поделиться

Шейх Ахмад бин Зайни Дахлян Аль-Макки (1232–1304 / 1817–1886)

Окончание. Начало в предыдущих номерах

 Последние дни и переход в мир иной

Когда наступило время отправиться из бренного в мир вечный, он решил (как и его дед) переселиться из досточтимой Мекки в лучезарную Медину, и Всевышний Аллах ﷻ облегчил для него путешествие в этот чистый город. Несмотря на то, что поездка для него была затруднительна из-за выполненных только что обрядов паломничества, в конце месяца Зуль-хиджа 1303 года по хиджре он вместе с семьёй выступил в путь. В этой поездке с ним случилось много удивительных явлений, которые указывали на приближение конца его жизненного пути и его хорошее состояние.

 Седьмого числа месяца Мухаррам все они прибыли в Медину. Шейх был в хорошем здравии и самочувствии. Он и его близкие посетили могилу Избранника Аллаха ﷻ, чтобы обрести его благодать.  Шейх выстаивал предписанные молитвы в Мечети Пророка ﷺ и посещал его дорогую святыню, и всё так и продолжалось, пока до его кончины не осталась лишь неделя. Затем его постигла лёгкая болезнь, и незадолго до предзакатной молитвы он пришёл в мечеть, посетил Посланника Аллаха ﷻ и затем пешком отправился в дом некоторых своих любимцев. Он сказал им: «Вот уже двадцать лет, как я прошу у Аллаха ﷻ, чтобы моя могила оказалась рядом с могилой моего деда, обладателя прекрасных достоинств. Мне казалось, что это невозможно, но теперь, хвала и благодарность Обладателю величия, я прибыл сюда, и наступило время для ухода и переселения в мир иной».

 Затем он обратился с заветом к сыновьям своего брата, и от услышанного присутствующие пришли в растерянность. Они стали говорить ему: «О наш господин, да продлит Аллах ﷻ твою жизнь для нас и для мусульман, и да не даст нам вкусить горечь и боль потери тебя и прерывания блага от тебя». В ответ он сказал им: «Не говорите так, а просите у Аллаха ﷻ для меня благого исхода жизненного пути и благого прибежища, просите, чтобы Он объединил меня с вами под знаменем Господина ﷺ благородных пророков».
До этого он сочинил прекрасный стих, который указывал на скорое отправление к милости Создателя. А в этот день в процессе наставления он продекламировал присутствующим другой стих, который свидетельствует о том, что Всевышний Аллах ﷻ внушил ему предвестие о приближении конца жизненного пути. За два дня до этого шейх написал небольшое послание «Марифат альавкат ли-адаи аль-ибадат» («Знание времён для исполнения богослужений»).

 И в этом тоже содержался намёк от него о приближении кончины и переходе к благам райских садов. Как же ясен намёк и как же велико это чудо! Затем его болезнь усилилась. Правитель Мекки и другие высокопоставленные чиновники и выдающиеся учёные-богословы стали посещать имама. Они, как обычно, замечали у него лишь полную радость и довольство. Во время болезни его не охватывали беспокойство и тревога, он улыбался и смеялся, постоянно поминал Всевышнего Аллаха ﷻ, читал суру «Аль-Фатиха», конец суры «Аль-Бакара», суру «Ясин», «господина покаяния» («саййид аль-истигфар» – особо ценная форма покаяния). Когда его состояние становилось тяжёлым, он велел некоторым своим мюридам читать суры «Ар-Раад», «Аль-Бакара» и другие суры из Речи Всевышнего Творца ﷻ. Во время предсмертной болезни с ним также случилось множество удивительных явлений. За два дня до кончины он велел принести ему различные виды ароматических растений (благовоний).

 Он стал нюхать их, говоря: «Поистине, они приносят облегчение, когда душа покидает тело!» За ночь до кончины он сказал: «Я говорю так же, как сказал наш господин Билял, да будет доволен им Аллах ﷻ : “Завтра мы встретим своих любимцев – Мухаммада ﷺ и его друзей!”» Он также сказал, что наткнулся на эту информацию в толковании (тафсир) Корана, и стал повторять эту фразу, будто указывая на то, что срок встречи с Господом приблизился. Шейх так говорил некоторым своим мюридам: «Сегодня ночью оставайтесь рядом со мной. Поистине, я желаю, чтобы душа покинула моё тело в вашем присутствии, и не желаю, чтобы возле меня был шум женщин». Ученики так и поступили. 

 За час до отделения души от тела шейх сказал тому, кто был рядом с ним: «Вот здесь поставьте стул для моего Господина Мухсина ﷺ и усадите его на него». Тем самым он будто указывал на пришествие обладателя права на заступничество – Пророка ﷺ, ибо Мухсин – одно из его имён. В ночь кончины состояние шейха улучшилось, и присутствовавшие очень обрадовались, говоря, что Господь ниспослал ему исцеление. За несколько минут до смерти рядом с ним были женщины и дети, шейх захотел, чтобы они вышли, и поэтому попросил немного еды. Они вышли довольные, чтобы принести ему поесть. Шейх в этом состоянии непрестанно продолжал поминать Всевышнего Аллаха ﷻ, а потом его взгляд устремился к небесам, и его чистая душа покинула бренный мир без агонии в момент поминания Творца, стойкости и хорошего мнения о Создателе.

 Случилось это в десять часов в ночь на воскресенье четвёртого числа месяца Сафар 1304 года по хиджре. Мусульманский мир потерял крупного учёного-богослова и духовного наставника, и вся вселенная облачилась в траурное одеяние. На рассвете следующего дня его тело омыли и принесли в Мечеть Пророка ﷺ, уложили перед дедом   и совершили намаз за упокой его души в Ар-Равда (место между благословенной усыпальницей и кафедрой Пророка ﷺ), о которой Избранник Аллаха ﷻ говорил: «Поистине, это один из садов Рая». В заупокойной молитве приняло участие множество людей.

 Подобного собрания не было при смерти кого-либо из других больших учёных-богословов. Его тело, словно птицу, несли на кончиках пальцев. Шейха понесли на кладбище Аль-Баки и похоронили между куполом чистых членов семейства Пророка ﷺ и куполом его дочерей.

Сны, свидетельствующие о высокой степени достоинства шейха

После его кончины благочестивые люди увидели сны, которые указывали на его великую степень совершенства и достоинства; в том числе и следующий сон.

 В час, когда чистая душа шейха покидала тело, одна праведная женщина из обитателей лучезарной Медины увидела во сне, что кладбище Аль-Баки переполнено деревьями, реками, а на берегу рек стоят прекрасные девы (гурии), у которых в руках были бубны. Женщина спросила их: «Для чего вы собрались тут?» Они ответили: «Мы в ожидании жениха, который должен прибыть к нам сейчас». Женщина проснулась и сообщила о сне своему сыну. Затем выяснилось, что наш господин именно в этот час отправился к милости и довольству Всевышнего Аллаха ﷻ.

 Один справедливый господин Мечети Пророка ﷺ в двадцать первую ночь месяца Раби аль-авваль увидел во сне, что в комнате любимого Избранника ﷺ горит больше светильников, чем обычно, что южные ворота, известные как «врата покаяния» («баб ат-тавба») – где люди стоят для совершения зиярата – открыты. Оттуда веяло разными благовониями. Он спросил: «Для чего эти светильники и для чего эти врата открыты?» Ему было сказано: «Это ради господина Ахмада Дахляна, который пришёл с кладбища Аль-Баки для посещения своего деда».

 Один благочестивый человек увидел, как для шейха Ахмада бин Зайни Дахляна в досточтимой Ар-Равде установили кафедру (минбар), откуда он стал проповедовать людям знания, которыми Господь наделил его. Другой господин из почитаемых жителей Медины после кончины нашего господина увидел во сне, как он раздаёт по домам жителей Медины копии книги «Аш-Шифа би-тариф хукук аль-Мустафа», принадлежащей перу аль-Кади Ияда. Он считал жильцов каждого дома и отдавал по экземпляру книги каждому из них: и взрослым, и детям. Это великий дар и великолепное указание, которое повествует об обретении обитателями лучезарной Медины радости, облегчения и исцеления в награду за их прекрасное обхождение с этим великим учёным и наставником! Да наделит Всевышний Аллах ﷻ его милостью, коей Он одаривает Своих благочестивых рабов, поселит в Раю Фирдавс и да удостоит нас его благодати и пользы от его знаний. Аминь!

 МУХАММАД ГАДЖИЕВ АЛЬ-ИНЧХИ