Воскресенье 30 April 2017

 

Мусульмане Румынии – вчера, сегодня, завтра

В настоящее время Ислам в Румынии исповедуют всего около 70 тысяч человек, не более 0,3% населения страны. Однако они обладают многими правами, которые им обеспечивает демократическое государство.

 
Ислам пришел на территорию современной Румынии очень давно. Первые арабские торговцы через Византию были здесь уже в VIII – IX веках нашей эры. Однако они не оказали значительного влияния на распространение религии. Первые мусульманские поселения относятся ко времени прибытия на территорию страны мусульман-переселенцев: половцев (1061 г.) и печенегов (1171 г.). Создание ими жизнеспособных общин предшествовало приходу мусульман в период Османской империи. Начало переселению сельджуков было положено при правлении Михаила VIII Палеолога, который дал разрешение на проживание на его территории свергнутому султану Кайкаусу, его брату, суфию Сари Салтику, и еще 12 тысячам подданным. Первоначальные поселения первых мусульман Румынии располагались в Добрудже. Их присутствие здесь зафиксировал не кто иной, как известный Ибн Батута, который в своих путешествиях прошел по землям современной Румынии в 1334 г. В это время данная территория считалась западной окраиной Золотой Орды. Чуть позднее на эти же земли переселилось некоторое количество ногайцев-мусульман. А затем, во время походов Тимура (Тамерлана), и около 100 тысяч татар.
Дальнейшая история мусульман Румынии тесно связана с Османской империей. Она, успешно наступая на Европу, учитывала интересы ее мусульманского населения. С 1417 года османы постепенно начинают завоевывать Валахию и Молдавию. Дальнейшие несколько веков вылились в активное противостояние мусульман и христиан, передел власти и влияния, когда страна переходила из рук в руки. И, тем не менее, османам удалось отстроить несколько мечетей и медресе для поддержания религии единоверцев, сплотить разные по происхождению мусульманские общины единой базой, исторически реконструировать приход Ислама на эту землю.
В XVII веке было отмечено появление общин тюрков на территории Добруджи, то есть все в тех же первых мусульманских анклавах. В дальнейшем их число постепенно увеличивается, некоторое количество мусульман переселяется в другие районы страны и крупные города.
В 1783 году, после присоединения Крыма к России, большое количество крымских татар были вынуждены переселиться в соседние государства. В том числе в Молдавию и Валахию. В это время, практически одномоментно, крымские татары стали самой крупной нацией, исповедующей Ислам на территории будущей Румынии. В начале XIX века, в связи с действиями русской политики на Северном Кавказе, сюда же хлынули ногайцы и черкесы. А чуть позднее присоединились около 150 семей сирийских арабов, некоторое количество курдов и персов, которые впрочем, очень быстро растворились среди татаро-турецкого большинства.
Уже в 1877 году в Румынии было официально зарегистрировано 4 муфтията, которые занимались вопросами религии. После Первой мировой войны в стране насчитывалось около 200 тысяч мусульман из общего 7-миллионного населения (т.е. около 3%, гораздо выше, чем сейчас). Однако межвоенный период ознаменовался резким уменьшением числа мусульман в Румынии. Часть предпочитала уезжать в соседнюю Турцию, часть расселялась по Европе и активно привлекающим мигрантов Америкам и Австралии. Так, к 1930 году мусульман было уже только 1%.
Во времена коммунистической эпохи Ислам подвергался преследованиям. Были национализированы исламские институты, медресе, мечети. Запрещалось или не особо приветствовалось обучение религии. Однако властями были предприняты попытки и договориться «по-хорошему». Так, были открыты специальные классы в школах для обучения татаро-турецких детей на родном языке с попыткой создания литературного татарского языка для лучшей ассимиляции. Абсолютное противодействие встречали суфийские общины, которые вынуждены были полностью перейти на нелегальное существование после 60-х гг. Возрождение Ислама началось только после 1989 года, с вводом обучения на родных языках, восстановлением медресе и вообще системы исламского образования, восстановлением статуса мечетей и института имамов.
Мусульмане современной Румынии имеют ряд проблем, однако они вполне решаемы на данном уровне развития румынского общества с помощью политических и экономических институтов.
По этническому составу мусульмане Румынии: турки – около 28 тысяч, татары (крымские татары, буджакские татары, ногайцы) – 24 тысячи, цыгане-мусульмане – от 15 тысяч, албанцы – 3 тысячи. Как мы видим, прежнее разнообразие национальностей, исповедующих Ислам, не сохранилось. Более мелкие этносы оказались поглощены и ассимилированы более крупными и вошли в их состав. В советские и постсоветские времена в состав мусульман Румынии влились переселенцы и эмигранты из стран Ближнего Востока и беженцы: арабы, курды, иранцы, афганцы и прочие. Общая численность интернациональных мусульман – около 5 тысяч человек, и сосредоточены они в большей степени в столице и крупных городах.
Компактно мусульмане проживают в сельской местности восточной, южной и центральной Добруджи близ города Констанцы на побережье Черного моря. Но есть несколько общин и в крупных городах страны.
Согласно законам Румынии Ислам является одной из 16 официальных религий, которые признаны властями и могут пользоваться всеми преимуществами этого положения. Всего в Румынии насчитывается около 80 действующих мечетей, часть из которых признана историческими и культурными памятниками. Исламский румынский центр – город Констанца, в котором находится историческая мечеть короля Кароля I и муфтият. В городке Мангалия находится монументальная мечеть, построенная еще в 1525 году.
Политические интересы мусульман помогает отстаивать «Альянс румынских мусульман», однако политическая активность его достаточно низкая. Мусульмане страны представлены в органах власти и управления в слишком малом количестве.
И, тем не менее, положительные сдвиги есть. Так, несколькими годами ранее в школах Румынии можно было на дополнительной основе изучать только турецкий язык, однако сейчас введены часы и по крымскотатарскому языку. Государство частично содержит мечети и религиозные центры. 12 мечетей Румынии, относящихся к культурному наследию, вообще находятся на балансе Министерства культуры. В школах Румынии с 1 по 12 класс в обязательном порядке ведутся уроки религии. При наличии в школе 10 и более человек, которые желают изучать Ислам, государство обеспечивает компетентного учителя и платит ему зарплату. Если детей меньше, но они заинтересованы в изучении именно Ислама, то учителя предоставляет государство, но зарплату ему выплачивает муфтият. Отдельно действуют центры по изучению Корана. Есть летние курсы и исламские лагеря для детей.
Румынские имамы могут получать образование в международном медресе «Кемалятут-турк», которое было открыто еще в 1600 году, однако с 1967 по 1994 год простояло закрытым. Кроме того, они могут поехать на учебу в Турцию, которая оплачивается государством по международному договору, или в арабские страны, направление в которые оплачивается с помощью системы вакфов.
В определенной степени можно сказать, что в Румынии чтятся добрососедские отношения и традиции. Со времени образования Румынии как государства многие государственные посты были заняты мусульманами – как наиболее образованными членами общества. И в те времена мусульманские руководители помогали христианам с осуществлением их религиозных и светских прав, организовывали обучение детей основам религии, давали разрешения на строительство церквей, решали имущественные споры. В настоящее время это «добро» возвращается по обратному вектору. Румынским мусульманам тоже весьма охотно помогают, и у них нет никаких причин сомневаться в своей государственной принадлежности.
 
Фатима Манзур, Пакистан
 
 

Статьи номера

Статьи номера

Семья в Исламе

Вопросы веры

Страницы истории

Вероучение

Аналитика

Календарь

Суфизм

Мазхаб Абу-Ханифы

Интервью номера

Молодость

Детская страничка

Рассылка сайта