29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Богобоязненность

Знайте, что богобоязненность (таква) – это когда в твоём сердце нет ничего, кроме Аллаха ﷻ

Богобоязненность имеет явную и скрытую стороны. Явная – соблюдение установленных рамок Шариата, а скрытая – чистота намерения и искренность. Всевышний Аллах назвал богобоязненность лучшим припасом для вечной жизни. Творец сказал (смысл): «Подготовьте припасы, лучший из припасов – это богобоязненность» (сура «АльБакара», аят 197).

Учёные-богословы отмечали: «Нет большего багажа, чем богобоязненность». Они посчитали правильным оплакивать сердца, лишённые богобоязненности. Учёные также сказали: «Если знания учёного не содержат четырёх качеств, то такого учёного не ценят и его знаниям не доверяют, ибо он подобен ослу, несущему на себе книги: богобоязненность в том, что между ним и Всевышним; отрешённость сердца от мирской жизни; скромность, отсутствие высокомерия в отношениях с людьми; борьба со своим нафсом».

Когда у Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Что больше всего приводит людей в Рай?» – он ответил: «Богобоязненность и благой нрав». А затем спросили: «А что больше всего вводит людей в Ад?» – и он ответил: «Две полости: ротовая (язык) и брюшная (половые органы)».

Упование (таваккуль) на Аллаха ﷻ

Сущность упования
Знайте, что упование (таваккуль) – беспокойство без покоя и покой без беспокойства. Это означает, чтобы ты одинаково относился как к изобилию, так и к недостатку. Всецело полагайся на Аллаха ﷻ, вверяя ему свою судьбу полностью, без остатка и сомнения, и тогда в твоём сердце будет царить покой, который не может быть нарушен. А если Аллах ﷻ внушил твоему сердцу беспокойство относительно совершенства твоего имана и качества выполнения религиозных предписаний, то твоё 
сердце не найдёт успокоения, пока на то не будет воли Аллаха ﷻ.

Понятию «упование» учёные дали множество определений:

  1. Упование – покорное принятие предопределений Аллаха ﷻ, постоянная связь сердца с Аллахом ﷻ и довольство достаточным пропитанием.
  2. Упование – отказ от планирования дел своего нафса.
  3. Упование – надежда на Всевышнего Аллаха и отречение от того, что у людей.
  4. Упование – довольство во всём Всемогущим Аллахом и опора на Него.
  5. Ангел Джабраиль (мир ему) сказал: «Упование – это отчаяние в людях и осознание того, что любое творение Аллаха ﷻ не может ни навредить, ни принести пользу, ни дать что-либо, ни препятствовать его получению. Условие упования – чтобы сердце отвернулось от всего, кроме Аллаха ﷻ».

Упование – качество пророков, мир им. Покорное следование (таслим) – качество Пророка Ибрахима (мир ему). Упование во всём на Аллаха ﷻ (тавфиз) – качество нашего Пророка Мухаммада ﷺ. Уповающий человек подобен грудному ребёнку, который не прибегает ни к чему, кроме груди матери. Ведь и уповающий прибегает лишь к одному Всевышнему Господу своему.

Признаки уповающего на Аллаха ﷻ

Уповающего на Аллаха ﷻ можно узнать по отличительным признакам. Прежде всего он не должен ни у кого ничего просить. Не отвергать и не удерживать у себя то, что получил от людей, не прося их об этом. Наилучшее состояние уповающего – быть перед Всевышним Аллахом как мертвец перед омывающим. Ведь усопший не делает никаких движений и не принимает никаких мер. Прекращай планировать и всецело доверься выбору Аллаха ﷻ. Ведь ты знаешь, что Всевышний Аллах был для тебя раньше, чем ты сам для своего нафса. Подобно тому, как Аллах ﷻ был до твоего сотворения, Он будет и после твоей смерти. Тебе надлежит избавлять людей от хлопот – это мерило мюридов и совершенных людей. Как взвешивают материальные тела, так же взвешивают и оценивают состояния и качества людей. Не переживай о средствах к существованию!

Всевышний Аллах был для тебя ещё до твоего рождения, как же Он забудет тебя после появления на свет. Не утруждай себя тем, что за тебя делают другие.

Бишр аль-Хафий сказал: «Некоторые лгут, говоря, что уповают на Аллаха ﷻ. Если бы они уповали на Аллаха ﷻ, то были бы довольны всем, что Он делает с ними».

Использование причин не противоречит упованию

Упование – это нрав Пророка ﷺ, а зарабатывание средств к существованию своим трудом – его путь (Сунна). Кто обладает нравом Пророка ﷺ, пусть никогда не оставляет его Сунну. Кто порицает действия для самообеспечения, тот порицает Сунну Пророка ﷺ. Кто порочит упование, тот порочит веру (иман). Знайте, что обителью упования является сердце. Физическая активность человека никак не может помешать его упованию, которое находится в сердце.

Передано от сподвижника Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Некий человек пришёл к Пророку ﷺ и спросил: “О Посланник Аллаха ﷺ, отпустить ли мне свою верблюдицу, уповая на Аллаха ﷻ?”. Пророк ﷺ ответил: “Привяжи верблюдицу и уповай на Аллаха ﷻ”».

Ибрахим аль-Хаввас был одним из уповающих. Однако он никогда не расставался с ниткой, иголкой, ножницами и сосудом для воды. Он говорил: «Если вы увидите мюрида без сосуда для воды, нитки и иголки, то не верьте его полноценной подготовке к намазу».

Упование не подразумевает отказ от использования средств (причин) и благоразумия в делах. Напротив, разумному человеку следует проявлять рассудительность, быть внимательным в делах и искать средства и причины, которые люди обычно используют для осуществления своих целей.

Другими словами, целью упования не является отказ от использования средств и причин для осуществления благих целей. Однако истинно уповающий не опирается в реализации своих замыслов на получаемое от людей. Исходя из сказанного, делаем вывод: упование – это то, что порождает истинная вера. Поэтому если отсутствует упование, то отсутствует и вера. Потому что вера – признание единственности Аллаха ﷻ, осознание того, что всё происходящее исходит от Него. А тот, кто полагается на кого-либо или что-либо помимо Аллаха ﷻ, в действительности не признаёт единственность Аллаха ﷻ, сколько бы он ни утверждал это.

Лекарством, приводящим человека к упованию, является усердие в пяти вещах:
первая – постоянное осознание того, что Всевышний Аллах прекрасно знает твоё состояние;
вторая – убеждённость в совершенстве могущества Всевышнего;
третья – убеждённость в том, что Аллах ﷻ чист от забывчивости и оплошности;
четвёртая – убеждённость в том, что Творец чист от невыполнения обещанного;
пятая – убеждённость в том, что Создатель – Самый Щедрый, что Он наделяет нас всем необходимым без нашей просьбы.

ИЗ КНИГИ МУФТИЯ ДАГЕСТАНА ШЕЙХА АХМАДА АБДУЛАЕВА

«БЛАГОНРАВИЕ ПРАВЕДНИКОВ»