29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Зависть – скрытое зло

Из всех страстей зависть самая отвратительная. Недаром французский литератор и философ Клод Адриан Гельвеций утверждал: «Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги». Жизнь несправедлива, приятель, а мир изменчив. Чем раньше ты это поймёшь и примешь, тем проще тебе будет жить. Всё и всегда не может быть идеальным, и ты не можешь владеть всем. Простая арифметика.

Однако на деле всё не так просто, вследствие чего наши собственные промахи при благополучии окружающих разжигают порой нехилый пожар. Это в принципе нормально, учитывая, что человек был создан из глины противоречий, дабы вести со своим нафсом тотальную борьбу за Рай. Однако ненормально, если, заметив в себе такие качества, как зависть и злорадство, ты не пытаешься их устранить. Почему так происходит и как с этим бороться? Об этом и не только мы сегодня и потолкуем. А начнём мы, по традиции, с самого начала. Приквел Любимец Аллаха ﷻ Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Берегите себя от зависти, поистине зависть пожирает вознаграждение, как огонь пожирает дрова».

 

Если ты заглянешь вглубь проблемы, то обнаружишь, что корни зависти заточены ещё в истории сотворения первого человека на земле – Пророка Адама عليه السلام. Именно с его появлением иблис, бывший в то время главным херувимом (1), стал испытывать непреодолимые «приступы» антипатии. Иблис не понимал, почему Всевышний возвеличил сотворённого из глины раба над ним.

 

Дальше – больше. Не отдавая себе отчёта в своей слепой ненависти, он раз за разом стал проявлять непокорность Господу, за что был низвергнут на более низкие уровни небес, а впоследствии и вовсе выдворен оттуда.

 

Не будет преувеличением сказать, что пример иблиса – наиболее яркое подтверждение тому, как далеко может завести человека несогласие с волей Творца, дарующего каждому по Своему усмотрению. Прокручивая дальше жернова истории, мы обнаружим проявление зависти уже в стане нашего праотца пророка Адама عليه السلام, чей старший сын развязал первую кровавую драму в истории человечества. Именно стрелы зависти поразили сердце заблудшего Кабиля, который не смог смириться с тем, что Всевышний принял жертвоприношение Хабиля и отверг его жертву.

 

Помимо этого, он не был согласен с тем, что более красивая из двух сестёр по велению Аллаха ﷻ должна была достаться его младшему брату, а не ему. В итоге, несмотря на все предостережения отца, Кабиль стал первым, кто осквернил ещё чистую землю кровью невинно убиенного брата. И это было только начало... Спустя столетия история повторилась вновь уже в семействе пророка Якуба عليه السلام, чей сын Юсуф عليه السلام стал костью в горле для своих же родных братьев. Видя особое расположение к нему со стороны отца, они с подачи всё того же Иблиса задумали коварное. Улучив удобный момент, они увели Юсуфа عليه السلام с собой, а после бросили его в колодец, расположенный по пути между Палестиной и Сирией. Там на него наткнулся проходивший караван пилигримов.

 

Невольные спасители сначала милосердно вызволили мальчика из колодца, а по пути спокойно продали в рабство. Не избежал вероломства завистников и сам Любимец Аллаха, венец творений Пророк Мухаммад **. Недоброжелателей у Посланника Аллаха ﷺ был целый батальон. Среди наиболее упёртых и агрессивно настроенных был печально известный и непримиримый Абу Джахль. Как-то его спросили: «О Абу Джахль, почему ты ему не веришь?» Тот ответил: «Наши племена постоянно соревновались между собой. Они ухаживали за Каабой, и мы ухаживали за ней. Они встречали паломников, и мы встречали их. Нас уважают одинаково. И вдруг они сказали, что из их числа появился Пророк ﷺ. А как мы скажем, что из нас пророк? Поэтому я говорю, что он не прав».

 

Как ты успел понять, именно зависть связывает поступки Кабиля, братьев Юсуфа عليه السلام и Абу Джахля. Это огонь с длинными языками пламени.

Первые ласточки

Психологи считают, что первые симптомы такого «вируса», как зависть, можно диагностировать ещё в раннем детстве. Эгоцентризм ребёнка носит ярко выраженный оттенок, чтобы его не заметить. Это проявляется, например, в детских играх, если для ребёнка они носят соревновательный характер с элементами соперничества. Зависть у детей возникает и в отношениях между старшими и младшими. Зачастую мелкие любят бунтовать из-за превосходства «больших», а те, в свою очередь, точат на них зуб из-за повышенного внимания со стороны родителей.

Отличной профилактикой послужат рассказы об эпизодах из жизни Посланника Аллаха ﷺ и его сподвижников, чья жизнь целиком и полностью была заточена под добродетель и филантропию. Кроме того, следует постоянно мотивировать детей работать над собой. Так под прицел их сумасшедшей энергетики будут попадать в первую очередь их собственные, а не чужие изъяны. Трештокинг2 «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию», – говорил английский философ, историк и политик Фрэнсис Бэкон.

 

Зависть многогранна, как мультиварка, и выражаться может в чём угодно. Например, в богемной тусе это зачастую отборный трештокинг с целью привлечь внимание и сорвать хайп. Медийные персоны как никто другой нуждаются в пресловутом пиаре, так как порой только скандальный челлендж3 с коллегами по цеху помогает их именам не кануть в лету, лишившись при этом фанов. Однако если раньше склонностью пиариться за счёт скандалов страдали преимущественно селебрити4, то сегодня всё совсем иначе. Политики, спортсмены, ведущие и… все кому не лень готовы поливать как из брандспойта друг друга грязью в попытке преуменьшить заслуги конкурентов.

 

Трештокинг сегодня стал настолько привычным делом, что если «звезда» давно не вступала в публичные «рамсы» и не успела засветиться в каком-нибудь мало-мальском «кипише» – значит, её рентабельность пошла под откос и никому до неё нет дела. Убедиться в этом довольно легко, достаточно вбить в «Ютубе» интересующую тебя знаменитость, и ты увидишь, что наибольшее число просмотров набирает, как правило, самый «зашкварный» видос с его (её) участием. Раунд. Как придушить в себе хейтера «А те, которые клевещут на верующих мужчин и верующих женщин, – воистину, они взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (сура «Аль-Ахзаб», аят 58) (Аль-Хафиз, Аль-Мунзири). Ясное дело, что у соседа лужайка всегда зеленее, а жена – вылитая фотомодель, только стоит ли из-за этого источать отрицательные флюиды?

 

С другой стороны, люди, сорвавшие джек-пот, нередко теряют концентрацию, пускаясь во все тяжкие. Именно поэтому не стоит грузиться тем, что ты можешь позволить себе лишь омлет, в то время как за соседним столиком смакуют говяжий стейк. Если ты дашь этой змее (хейтер) проникнуть в своё сердце, то пиши пропало. Это реальное мучение – постоянно искать недостатки в людях, поэтому позволю себе кинуть пару советов. 

 


Первый из них: перестань наконец сравнивать! Прекрати уже проводить параллели между собой и кем-то, кто мозолит тебе глаза. Ты – это ты, а они – это они. Тебя не должно цеплять то, как другие снимают своё кино, если люди сами не изъявят желания посвящать тебя в свой мир. Уважай чужую территорию и фокусируйся на своих проблемах. У тебя ведь всего одна жизнь, и, наверное, не стоит тратить её на плавание в чужих водах. Я прав? Второй совет: будь благородным.

 

Быть благородным – это уметь искренне радоваться позитивным сдвигам в жизни окружающих. Качество просто атомное, если ты им на самом деле обладаешь. А если нет, то необходимо его целенаправленно развивать. Иначе чужие успехи будут стабильно тебя душить, пока, в конце концов, не превратят в мизантропа со стажем. Мораль сей басни, или Постскриптум Всевышний в Коране говорит (смысл): «Неужели они завидуют тому, что Всевышний даровал им из Своей щедрости?!» (сура «Ан-Ниса», аят 54). Согласись, что со стороны это выглядит попросту ребячеством – страдать из-за чьих бы то ни было достижений. О чём люди будут больше всего сожалеть в Судный день?

 

Об упущенной возможности совершать ибадат. Так вот, эта возможность у большинства из нас всётаки есть, даже если нету всего остального. Если же ты чего-то не получил (хотя страшно желал и канючил об этом дни напролёт), то, возможно, тебя бы это испортило или что-то в этом роде. Вспомни, как часто, например, красивая женщина становится роковой ошибкой в жизни мужчины, а сорванный куш толкает человека на дикий исраф6. Такое случается слишком часто, чтобы об этом повторять дважды. Мы живём с тобой в одном мире, и то, с чем сталкиваюсь я, неизбежно предстаёт и перед твоими глазами. На этом, думаю, можно бросить якорь и спустить паруса. А напоследок вспомним бессмертный перл, который выдал когда-то немецкий драматург и прозаик Бертольд Брехт: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни». Респектую всем, кто дочитал. До новых встреч, друзья!


_______________________

1. Херувим – высший ангел.

2. Трештокинг – оскорбительные высказывания в адрес оппонента.

3. Челлендж – вызов, соперничество.

4. Селебрити – знаменитость, ставшая популярной благодаря хайпу.

5. Исраф – расточительство
 


КАМАЛЬ МАГОМЕДОВ

Комментарии (1)

  • 10.01.2018
    Статья бомба