Пятница 26 Май 2017

 

Ответы на вопросы по мазхабу имама аш-Шафии

 – Можно ли подстригать брови, если их волоски длинные и волнистые?

– Укорачивать или подстригать брови, если нет крайней надобности, недостатка в них или искажения внешности, запрещается подобно выщипыванию, за которое Аллах проклял тех, кто это делает. Следовательно, когда волоски бровей густые и настолько длинные, что обезображивают внешний вид, ставя человека в неловкое положение перед людьми, разрешается укорачивать их настолько, чтобы исчезло искажение. И нет в таком подстригании бровей ничего предосудительного, ибо Пророк (мир ему и благословение) разрешил Арфаджу ибн Саду (да будет доволен им Аллах), когда тому в сражении отрезали нос, сделать его из золота.
Однако в том случае, когда в этом нет необходимости, укорачивание бровей считается запретным изменением того образа, который создал Всевышний Аллах.
 
– Слышала, что с материнского капитала надо платить закят. Так ли это?
– Согласно мнению большинства современных ученых, материнский капитал облагается закятом так же, как облагаются им все бумажные деньги. Отсчет срока выплаты закята начинается с момента выделения материнского капитала государством. Необходимо выплатить закят за каждый год, начиная с этого момента и до обналичивания, сколько бы лет эти деньги ни лежали в банке. И это (выплатить закят за все время) можно сделать уже после получения денег, подобно тому, как выплачивается закят с денег, находящихся в долгу. Начиная с момента, когда по закону можно обналичить сертификат и есть возможность сделать это, становится обязательным выплачивать закят в конце каждого года из собственных средств. Если же возможности обналичить его нет, то после получения этих средств можно выплатить закят за все предыдущие годы.
Материнский капитал облагается закятом, даже если при разделении суммы материнского капитала между членами семьи доля каждого из них не достигнет нисаба (определенной суммы, начиная с которой человек обязан выплачивать закят), как закят с общего имущества. Также учитывается ежегодная индексация материнского капитала, которая происходила, пока он не был выплачен.
 Таким образом, учитывая то, какую сумму составлял материнский капитал каждый год, выплачивается в виде закята по два с половиной процента (2,5 %) за каждый год («Иршадуль Авам», том 2).
 
– Моя мать часто проклинает людей, в том числе и меня. Я очень боюсь, что её проклятия сбудутся.
– Проклятие запрещено Исламом и рассматривается как большой грех. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Проклятие верующего равносильно его убийству» («Джамиуль-ахадис», №18451).
Прошу обратить внимание на то, что Пророк (мир ему и благословение)  сравнил тяжесть греха проклятия не с ущемлением каких-либо прав человека, не с нанесением ему увечий и т.п., а с его убийством! А о тяжести греха убийства, думаю, говорить даже не стоит.
В другом хадисе сказано: «Когда раб проклинает что-то (и/или кого-то), то проклятие восходит на небо, но небесные врата закрываются, не пропустив его. Проклятие снова снисходит на землю, и тогда закрываются земные врата. Затем оно мечется по сторонам и, когда не находит места, направляется к тому, что (и/или кого) прокляли, если то (и/или тот) заслуживает этого, а если нет – проклятие обворачивается на того, кто его высказал» («Шуабуль-иман», № 5162).
Поэтому, если Вы ведёте себя правильно и не совершили того, из-за чего заслуживали бы проклятия, оно Вам НИКОГДА не навредит! И не стоит забывать, что всё происходящее происходит только по воле Аллаха, никто и ничто не может ни принести пользу, ни навредить без ведома и воли Всевышнего! В первую очередь будьте покорны Творцу, будьте ревнивы и бережливы в отношении соблюдения предписаний Всевышнего, тогда Вам нечего будет бояться, и Ваша жизнь обязательно наладится!
Поговорите с матерью, расскажите ей о том, что Ислам строго запрещает проклинать, или просто покажите газету с этим ответом.
 
– Как возместить пропущенный пост, если забыл, какой именно?
– Посты, как и намазы, не отличаются друг от друга, ибо любой пост по всем своим условиям и составным частям подобен другому, за исключением того, что пост может быть обязательным или желательным. Обязательными являются пост Рамадана, назру, каффарата (штрафа) и т.д.
Следовательно, вам нужно довести круг сомнения до возможно минимального и держать за каждый пост, в пропуске которого вы сомневаетесь, по одному дню.  Например, вы сомневаетесь, что пропущенный пост – Рамадана или каффарат; вам нужно возместить один день за Рамадан и ещё день за каффарат.
 
– Что делать, если постоянно думаю о  прелюбодеянии? Я не хочу совершать этот грех, но мысли не оставляют в покое.
– Прелюбодеяние – недозволенная по Шариату связь, относящаяся к одному из наиболее тяжких грехов в Исламе. Данный грех приводит человека к нравственной деградации и разладу в семье, а общество – к упадку. 
Если у вас возникают только мысли о совершении такого мерзкого поступка, то в этом нет греха, ибо Всевышний Аллах прощает человеку то, что он только задумал.
От Муджахида (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Я зашёл к Ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах) и сказал ему: «О Абуль-Аббас! Я был у Ибн Умара, когда он, прочитав этот аят, заплакал». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) спросил: «Какой аят?» Я ответил (смысл): «Если вы проявите то, что в ваших душах (совершив явный поступок), или скроете это, то Всевышний Аллах знает об этом и спросит с вас за это» (сура «Аль-Бакара», аят 284). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда данный аят был ниспослан, это показалось очень затруднительным для сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и страшная печаль охватила их. Они сказали: "О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), мы пропали, ведь раньше мы несли ответственность только за то, что мы говорим или делаем. Но мы не в состоянии контролировать наши сердца". На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал (смысл): «Скажите: "Слушаемся и повинуемся"». Они повторили: «Слушаемся и повинуемся». И тогда этот аят был отменён следующим аятом (смысл): «Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение) уверовал в то, что ниспослано ему от Господа, так же и верующие. Все они уверовали в единственность Аллаха… до слов: «… не возлагает Аллах на человека ничего сверх его возможностей. Ему будет награда за то благо, что он приобрел, и против него – то зло, что он приобрел» (сура «Аль-Бакара», аяты 285 – 286).
И тогда с них была снята ответственность за мысли, а отчёт они будут нести лишь за свои деяния» (имам Ахмад).
Также  от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах  простил моей умме то, что они задумали в своих душах, пока они не сказали об этом или не совершили этого» (Бухари, Муслим) (Ибн Касир. «Тафсир»).
Посещающие вас дурные мысли также могут быть и наущением шайтана, поэтому почаще повторяйте «истиазу» и просите у Всевышнего Аллаха защиты не только от шайтана, но и от всего, что может причинить вам вред.
 
– Кто имеет право выдавать фетвы? Кто их выдаёт в Дагестане?
– Фетва в её широком смысле – это шариатское решение (хукм) по тому или иному вопросу, извлеченное из шариатских источников, по которому ранее не было такого решения. То есть фетва и есть шариатское решение, которое исходит от муфтия.
Имам Ан-Навави о том, кто подходит для вынесения фетвы, пишет следующее:
«Сказал Аль-Хатыб: "Имам должен внимательно рассматривать состояние дел муфтиев. Исходя из этого, он утверждает того, кто подходит для вынесения фетвы, а того, кто не походит, лишает такого права и запрещает ему в дальнейшем возвращаться к подобной деятельности. Также имам должен предупредить такого человека (который не подходит для вынесения фетвы) о наказании в случае его возвращения к этой деятельности.
Методом же, согласно которому имам может определить того, кто подходит для вынесения фетвы, является опрос учёных, полагаясь на сообщения тех, кто заслуживает доверия".
Затем Аль-Хатыб приводит слова Малика:
"Я не издал фетвы, пока семьдесят человек не засвидетельствовали, что я достоин этого". В другом риваяте (версии) этого предания говорится: "Я не издал фетвы, пока не спросил у более знающего, чем я, видит ли он меня пригодным для этого?" Также Малик сказал: "Человек не должен считать себя достойным чего-то, пока не спросит у более знающего, чем он"» («Адаб аль-фатва ва-ль-муфти ва-ль-мустафти»).
Человек, который взялся за вынесение фетв, должен знать Коран, его толкование, Сунну Пророка (мир ему и благословение), понимать смысл хадисов, знать исламскую юриспруденцию, «усуль аль-фикх», то есть методику вынесения решений из аятов Корана и хадисов, отменяющие (насих) и отмененные (мансух) аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение), арабский язык и науки, связанные с ним, например, риторику и ее отрасли (очевидное (баян) и метафору (маджаз) и т. д. Он должен хорошо разбираться в правовых школах Ислама, в основополагающих и слабых мнениях школы. Тот, кто не обладает хотя бы одним из этих условий, не имеет права выносить решения (из выступления профессора, проректора Египетского университета «Аль-Ахзар» Мухаммада Махмуда Ахмада Хашима на Международной богословской конференции «Международный опыт в укреплении единства мусульман: современные формы и методы» в Махачкале).
В Дагестане же выдачей шариатских решений занимается Отдел по фетвам при Муфтияте РД (г. Махачкала, ул. Азиза Алиева, 2). Обратиться в отдел с интересующими его вопросами может любой человек, а также позвонить или написать на электронную почту (тел.: 8 989 888 35 27, 8 928 803 33 47, 8 967 582 33 57; эл. адрес: fatavadag@mail.ru).
График работы: с 10:00 до 17:00; выходной – воскресенье.
 
– Можно ли выщипывать лишние волоски вокруг бровей, не меняя их формы?
– Выщипывание бровей является чрезмерностью в украшении себя, делать это Шариатом запрещено, так как Аллах проклял тех, кто так поступает.
«Проклял Аллах метящих (вашимат) и просящих об этом (муставшимат), выщипывающих волосы и просящих об этом, подпиливающих между зубами для красоты – изменяющих творение Аллаха» (Бухари, № 4604; Муслим, № 2125).
Однако данный хадис не вводит строго под проклятие Аллаха подряд всех женщин, выщипывающих волосы на лице. Поэтому дозволено исправлять брови, если они настолько густые, что это вызывает комплексы. В таком случае их можно чуть подправить.
Также замужней женщине разрешается украшаться для мужа, но в таком виде выходить на улицу и выставлять себя напоказ запрещается, то есть в таком случае брови необходимо скрывать платком или же вообще не выходить.
 «Запрещается выщипывать волосы на лице и брови, потому что в этом имеется определенный обман. Что касается того, когда жене это разрешает муж, то в таком случае ей можно выщипывать, так как этим достигается какая-то цель в том, что жена украшается для него» («Мугни аль-мухтадж»).

Статьи номера

Статьи номера

Семья в Исламе

Суфизм

Ислам и наука

Вероучение

Аналитика

Вопросы веры

Личности в Исламе

Поучительные рассказы

Ислам и здоровье

Молодость

Интервью номера

Пророк Мухаммад

Детская страничка

Мусульманка

Рассылка сайта