Мусульмане с Французского берега Сомали

40 лет назад, 8 мая 1977 года, на политической карте мира появилось новое мусульманское государство – Республика Джибути. Это небольшой участок земли у основания Африканского Рога площадью всего 23 200 кв. км и с населением около 800 тысяч человек, который, тем не менее, имеет очень древнюю и насыщенную историю.

статья опубликована в номере: 24 (541) / от 15 декабря 2017 (Раби уль-авваль 1439 г.)
526

Как считается, территория этой страны была заселена очень давно. Остатки оросительных сооружений, найденные около города Таджуры, насчитывают несколько тысяч лет. Вероятно, первоначально на её территории проживали представители койсанской расы. Вполне возможно, что территория Джибути входила в состав страны Пунт, известной по древнеегипетским источникам. Более того, согласно записям египтян, они сами (или, по крайне мере, правящая верхушка) вели своё происхождение из страны Пунт.

 

Во времена Древного Египта Пунт был высокоразвитой страной, которая вела торговлю по нескольким направлениям: Египет, Аравия (возможно, Савское царство), возможно Месопотамия и Хараппа. Чуть менее чем за 2000 лет до новой эры был выкопан Канал Фараонов, соединяющий Нил с Красным морем, чтобы облегчить египтянам путь в Пунт. Хотя Пунт, как считается, был весьма развитой страной для своего времени, однако детальное изучение и раскопки на его территории в настоящее время невозможны, поскольку Африканский Рог – одно из самых политически нестабильных мест в настоящее время.

 

Несмотря на то, что связи Египта и Пунта были прерваны с ослаблением Египта, греки и римляне, захватившие Египет в разное время, пытались отыскать путь в Пунт, слушая легенды о его богатстве. Тем не менее, определённая государственность на территории древнего Джибути продолжала существовать, и уже в I–III веках до новой эры жители наладили торговлю с Индией и Персидской империей. В это же время на территорию Пунта стали активно проникать полукочевые племена афар и исса (последние – с территории современной Эфиопии).

 

Древнее местное население было ассимилировано ими, и в настоящий момент его представителей более не существует. Были разрушены и государственная система, и сама древняя культура. Примерно в III–IV веках новой эры территория Джибути входит в состав Аксума – древнего эфиопского царства, где были распространены Иудаизм и Христианство. В 333 году Христианство становится доминирующей религией, и Аксум наряду с Римской империей и Великой Арменией становится одним из самых древних христианских государств.

 

Именно в Аксуме (уже на этапе его угасания) была совершена первая хиджра мусульман в 615–616 годах. И несмотря на то, что большинство мусульман вернулось в Аравию в 622 году, дружественные отношения были установлены. Множество христиан Аксума начали принимать Ислам. В связи с падением аксумской династии в IX–X веках и разрушением его инфраструктуры иудеями территория Джибути входит в состав исламских султанатов. И если первоначально соседство со становящейся христианской Эфиопией было мирным, то в XIV–XVI веках султанаты Джибути ведут с ней постоянные религиозные войны.

 

На фоне разобщённости и ослабленности обеих сторон Африканский Рог весьма быстро оккупируют португальцы в конце XVI века. Однако мусульмане предпочли поддержку мамлюков и Османов, а эфиопцы встали на сторону португальцев, и война разгорелась с новой силой. К XVII веку полуостров был полностью разорён непрекращающейся войной и попал под власть Оманского Султаната. В середине XIX века в связи со строительством Суэцкого канала борьба за Африканский Рог и его контроль развернулась с новой силой. Территория современного Джибути была захвачена Францией и оформлена как договор с султаном Гобаада в 1862 году, однако полный контроль удалось установить только спустя 30 лет.

 

Первым губернатором протектората стал Леонс Лагард. В 1896 году протекторат Обок получает название Французский берег Сомали. Несмотря на то, что французское присутствие в Джибути продлилось более 100 лет, а также несмотря на активную миссионерскую деятельность христианских проповедников, открытие миссионерских школ и церквей, местное население в подавляющем большинстве сохранило верность Исламу. После окончания Второй мировой войны коренное население постепенно начинает требовать независимости. Начиная с 1946 года страна получила статус Заморской территории Франции и по одному месту в Национальном собрании и Совете Республики.

 

В 1958 году во Французском Сомали проходит референдум по вопросу о присоединении к Сомали, которое должно было получить независимость в ближайшем будущем. Мнения разделились: представители народности исса были за интеграцию с Сомали, а народность афар и европейцы – за статус-кво. В 1966 году эти разногласия вылились в массовые беспорядки и расширение автономии. Год от года движение за независимость всё более укреплялось, и в 1977 году Республика Джибути появилась на карте мира. К сожалению, как и в большинстве других африканских и азиатских стран, получивших независимость, в Джибути новому правительству не удалось сохранить мир и порядок и начать активное развитие государства.

 

За 40 лет независимости неоднократно вспыхивали разногласия между народностями исса и афар, перераставшие в вооружённые мятежи. Относительная стабильность пришла только в 1999 году, когда избранный президент Исмаил Омар Гелле устроил и правительственную фракцию, и радикальную оппозицию (подписавшую мирное соглашение с правительством). Определённую стабильность стране обеспечило и то, что Исмаил Омар Гелле был перевыбран на должность президента в 2005 и 2011 годах.

 

С началом XXI века экономика Джибути постепенно начала развиваться, особенно с определённой помощью Омана (бывшего «хозяина» этой территории), выделившего средства на восстановление образования (в том числе религиозного) и социальной структуры. Экономика страны базируется на эксплуатации морского порта и зоны свободной торговли. В последнее время стал популярен туризм, в частности к бессточным солевым озёрам в вулканических долинах, а особенно к озеру Ассаль, побережье которого является самой низкой точкой в Африке и которое само является источником поваренной соли.

 

В настоящее время в Джибути 96% населения – мусульмане-сунниты в основном школы Шафии. Правовая система страны, созданная на французской основе, оказалась под сильным воздействием Шариата и религиозного права. Ислам провозглашён государственной религией, а немусульманам гарантируется свобода религиозной совести при невозможности проповедования и распространения своей религии. В каждом городе или деревне открыты мечети и идёт преподавание Ислама. Выходными днями являются Ид уль-Фитр, Ид ульАдха, Мавлид ан-Наби, Ашура и Новый год по хиджре.

 

Во многих общинах организуются праздничные фестивали. В 2014 году был принят закон, по которому все имамы мечетей были признаны государственными служащими в качестве сотрудников Министерства исламских дел и получили все причитающиеся привилегии. Несмотря на то, что наиболее распространёнными языками в стране являются сомалийский и афар, государственными признаны арабский и французский, на них ведётся преподавание в школах и оформляются документы. В стране признано 40 частных исламских школ, в которых можно получить соответствующее образование. В государственных школах отдельных уроков Ислама нет, но имам ближайшей мечети раз в несколько дней посещает школу для открытых уроков и отвечает на вопросы учеников по Исламу. 

 

ФАТИМА МАНЗУР, ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН

Комментарии

Гаджиев
14 января 2018 в 00:51

МашаЛлагь

Также в рубрике

Гармоничные межконфессиональные отношения – весь год!

23 сентября 2010 года на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН король Иордании Абдалла II выступил с неожиданным

Самая быстрорастущая религиозная община в Японии

Кто-то сказал однажды прекрасную фразу: «Первый шаг к жизни в гармонии начинается с интереса к другой точке

Прорыв в транспортном сообщении КСА

Новые поезда вдвое сократят время в пути между Меккой и Мединой По сообщениям портала The Guardian, Саудовская

Десять причин посетить Дубай

Этот прекрасный и удивительный мир был создан Всевышним, чтобы мы его исследовали, познавали величие