19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Поезд в Мекку

«...Я следую по пути любви, и где идёт путь каравана любви, там есть моя религия, моя вера». Мухиддин ибн Араби. «Тарджуман аль-ашвак», стих 11-й Время предрассветного фаджр-намаза в конце августа 1908 года, солнце только встаёт. Чистый воздух в пустыне всё ещё прохладный, жара придёт с наступлением дня. В нескольких минутах ходьбы от новой крупной железнодорожной станции Медины молодые турецкие солдаты закрепляют рельсы, используя тяжёлые молотки, завёрнутые в войлок, чтобы заглушить звук – из уважения к Пророку Мухаммаду ﷺ, чья могила находится неподалёку.

Строительство Хиджазской железной дороги, связывающей Дамаск и Медину, наскоро завершается. Она будет открыта 1 сентября, в честь юбилея восшествия на престол Османской империи султана Абдулхамида II (1842–1918), который и принял решение о строительстве железной дороги в Хиджазе для обслуживания ежегодного паломничества к колыбели Ислама. Хадж является одним из пяти столпов исламской веры; это религиозная обязанность мусульман, которая должна быть выполнена хотя бы раз в жизни теми, кто физически и финансово способен отправиться в путь.

 

Первый хадж-караван был отправлен ещё при жизни Пророка ﷺ, когда в 630 году он поручил Абу Бакру رضي الله عنه возглавить 300 паломников из Медины в Мекку к Каабе и другим её святым местам. На протяжении более чем тысячелетия после этого паломники путешествовали по маршрутам хаджа пешком, на лодках и кораблях, верхом на лошадях, мулах, ослах, верблюдах и других транспортных средствах.

 

Главным промежуточным пунктом назначения из Центральной и Восточной Анатолии, Кавказа, Ирана и самого Ближнего Востока был Дамаск, где паломники собирались перед тем, как отправиться на юг с огромным ежегодным хаджкараваном. Паломники с Балкан, из России, Украины и Крымского ханства отправлялись в Стамбул, где они присоединялись к каравану, который, в свою очередь,  примыкал к этому, начиная с Дамаска. Паломники из Африки присоединялись к другому большому каравану, который следовал из Каира. В XIX веке европейские инновации в области транспорта произвели революцию в организации паломничества, что сделало продвижение к святым местам более быстрым, дешёвым и удобным.

 

Это был период открытия Османской империей Запада, его новых технологий и эволюции в управлении, экономике и образовании. Технологическая и институциональная модернизация и инновации меняли внешний облик и динамику общества на большей части земного шара. Фотография стала обыденностью, телеграф – революцией в междугородней связи. Морские путешествия на больших пароходах значительно расширили связи между народами и ускорили товарообмен, свою лепту в это внесли и железные дороги с их паровозами, которые могли быстро транспортировать тяжёлые грузы, надёжно и с низкой себестоимостью.

Хиджаз. Караван верблюдов с паланкинами, 1910 г.

К концу XIX века мусульманские паломники из Российской империи и Османских Балкан отправлялись из Стамбула в Хиджаз на пароходе в порты Джидды (оттуда переправлялись в Мекку) и Янбу (переправлялись в Медину) через Суэцкий канал, который открылся в 1869 году. Большое количество паломников продолжало следовать к Дамаску сухопутными маршрутами. Будучи халифом и Хранителем Двух Городов (Мекки и Медины), султан Абдулхамид II знал о потенциальных преимуществах железной дороги, которая могла обслуживать ежегодное паломничество, в то же время помогая объединить империю и содействовать её экономическому развитию и обороне.

 

Линия, начинающаяся в Дамаске, могла соединяться через порт Хайфы с его пароходным движением из Стамбула и железными дорогами, которые строятся в Анатолии. Таким образом, она будет функционировать как ключевая артерия Османской империи, связывая Стамбул с далёкой Аравией. На протяжении всей исламской истории одной из концепций, объединяющих мусульманский мир, был халифат. Султан Абдулхамид II видел строительство железной дороги в Хиджазе в качестве религиозного проекта, который помог бы оживить роль халифата и содействовать панисламскому единству на международном уровне. Он будет финансироваться за счёт мусульманских пожертвований со всего мира.

 

Султан был непреклонен в своём нежелании, чтобы «нечестивые союзы» с западными странами участвовали в этом святом проекте, и настаивал на том, чтобы линия «Хиджаз» была построена с использованием только финансовых и технических ресурсов мусульман и материалов с территории Османской империи. В мусульманском мире этот призыв встретил большой энтузиазм. Была учреждена медаль Хиджазской железной дороги, она вручалась инвесторам.

Золотая медаль инаугурации Хиджазской железной дороги, 1908 г

В международной мусульманской прессе железная дорога стала главной темой, а европейские журналисты признали её «первым крупным промышленным проектом ХХ века» и сообщили, что благодаря инициативе султан «был самым популярным во всём мусульманском мире и героем дня». Однако англичане в Индии, в которой немалая часть населения – мусульмане, заняли противоположную позицию; колониальные власти запретили даже вручение медали.

 

Царское правительство России не создавало таких препятствий на пути своих мусульманских граждан. Так, казанские татары выступали как видные сторонники священной железной дороги. Их отношение к проекту отражает одно из ярких печатных изданий Татарстана. Под подписью «Железная дорога Хиджаза» изображён поезд, украшенный Османским императорским гербом, из которого развевались флаги, когда он следовал по вновь построенному железнодорожному виадуку в арабском пустынном городке к открывшейся железнодорожной станции.

Казанский татарский «шамаиль», на котором изображён поезд на Хиджазской железной дороге, 1909 г .

Строительство военными частями «Хамидие» Хиджазской железной дороги протяжённостью 1320 км началось в 1900 году и официально завершилось в Медине в 1908 году. Поезда следовали между Хайфой и Дамаском ежедневно и три раза в неделю между Дамаском и Мединой (трёхдневное путешествие). Передвижение по железной дороге сразу стало популярным, через четыре года после её завершения за год её услугами воспользовались 300 тыс. человек.

 

Во время Первой мировой войны железная дорога стала объектом военных действий, и, кроме отдельных участков, больше не была технически или политически жизнеспособной. Османская империя распалась. Таким образом, паломники продолжали путешествовать на расстояние в 450 км от Медины до Мекки так, как это и было на протяжении многих веков: верхом на верблюдах, обычно сидя в глубоких плетёных паланкинах, которые обеспечивали некоторую защиту от песчаных бурь и солнечных лучей в пустыне.

 

В 1924 году король АбдулАзиз ибн Абдуррахман аль-Сауди взял под свой контроль Хиджаз. У саудовцев тогда не было финансовых возможностей для улучшения условий хаджа, и лишь в 1937 году началось ограниченное воздушное сообщение для паломников. Вторая мировая война затем прервала любое развитие в регионе, но впоследствии были построены современные дороги, и в конце 1940-х годов были созданы автотранспортные компании для обслуживания хаджа. К 1950 году перевозка паломников верблюдами практически прекратилась. Большинство иностранных паломников прибывали морем.

 

Благодаря своим нефтяным доходам, увеличившимся в 1970–1980х годах, Саудовская Аравия заказала масштабную модернизацию инфраструктуры железной дороги Хиджаза. Несмотря на то, что существовала современная сеть автомагистралей, последний значительный пробел в развитии инфраструктуры хаджа оставался в железнодорожном сообщении между Мединой и Меккой. В 2011 году испано-саудовский консорциум начал строительство высокоскоростной железной дороги «Аль-Харамейн», которая соединит Мекку и Медину, проходя через Джидду и Экономический город короля Абдаллы. «Харaмейн Экспресс» достигнет скорости более 320 км в час, сокращая время в пути между Мединой и Меккой до 90 минут.

 

Ожидается, что железная дорога будет перевозить почти три миллиона пассажиров в год, а при полной эксплуатации – до 60 миллионов. Новый железнодорожный вокзал Мекки может обслуживать 19500 пассажиров в час. Частичные операции начались в декабре этого года. Было объявлено, что линия откроется в марте 2018 года. В начале ХХ века Хиджазская железная дорога была крупнейшим инфраструктурным проектом на Ближнем Востоке.

 

В свою очередь, Харамейнская высокоскоростная железнодорожная сеть является крупнейшим проектом региональной инфраструктуры начала XXI века. Месяц Раби-уль-авваль, когда все мусульмане празднуют Мавлид ан-Наби, день рождения Пророка ﷺ, – подходящее время, когда «Харамейн Экспресс» начнёт свои путешествия.

 

Как справедливо заметил губернатор Мекки принц Халед аль-Файсул, совершивший пробную поездку из Джидды в Мекку, «эти проекты не предназначены для шоу или хвастовства, они возникают, потому что нам было поручено заботиться о нашей родине, в которой находятся самые священные места на земле». Бедуины пустыни называли поезд Хиджазской железной дороги «железным верблюдом». Теперь нам предоставлена новая комфортная возможность, чтобы попасть к святым местам. Однако надо помнить, что, хотя мирской поезд может быстро добраться до своего физического назначения, путешествие духовного «поезда» никогда не заканчивается.

 

ИСЛАМ И ИННОВАЦИИ  ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ