом, чтобы каждое мгновение его жизни проходило в соответствии с назиданиями Ислама. А любовь к Пророку Мухаммаду ﷺ в жизни учёного занимала центральное место. До глубины души Ширази был пропитан любовью к Посланнику Аллаха ﷺ и очень желал быть его приближённым. И такая возможность ему однажды представилась.
Однажды Абу Исхак увидел во сне Посланника Аллаха ﷺ, с которым были его сподвижники Абу Бакр رضي الله عنه и Умар رضي الله عنه. Абу Исхак очень любил изучать хадисы Пророка Мухаммада ﷺ и с этой целью обошёл множество учёных-богословов, но желание услышать хадис Пророка ﷺ, обращённый именно к нему, было верхом его желаний (мечтаний), и он обратился к Посланнику Аллаха ﷺ с такими словами: «О Посланник Аллаха ﷺ, до меня дошло множество хадисов через передатчиков, но мне бы хотелось услышать от вас хадис, который был бы для меня в этом мире почётом и который я сделал бы запасом своим в Судный день».
Под словом «почёт в этом мире» Ширази имел в виду величие того, что он стал объектом обращения лучшего из всех творений Аллаха ﷻ, а под «запасом Судного дня» он подразумевал слова, следуя которым он обрёл бы множество благих деяний, которые стали бы инструментом для защиты его от огня Ада. Посланник Аллаха ﷻ сказал Ширази: «О шейх, тот, кто хочет обрести безопасность (спасение, благополучие), пусть обретает это посредством безопасности других».
То есть не ущемляй других – и ты не будешь ущемлён. Это видение Ширази воспринял как истину, так как в одном из хадисов Пророка Мухаммада ﷺ сказано: «Тот, кто видел меня во сне, – видел истину Аллаха ﷻ». На протяжении всей своей дальнейшей жизни он старался неукоснительно следовать услышанному. Большую радость от увиденного во сне учёному принесло и то, что Пророк ﷺ возвеличил его, назвав шейхом. Этим он гордился особенно. Прежде чем дать что-нибудь нуждающемуся, он делал намерение сделать это ради Аллаха ﷻ; прежде чем заговорить о какомлибо вопросе, произносил истиг1азат, т.е. слова прошения Аллаха ﷻ об убережении от проклятого шайтана, а садясь писать книги, совершал суннат-намаз, желая тем самым снискать довольство Всевышнего Аллаха ﷻ.
Такая искренность во всём, что делал учёный, дала большой результат: книги Абу Исхака Ширази распространились во всём исламском мире и стали ориентиром для множества учёных-богословов шафиитского мазхаба. Обладая большим авторитетом и уважением как среди правителей и учёных, так и среди простого народа, Ширази не обращал никакого внимания на знаки почтения с их стороны, наоборот, он старался вести себя скромно. Он не считал себя выше не только какого-либо человека, но и любого творения Всевышнего ﷻ.
Всевышнего Однажды, когда Ширази шёл со своим учеником по улице, им повстречалась собака, и ученик попытался отогнать её. Но Абу Исхак запретил ему делать это, сказав: «Разве ты не знаешь, что собака имеет такие же права на дорогу, как и мы?», проявив тем самым свойственные ему скромность и простоту. Хотя учёный и пользовался авторитетом и любовью у правителей, всё же он всячески избегал их общества, не желая ни в чём зависеть от них и быть им обязанным. Но если вдруг они просили его о чём-то, он выполнял их просьбу, если видел в этом пользу для Ислама.
Подобное произошло и в 1082 году (475 г.х.). В конце этого года халиф аль-Муктади, зная, каким влиянием пользуется шейх Абу Исхак, попросил его отправиться в Хорасан во главе делегации к сельджукскому султану Малик-шаху и его визирю Низаму альМульку. Цель поездки состояла в том, чтобы убедить Малик-шаха усмирить главу Ирака, который чинил мусульманам разного рода притеснения. Эта поездка показала наглядно, каким авторитетом и признанием пользуется Ширази в народе.
Видя в этом пользу для мусульман, Абу Исхак согласился и во главе делегации, состоящей из известных богословов и чиновников, отправился в путь. В какой бы город они ни заходили, люди толпами выходили встречать величайшего учёного своего времени Абу Исхака Ширази и всячески пытались получить баракат от этого благословенного человека. Во всех городах Хорасана, по землям которого он проходил, Абу Исхак везде находил своих учеников, ставших имамами, судьями, проповедниками и преподавателями. Халиф аль-Муктади не прогадал, выбрав в качестве главы делегации Ширази. Маликшах и Низам аль-Мульк приняли учёного с большим почётом и удовлетворили все его просьбы, после чего он, довольный тем, что ему удалось послужить на благо мусульманской общины, возвратился обратно в Багдад.
Но это путешествие оказалось последним в жизни благородного учёного. В следующем, 1083 году (476 г.х.), в воскресенье 21 числа месяца джумадуль ахир в Багдаде в возрасте 83 лет Абу Исхак Ширази покинул этот бренный мир. Провожать учёного в последний путь пришло такое большое количество людей, что сосчитать их просто не было никакой возможности. Среди этой огромной толпы был и сам халиф. Говорят, после смерти учёного некто увидел его во сне, одетого в белое одеяние. На его вопрос, что это, Ширази ответил: «Это величие знаний и милость Аллаха ﷻ».
МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ
Комментарии (1)