Пятница 26 Май 2017

 

Наследник халифа

 Потомок Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) – имам Ибн аль-Джавзи. Часть 2

 

В одном из предыдущих номеров газеты «Ас-Салам» была опубликована первая часть статьи о большом учёном-богослове Ханбалитской богословско-правовой школы Ислама, авторе множества произведений по различным отраслям наук, потомке первого праведного халифа Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) – Ибн аль-Джавзи, да смилуется над ним Аллах.
В очередном номере должно было выйти продолжение статьи. Однако, приступив к изучению его трудов, мы обнаружили, что он написал отдельную книгу под названием «Тальбис иблис» («Обман сатаны»), где порицаются последователи суфизма и праведники. Как же так, это ведь потомок Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), который вторым после Пророка (мир ему и благословение) идёт в цепочке шейхов Накшбандийского тариката, учёный-богослов, живший в эпоху праведных предшественников?! Эта мысль не давала нам покоя, но в глубине души чувствовали, что не может быть так, чтобы этот великий учёный умер с таким убеждением. И мы стали более глубоко изучать его жизнь и деятельность и, хвала Аллаху , обнаружили в достоверных источниках, что он всё-таки принёс покаяние. Об этом и о многом другом из его жизни мы расскажем в данной статье, коли будет угодно Господу.
 
Собрания имама для увещеваний
При упоминании имама Ибн аль-Джавзи непременно говорят об увещевании, как и при упоминании увещевания обязательно называют имя этого ученого. Они неразрывны. Каждый писавший его биографию непременно использовал слова «увещевание», «наставление». Вряд ли в его время были люди, достигшие в искусстве чтения проповедей и назиданий такого высокого уровня. Имам Ибн Касир пишет, что он был уникален в искусстве увещевания, в его методах и формах; в красноречии, ораторстве и сладости речи; умело подбирал короткие выражения, понятные любому слушателю; вкладывал в малое количество слов большой смысл.
Ибн Хилликан отмечал: «В свою эпоху он был корифеем наук и имамом в хадисе и чте-нии наставлений».
Талант чтения проповедей у имама стал проявляться очень рано. Он начал писать книги и делать наставления будучи совсем юным – после кончины шейха Ибн аз-Загуни, в 527 году, то есть Ибн аль-Джавзи тогда было 16-17 лет. У своего учителя он научился чтению наставле-ний и мусульманскому праву, а затем, заменив его, стал преподавать в кружке шейха в мечети «Аль-Мансур».
Как пишет мусульманский путешественник Ибн Джубайр в своей книге «Ар-Рихля», собрания Ибн аль-Джавзи устраивались по субботам напротив его дома, на восточной стороне на берегу реки Тигр, рядом с крепостью халифа в Багдаде. В указанной книге он даёт удиви-тельное описание собраний имама.
Его внук Абу аль-Музаффар рассказывает о них: «Наименьшее количество присутство-вавших на его собраниях было десять тысяч, возможно, на них присутствовало и сто тысяч человек. Всевышний Аллах наделил его принятием и благоговением, почтением в сердцах людей. Он был отрешён от мирских услад; в конце его жизни я слышал, как он говорил: “Этими двумя пальцами я написал две тысячи томов, при моём содействии (через мои руки) покаялось сто тысяч человек, и двадцать тысяч христиан и иудеев приняли Ислам”».
Его проповеди пленяли сердца людей. В своей книге «Тарих» Ибн аль-Джавзи пишет: «Не было у какого-либо проповедника такого собрания, как у меня, которое собирало халифа, визиря, крупных учёных…» Ибн Касир также пишет, что на собраниях, где он читал пропове-ди, присутствовали халифы, визири, правители, эмиры, учёные-богословы, суфии (фукара) и другие категории детей Адама (мир ему).
Собрания имама проходили не только в его медресе и в доме, они перешли и в другие места – мечети и медресе Багдада, привлекая огромное количество прихожан. Одним из таких мест было построенное им медресе в Дарб-динаре, в котором он преподавал в 570 году. В первый же день занятий Ибн аль-Джавзи провёл в нём четырнадцать уроков по различным отраслям наук.
Информация о проповедях имама достигла и халифа, и он пригласил его во дворец. Маджлисы Ибн аль-Джавзи посещали сам правитель, его визири, высокопоставленные чиновники государства и правоведы. Рассказывают, что повелитель верующих Аль-Мустады би-амри-ллах (годы правления – 566-575) услышал, как Ибн аль-Джавзи декламировал под стеной его дома следующий стих:
 
Смерть переселит тебя из твоего дворца,
И гибель заменит тебе обитель на иную,
Ты оставишь то, что заботило тебя времена,
И перейдёшь от своего богатства к нужде.
Могильные черви будут пастись в твоих глазах,
А глаз другого будет печься о твоём дворце.
 
Халиф ходил по дворцу, говоря: «Да, клянусь Аллахом , глаз другого будет печься о твоём дворце!» Опечаленный, он плача повторял эти слова до самой ночи.
Как же прекрасен Ибн аль-Джавзи! Сколько сердец посредством него обрели смиренность, сколько душ обратились к Господу, сколько глаз лили слёзы от страха перед Аллахом ! Всё это, конечно, по милости Всевышнего к нему!
 
Качества и мораль
Имам Абдулатиф аль-Багдади говорил: «Ибн аль-Джавзи был человеком приветливым, обладал хорошим нравом, имел приятный мелодичный голос, размеренную ритмичную походку, изысканный ум (занимательность); на его собраниях присутствовали сто и более тысяч человек; он не тратил времени впустую, в день исписывал до четырех тетрадей». Имам заботился о своем здоровье, любил носить одежду белого цвета.
Ибн аль-Джавзи обладал нравами и качествами, которые присутствуют лишь в некоторых отдельных настоящих мужчинах. Назовём их.
Любовь к уединению в поисках знаний. Желая обрести новые знания и увеличить уже имеющиеся, Ибн аль-Джавзи понимал, что сделать это можно лишь вдали от шумного обще-ства. Ибн Касир в книге «Аль-Бидая ва ан-нихая» говорит об этом: «Будучи ещё юношей, он отличался религиозностью, любовью к уединению, избегал компании других, не потреблял ничего из сомнительной пищи, выходил из дома лишь для совершения пятничной (и коллек-тивной) молитвы, не играл со сверстниками».
Находчивость и проницательность. Одним из прекрасных рассказов о его проницательности является следующий. В Багдаде между суннитами и шиитами разразился конфликт относительно того, кто более превосходен – Абу Бакр ас-Сиддик или Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах). Все сошлись на том, что согласятся с мнением Ибн аль-Джавзи. Имам, когда ему задали этот вопрос, проводил занятия, сидя на стуле. Он ответил: «Лучший из них тот, чья дочь была его женой», – и тотчас спустился на пол, дабы не возвращаться к этому вопросу.
Сунниты решили: «Это Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), потому что его дочь Аиша (да будет доволен им Аллах) была женой Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». А шииты сделали свой вывод: «Это Али (да будет доволен им Аллах), ибо дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Фатима была его женой».
Конечно же, это был Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) – лучший из людей после пророков, но Ибн аль-Джавзи своим мудрым ответом воспрепятствовал усугублению положения, ибо это был ответ, который устраивал обе стороны.
 
Храбрость
Имам ради Всевышнего Аллаха и на Его пути не боялся упрёков порицающих. Он говорил истину, даже если это грозило ему смертью. Он не скупился на увещевания и наставления правителям и халифам, которые посещали его собрания. Однажды во время проповеди он обратился к аббасидскому халифу Аль-Мустадыу со словами: «О повелитель верующих, если я заговорю, то боюсь тебя, а если я замолчу, то боюсь за тебя. А я отдаю предпочтение страху за тебя, нежели от тебя. Поистине, слова того, кто говорит тебе: “Бойся Аллаха !” – лучше для тебя, чем его слова: “Поистине, вы – члены семейства (Пророка (мир ему и благословение)), которым прощены грехи!” Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если до меня дойдёт весть о том, что мой наместник поступил несправедливо, и я не поменяю его (положение), то я также буду притеснителем”. О повелитель верующих, Юсуф (мир ему) во времена засухи и голода не ел досыта, дабы не забыть голодного. Умар (да будет доволен им Аллах) бил по своему животу в неурожайный и засушливый год (18-й год хиджры) и говорил: “Урчи не урчи, клянусь Аллахом , Умар (да будет доволен им Аллах) не вкусит масла и жирного, пока люди не удобрят (свои земельные участки)”». После этих слов халиф заплакал и раздал в качестве милостыни много имущества, выпустил на волю заключённых и одел многих бедных и нуждающихся.
 
(продолжение следует) 
 
Мухаммад Гаджиев Аль-Инчхи

Статьи номера

Статьи номера

Семья в Исламе

Суфизм

Ислам и наука

Вероучение

Аналитика

Вопросы веры

Поучительные рассказы

Ислам и здоровье

Молодость

Интервью номера

Пророк Мухаммад

Детская страничка

Мусульманка

Рассылка сайта