Воскресенье 30 April 2017

 

Бессмертие, вечная молодость, жизнь

Люди во все времена искали рецепты вечной жизни, бессмертия, вечной молодости. Науке на сегодня известно немало теоретически возможных способов обеспечить в ближайшем будущем человеку долгую, если не вечную, жизнь, которая не лишала бы его и молодости, и здоровья. Откуда проистекает такое желание? Свойственно ли оно всем людям? Каково представление мусульманина о понятиях «вечная жизнь, здоровье, молодость»? Попробуем более подробно разобраться в этих вопросах.

 
Данная тема имеет место быть в нашем обществе, и было бы пренебрежением упустить ее из виду. Предположим, человек живёт, увлечённый временными красотами земного бытия, не веря в наличие загробной жизни, либо сомневаясь в ее истинности. Невежество и неверие, укоренившиеся в нём, вселяют в его сердце обманчивую надежду на долгую жизнь и даже на преодолимость самой смерти. Учёные, работающие в этой области, всеми силами укрепляют подобные чаяния людей, обманываясь и обманывая их. Непонимание и неприятие Божественного замысла толкают таких людей на бредовые и нелепые идеи, в основе которых – самонадеянная попытка избежать неизбежного и неминуемого – смерти и загробной жизни. Неизвестность, кроющаяся по ту сторону жизни, пугает человека и отталкивает, тогда как знакомство с текущей жизнью притягивает его и соблазняет. Естественно, человек тянется к тому, что ему более понятно, знакомо и ближе. Тому, кто в смерти видит лишь конец всего, что ему было дорого, непременно будет во власти иллюзий насчёт неё.
Для мусульманина же понятно и не подлежит сомнению то, что он смертен, что смерть – это чаша, и что каждый выпьет из неё. Сказано в Коране (смысл): «И, воистину, наступила предсмертная агония, и это – истина, как бы ты ни стремился ее избежать» (сура «Каф», аят 19).
Также мусульманину во все времена важно обеспечить себя в этой скоротечной земной жизни достойным багажом для жизни последней, в которой он пребудет вечно. Знание о загробном мире и ответственность, которую внушает ему отчёт в Судный день, дисциплинируют человека уже на этом свете. Люди же, далёкие от Ислама, стремятся устроить себе комфортную жизнь уже здесь. Но что же сказать о долголетии, ведь желание прожить долгую и по возможности здоровую жизнью не порицается религией, а, скорее, религия отчасти служит гарантом такой жизни при соблюдении человеком определённых норм. В наше время есть и научные доказательства того, что ритуалы, предписанные Исламом, не только обеспечивают развитие духовного состояния человека, но и физического. Возьмём, к примеру, такие виды богослужения, как чтение Корана, использование сивака, совершение омовения, намаза, соблюдение поста и многое другое. Из всего этого множества примеров напрашивается простой вывод: Ислам предполагает здоровье, чистоту и совершенство не только в области духовной сферы человека, но и физической. Смерть рассматривается здесь как переходный этап человека от жизни временной в вечную, от периода испытаний – к периоду расплаты.
А болезни рассматриваются как испытания. Болезням, как и старости, определена своя роль в жизни человечества, и великим заблуждением некоторых людей является попытка преодолеть их, избавиться от них. Такие люди неправильно понимают устройство жизни и потому предпринимают неправильные действия в их решении. Сказано в хадисе: «Когда какая-либо боль в форме болезни (недуга) или чего-либо другого постигает (поражает, ранит) мусульманина, тогда Господь непременно посредством этого снимает с него грехи [прощает их ему, если человек относится к этому спокойно, терпеливо и без возмущения, недовольства]. И это подобно тому, как опадают листья с дерева» (хадис от Ибн Масуда; Аль-Бухари и Муслима).
Мусульманин ясно понимает, что для каждого промежутка его жизни – свое время и свои особенности. Известен ему и тот факт, что молодость, здоровье, да и сама жизнь даются лишь на временное пользование.
Углубившись в эти рассуждения, приходим в итоге к простым и понятным выводам.
Болезни, старость, смерть – это то, что напоминает человеку о его ничтожности, немощности, и от всего этого пытается избавиться – заблуждающийся. И всё это должным образом принимает – верующий. Человек смертен, и смертен по определению, по безупречному замыслу Творца.
Вечная юность, жизнь и бессмертие достижимы в том известном смысле, который диктует нам наша вера. Но ни в коем случае не в земной жизни, которая должна восприниматься нами как «временное пристанище» и «полигон для испытаний».
 
Альберт Асадуллаев
 

Статьи номера

Статьи номера

Семья в Исламе

Вопросы веры

Страницы истории

Вероучение

Аналитика

Календарь

Суфизм

Мазхаб Абу-Ханифы

Интервью номера

Детская страничка

Рассылка сайта