18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Ислам – идеален. Мусульмане – …

В ходе общения с одним собеседником возникла идея публикации о плохих мусульманах (с которыми порой так непросто остальным людям). Я не отказался: за «сбором рабочего материала» далеко ходить не надо, одного такого мусульманина я регулярно вижу в зеркале.

Но писать только о плохих – грустновато... Решил написать о мусульманах разных.

Глава 1 Наиважнейшая основа Ислама – Вера. Перед человеком стоят постоянные вопросы. О жизни. Об окружающем мире. О самом себе. Кто я? Откуда я? Почему я? Для чего я? Как я должен жить? И на что я могу надеяться?
Человек поднимает голову, оглядывается вокруг – и снова задается вопросами. А это откуда? Почему они есть – солнце, звезды, галактики? Небесные тела, следующие по своим орбитам? Наша планета с ее удивительными условиями? И это не всё. А откуда в нашем мире благо, любовь, красота? Что за «прибор» имеется в нас, с работой которого связано восхищение прекрасным? Увидеть красоту сияния солнца, полёта орла, низвергающегося водопада, вечерней зари, живописного рисунка облаков, буйных тропических джунглей, белоснежных просторов Антарктики, звездного небосвода, кажущегося бездонным… Через эти вопросы человек выходит на религиозные ответы.

Размышления о сотворенном мире, грандиозном и многообразном, приводят к пониманию о Создателе. Любовь, благодарность, надежда, богобоязненность – вот что испытывает праведник к Всевышнему Аллаху. Отсюда – строгое следование приказам Всевышнего и отстранение от того, что Он запретил. Усердие в добрых делах и стойкость в воздержании от запретного. Много ли среди нас таких?.. Да, вот такое грустное многоточие.

Глава 2 Гораздо больше распространен другой вариант. Пожалуй, сотни тысяч дагестанцев известны как религиозно-соблюдающие. Те, кто совершает намаз, посещает мечеть, соблюдает пост и т. д. Но вот именно к нам очень много вопросов.

Наша религиозность часто имеет как бы «рваный», избирательный характер. Совершающий ритуальное поклонение человек при этом может быть известен как высокомерный хвастун, вспыльчивый грубиян, несдержанный скандалист, не соблюдающий обещаний врун, безответственный отец, эгоистичный сын, недобрый сосед, лживый торговец, вымогатель взяток, опасный за рулем авто-хам. (Список уже длинный, но далеко не полный: у каждого свой индивидуальный набор грехов и слабостей). В массе своей моральными авторитетами для остальной части населения (менее религиозной или вообще не религиозной) мы не являемся. Напротив, есть множество ситуаций, когда мы – своим поведением – демонстрируем явное НЕсоответствие исламским ценностям.

Жители республики, ориентирующиеся на светский образ жизни, могут удивленно прийти к выводу: «Это что ж получается, они нас призывают к правильной жизни, но сами, мягко выражаясь…?!» Получается, что так. Несомненно, что истина при этом остается истиной. То есть на сегодня мы, соблюдающие мусульмане в массе, Не производим впечатления нравственного авангарда, наблюдая за которым, светский человек захотел бы за ним последовать. Нет такого впечатления, нет такой реакции: 
«Постой-ка, постой-ка… Что это за замечательные люди! Я вижу у них чистоту и высокую нравственность, вижу их взаимовыручку и сострадание, вижу порядок и справедливость. И что изумительно для меня самого, хочу быть похожим на них! А что является мотивом такой их чистоты? Следование Исламу? Наконец я разобрался, в чем истина!»

Глава 3 Также очень многочисленной является масса дагестанцев, которые более склонны к упомянутому светскому образу жизни. Обычно они признают свою принадлежность к мусульманам, могут испытывать теплые чувства к верующим родственникам (бабушка, совершавшая намаз; дедушка, учивший внуков чтению Корана; дядя, щедрый на подарки…), уверяют, что уважительно относятся к Исламу. Но: в отличие от «соблюдающих», они не выполняют основных религиозных обязанностей, включая такой столп Ислама, как совершение намаза. Люди из этой группы (считают себя верующими, но склонны к светскому образу жизни) проявляют свою религиозность поверхностно и «от случая к случаю» – например, по исламским праздникам или когда хоронят умерших родственников по шариатскому обряду. Многие из них легко нарушают те или иные религиозные запреты: употребление алкоголя, свободное общение представителей противоположных полов, посещение танцевальных вечеринок, курение кальяна, участие в азартных играх, злословие и сплетни об отсутствующих, прослушивание музыки, просмотр фильмов с непристойным содержанием и многое другое. Как правило, они и не настроены на последовательное и всеохватное подчинение своего образа жизни исламским нормам. То есть они НЕ придерживаются курса на то, что любое свое деяние нужно сверять с исламской «картой» и тщательно взвешивать на религиозных «весах»: "То, что я собираюсь сделать, – соответствует Исламу или противоречит ему? Этот мой поступок будет подчинением Всевышнему или ослушанием Его?" Не вызывает у них энтузиазма и мысль о том, что на этом пути подчинения Всевышнему необходимо отказываться в том числе от многолетних любимых привычек, пристрастий, пороков, ошибочных взглядов… Очень часто эмоциональный контратакующий вопрос «А что в этом плохого?! Все люди так делают!» занимает место спокойного разбирательства – «А в самом деле, давайте выясним, насколько данное действие (поступок, мероприятие, собрание, праздник…) соответствует или не соответствует исламским нормам». Именно в этой среде часто распространена ситуация, когда человек, считая себя мусульманином, одновременно имеет взгляды, резко противоречащие Исламу. В мировоззрении таких людей могут, как в сборной мозаике, сочетаться самые разные идеи и идеологии: «Да, и Ислам уважаю, и в дурные приметы верю, и комсомол с ностальгией вспоминаю, и гороскопы внимательно читаю, и Навруз отмечаю, и к гадалкам хожу, и деньги очень люблю. Да, вот такая веселая жизнь у меня!»

Другой соблазн – это материальное обогащение, которое для многих становится важнейшим приоритетом в жизни. Опять же оно частенько идет под руку с самоутверждением: не отстать от других или «утереть нос» другим: «Вот надену эту вещь – пусть все сдохнут от зависти!» Задачи расставляются так: «Мурад, наш сосед купил уже вторую иномарку, новую шубу и платиновое колье жене. А ты свои сбережения хочешь на хадж потратить?!» Самоутверждение (реализация своей гордыни) вообще выступает в самых разных формах. Это и выбивание себе орденов, титулов, званий. И «доминирование» за рулем автомобиля на дороге. И высокомерно-хвастливая апелляция к реальным или мнимым успехам родственников в стиле «А мой сын!.. А мой отец!..» И агрессивное «боление» в спорте: «Эй, хайваны, наш Арсен порвал вашего Руслана, теперь заткнитесь и не вякайте там!»

Глава 4 Еще одна группа – ненавистники. Не думаю, что она велика, но это не два и не три человека. Это те, кто к Исламу относится с острой и мрачной неприязнью. Не всегда они проявляют ее открыто и публично (считаясь с большим количеством верующих в республике), но в узких кругах единомышленников или под анонимными никами в Интернете они бывают довольно активны: «Как же всё это достало! Как же надоел этот их Ислам и Шариат! Вот бы они куда провалились бы со своей религией! Ужас просто, как всё это бесит!»

Глава последняя Земная жизнь конечна и коротка. Многие люди не доживают даже до глубокой старости. Умирают все. И те, кто купался в роскоши. И те, кто прибегал к ботоксу, оттягивая старость своего лица. И те, кто собирал ордена на своей груди и «выбивал» почетные звания. Умирают все. А потом… Судный день. Ответственность. Воздаяние. Прожить земную жизнь так, чтобы Всезнающий Аллах был нами доволен. Связывая свой выбор с намерением порадовать Бога, а не гоняясь за сиюминутным, уходящим, исчезающим…
«А чё стало?! Ты чё хотел сказать вообще? Не знаю, как вы там, а я очень хороший человек!»

АЛЬБЕРТ МЕХТИХАНОВ