Воскресенье 30 April 2017

 

Ответы на вопросы читателей по шафиитскому мазхабу

 – Правда ли, что вали Аллаха может стать любой человек, в том числе и женщина?

– Вали Аллаха – это человек, который благодаря своему старанию и искреннему поклонению приобрел уровень любимца Аллаха. Любимцы Аллаха – это люди, которые приближены к Аллаху и познали Его, которые поклоняются Аллаху и поминают Его чаще других и уповают во всех своих делах лишь на Него. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Воистину, любимцы Аллаха не познают страха и не будут опечалены» (сура «Юнус», аят 62).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаются слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, Всевышний Аллах сказал: “Я объявлю войну враждующему с Моим любимцем (валием)! Любимейшим из всего, что бы ни делал раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность. И будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного желательное, пока Я не полюблю его…» (Бухари, № 6502).
Всевышний Аллах в этом хадисе «Аль-Кудси» не делает различия между людьми и тем более между женщинами и мужчинами. Более того, известно, что были женщины-вали – Рабиа аль-Адавия и другие.
 
– Почему омовение, если его делать без платка, считается действительным? Если нет других мужчин, то и намаз можно делать без платка?
– Следует отметить, что аврат женщины различается в зависимости от тех, кто может её видеть. Но аврат во время совершения намаза установлен Шариатом вне зависимости от того, что её видит кто-то или она находится наедине в дальней комнате, где её никто не сможет увидеть. То есть покрытие головы во время омовения не относится к условиям самого омовения, а зависит от тех, кто присутствует при этом. Следовательно, если во время совершения омовения не присутствует тот, кому не разрешается показывать непокрытую голову, то можно совершить омовение в таком виде. Однако, в любом случае, даже если присутствуют чужие мужчины, омовение женщины и в таком виде будет действительным, но за открытие аврата перед мужчинами она берет на себя грех.
Что же касается совершения намаза в таком виде там, где не присутствуют те, кому не разрешается показывать непокрытую голову, то делать так намаз нельзя. В любом случае, намаз, совершенный без полного закрытия аврата (всего тела, кроме овала лица и кистей рук), считается недействительным, вне зависимости от того, присутствуют там чужие мужчины или нет.
 
– Наряду с нашидами я иногда слушаю азаны. Но среди них я обнаружила один отличающийся. В нём есть лишняя строчка "Хайя аля хайри ль-амаль". Как оказалось, такой азан читают шииты. Грешно ли мне слушать этот азан, помимо сунитского, не придавая ему какого-либо особенного значения?
– Слова азана, которые читают муэдзины во время его оглашения, установлены согласно известному, достоверному хадису, который приводят Абу Давуд и Тирмизи. Также в книгах фикха указывается точное количество слов азана с учетом тех, которые добавляются в утреннем намазе.
Что касается тех слов, которые добавляют шииты в свой азан, то об этом пишет имам Ан-Навави следующее:
«Нежелательно читать во время оглашения азана слова «Хайя аля хайри ль-амаль», ибо не подтверждена их передача от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Также Байхаки сказал, что не подтверждена передача этих слов от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и мы считаем их добавление нежелательным, ибо мы считаем нежелательным (караха) добавлять что-либо в азан» («Аль-Маджму Шарх аль-Мухаззаб»)
Исходя из вышесказанного, как бы красиво ни звучал этот азан, слушать его не надо, так как добавленные слова, ставшие отличительной чертой шиитского азана, являются нежелательными.
 
 
– Когда душа раскаивается в грехах и ошибках, мне бывает трудно просить прощения у Всевышнего вслух... Я плачу молча, мысленно жалея о содеянном... Считается ли это покаянием? Примет ли Аллах это от меня?
– Условием искреннего покаяния не является, чтобы человек обращался ко Всевышнему вслух, достаточно от всей души обратиться к Аллаху. Как обещает Всевышний Аллах, каждое истинное покаяние будет принято и грех прощён.
Если прегрешение касается только (совершившего его) раба и Аллаха Всевышнего, и никого из людей оно никак не затронуло, то покаяние должно соответствовать трём условиям:
– следует отказаться от совершения этого греха;
– раскаяться, то есть выразить сожаление, что совершили этот грех;
– принять твёрдое решение не совершать подобного впредь.
Если хотя бы одно из вышеупомянутых условий не будет соблюдено, то покаяние не будет считаться действительным (в полной мере).
В том случае, когда грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно соответствовать уже четырём условиям: трём вышеупомянутым и ещё одному: согрешившему следует загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него. А если речь идёт о присвоенных или украденных деньгах, или иных материальных ценностях, то их следует вернуть владельцу. В случае невозможности вернуть конкретное присвоенное имущество необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки.
Если ваше покаяние соответствует названным условиям, то оно считается истинным, и Всевышний Аллах непременно примет его. Если это касается пропущенных намазов и постов, их нужно возместить.
 
 
– Мама настаивает, чтобы я хотя бы дома носила не хиджаб, а обычный платок. После безуспешных попыток настоять на своем я уступила, видя, как болезненно она реагирует. Проблема в том, что когда к нам приезжают родственники-немахрамы, я готова сквозь землю провалиться, лишь бы они не видели мою оголенную шею. Как мне быть? Грех ли мне за это?
– Ношение хиджаба является обязанностью каждой женщины. А перед чужими мужчинами мусульманка обязана закрыть всё своё тело, за исключением овала лица и кистей рук. Следовательно, никто, в том числе и родители, не имеет права запретить ношение хиджаба. А если и запрещают, следует повиноваться Всевышнему Аллаху, даже если в этом имеется ослушание родителей, ибо «нет подчинения созданию при ослушании тем самым Создателя» («Джамиуль-ахадис», № 17171).
Поэтому вам запрещается подчиняться вашей матери, если она будет требовать снять хиджаб перед мужчинами-немахрам. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нельзя подчиняться в ослушании Аллаху, поистине, подчиняться можно в благом (в соответствии с Исламом)» (Бухари). Значит, вы должны под разными предлогами уклониться от исполнения требования матери, по возможности, без ссор и скандалов.
Постарайтесь во время присутствия в вашем доме мужчин-немахрам быть в хиджабе, и тогда в том, что просит ваша мать, не будет ничего предосудительного и вы не впадете в грех.
А если дома находятся только махрамы, то ходить без платка не запрещается.
 
– Если человек вышел из Ислама, а потом вернулся, теряются ли все те воздаяния, которые он заработал до выхода из религии? И можно ли считать повторное возвращение в Ислам искуплением греха вероотступничества?
– «Вероотступничество (ридда), да защитит нас Аллах от него, является самым непристойным видом неверия, которое уничтожает все благие деяния человека, если он умрет в этом положении. Однако, если муртадд (вероотступник) вернется в Ислам, он не обязан восстанавливать хадж, который совершал до вероотступничества. Но в книге «Аль-Мухиммат» приводится текст мнения имама Аш-Шафии, что воздаяние за благие деяния человека теряется, как только он выйдет из Ислама. В этих двух мнениях нет несоответствия, ибо учёные утверждают, что вероотступничество не уничтожает собственно благие деяния человека, а теряется только воздаяние. А потеря воздаяния не требует уничтожения собственно самих деяний, подобно тому, что намаз, совершенный в захваченном силой доме, считается действительным, и нет необходимости возмещать его, но при этом за такой намаз человек не получает вознаграждения, по мнению большинства учёных» («Мугни аль-мухтадж»).
Имам Аль-Газали пишет, что покаянием за такие грехи, как неверие (куфр), лицемерие (нифак) и вероотступничество (ридда), будет искреннее сожаление и полная покорность Творцу.

Статьи номера

Статьи номера

Семья в Исламе

Вопросы веры

Страницы истории

Вероучение

Аналитика

Календарь

Суфизм

Мазхаб Абу-Ханифы

Интервью номера

Молодость

Рассылка сайта