Воскресенье 30 April 2017

 

Средства к существованию (нафака)

В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), приведённом у Абу Давуда и Насаи, говорится: "Однажды, когда Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил нам о нафака, один из сахабов спросил:

– А что делать, если у меня есть всего лишь один динар?

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

– Истрать этот динар на себя.

Сахаб вновь спросил:

– А если у меня есть ещё один динар?

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

– А этот истрать на своих детей.

Сподвижник продолжал:

– А если бы был ещё динар?

– Этот динар истрать на свою жену.

– А если бы ещё один?

– Этот истрать на слугу.

– А если бы ещё один динар?

– Ну а этот динар ты сам знаешь, куда лучше истратить, – ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Расходы, связанные с приобретением пищи, одежды и жилья, называются нафака. Размеры расходов меняются в зависимости от материального состояния человека и времени, в котором он живёт. Уже далее размеры расходов регулируются согласно местным обычаям и в соответствии с расходами ближайших родственников и друзей. Естественно, что в разных государствах размеры нафака различаются.

Для мусульманина становится фардом (обязательным предписанием) обеспечение своих подопечных средствами к существованию при возникновении пяти положений:

1. Обеспечение жены – сразу после заключения никяха (брака по Шариату).

2. Обеспечение собственных детей.

3. Обеспечение собственных родителей, если они бедны.

4. Обеспечение близких родственников: а) несовершеннолетнего мальчика-сироты; б) незамужней девушки, женщины любого возраста, не имеющих отца; в) больного, слепого человека любого возраста, не имеющего средств к существованию и отца.

Рассмотрим вкратце каждое из этих положений.

1. Обеспечение жены. Если мусульманин женат, то он обязан обеспечивать свою жену средствами к существованию даже в том случае, если она имеет собственное богатство. И даже в том случае, если она – ахл-и Китаб (человек Писания). Нафака становится для мужчины фардом сразу после заключения никяха. Размеры нафака должны соответствовать материальному состоянию супругов. Если супруги бедны, то муж должен обеспечить жену минимальным прожиточным минимумом. Если они богаты, то и обеспечение должно быть соответствующим. В этом случае муж должен нанять прислугу для помощи жене по ведению домашнего хозяйства. Если богат только один из супругов, то размер нафака должен быть ориентирован на не менее чем средний уровень жизнеобеспечения. Из комментариев имама Ибн-и Абидина следует, что если муж беден, а жена богата, то муж выделяет нафака по своим возможностям. Но должен помнить, что как только у него появится возможность (разбогатеет), он должен будет выплатить жене разницу до надлежащего среднего обеспечения семьи до сего момента.

Жена имеет право возбудить жалобу на мужа, который, имея материальные возможности, не обеспечивает её (и детей, если они есть) должным образом. При подтверждении фактов, шариатский суд обяжет мужа выплатить жене сумму задолженности, которую жена не получила в виде нафака. В случае неподчинения суду мужа могут заключить под стражу, а часть его имущества может быть выставлена на продажу. Вырученные деньги будут использованы на обеспечение жены (семьи). Если имущество мужа отсутствует, то он будет находиться под стражей до выяснения обстоятельств (действительно ли он беден или где-то прячет свои капиталы).

Если имущества у мужа нет, и он не может обеспечить свою жену даже минимальными средствами к существованию, или он попросту исчез, то по мазхабу Ханафи суд не выносит решения ни об их разводе, ни о заключения его под стражу. По мазхабу Шафии в такой ситуации судья может принять решение об их разводе, но лишь по просьбе жены.

По мазхабу Ханафи подобная ситуация разрешается следующим образом. Хаким (судья) определяет размер нафака, достаточный для содержания жены в течение месяца или года, и предписывает женщине использовать эту сумму из собственных средств, чтобы впоследствии (когда муж объявится) заставить его возместить убытки жены. Если потерпевшая не имеет средств к существованию, то в этом случае к делу привлекаются ближайшие родственники (её и мужа) – потенциальные попечители её детей и её самой, как это было бы в случае смерти мужа. Суд обязывает родственников дать потерпевшей необходимую сумму в долг.

Таким образом, деньги, выделенные родственниками или ею самой для нафака, являются долгом хозяина семьи, который он обязан выплатить при первой возможности.

Деньги для нафака по Шариату должны выделять следующие родственники: мать, отец, дядя (брат отца), брат потерпевшей (или она сама, если считается богатой), а также дяди её детей со стороны отца. В случае, когда состоятельных родственников нет, деньги в долг выделяются из государственной казны (байт-ул-мал). Если у государства нет такой программы, то женщине дозволяется поступить на работу, где нет посторонних мужчин. Например, ухаживать за больными женщинами; быть акушеркой или воспитательницей; преподавать на женских курсах и т. п. И тут всё, что ею будет заработано и использовано на содержание её самой и её детей, должно быть ей впоследствии возвращено мужем (если он, конечно, окажется в состоянии).

В книге "Бахр-ур-раик" имама Ибн-и Нуджайма (том 4, стр. 189) говорится о том же: "Муж обязан дать жене нафака, после чего она становится ее собственностью. Если это вещи, то она может их продать, отдать в виде милостыни или подарить кому-либо. Если муж в состоянии обеспечивать жену (семью), но не делает этого, то судья выносит решение о продаже его имущества и выплате нафака. Не подлежит продаже лишь жильё. В случае отсутствия имущества, мужа заключают под стражу.

В годовую норму нафака включаются: питание; две смены одежды – летняя и зимняя; постельные принадлежности; кухонная утварь; мебель и другие необходимые домашние вещи. Муж обязан обеспечить жену всем необходимым. Если он это вовремя не сделает, то жена сама может всё это закупить на его деньги. Или назначит кого-либо своим представителем (доверенным лицом), который закупит всё необходимое для неё. Муж не может заставить её пользоваться своими собственными вещами, а должен все предоставить ей сам. Если она захочет пользоваться своими вещами, то муж должен будет возместить ей их стоимость. Категорически запрещено (харам) заставлять жену идти работать вне дома.

Если случилось так, что жена сбежала от мужа (такую женщину называют нашиза), то с момента исчезновения нафака для неё прекращается. (Естественно, тут надо рассматривать обстоятельства). При возвращении жены нафака возобновляется. Муж обязан предоставить жене жильё. Оно может быть снято или куплено в долг.

В книге "Фатава-и хиндийа" (сборник по фикху мазхаба Ханафи) говорится: "Жена не может подавать на развод только из-за того, что муж не совершает молитву. Муж не имеет права лишить супругу права на нафака, мотивируя свой отказ тем, что их брак состоялся без присутствия свидетелей. Жена не может требовать от мужа платы за приготовление пищи. А если она откажется от приготовления пищи, то муж всё равно обязан доставлять ей самые необходимые продукты (хлеб, сыр, маслины и т.п.). Жена, в свою очередь, должна стараться хорошо выглядеть перед мужем, содержать себя в чистоте.

Муж не обязан выделять нафака для жены в следующих случаях: а) если жена заключена под стражу из-за долгов; б) если жена совершает паломничество с посторонним человеком (не махрам).

Если жена совершает паломничество вместе с мужем, то она обеспечивается обычным нафака. То есть муж не обязан оплачивать её дорожные расходы (так как хадж совершается на собственные средства).

В случае смерти жены, муж обязан выделить средства для похорон.

В случае, когда муж недостаточно или вовсе не обеспечивает жену средствами к существованию, она имеет право обратиться в шариатский суд (на сегодняшний день к имаму города или села). Это возможно и тогда, когда муж находится в заключении или в бегах. Судья может привлечь к ответственности родственников (как уже говорилось выше), которые должны будут дать ей в долг. Этот долг записывается на мужа, который при первой возможности должен будет его вернуть.

В то же время жена не может в этих случаях брать в долг без решения суда. А если и возьмёт, то муж не будет обязан выплачивать его. Муж не обязан выделять нафака за прошлые месяцы, если не было предварительной договорённости или не было по ним решения шариатского суда.

Если мужем была выделена для жены некая сумма на её содержание вперёд (на месяц, год и т.д.), то в случае смерти жены до окончания этого срока муж не может потребовать неиспользованные деньги обратно. Это фетва по мазхабу Ханафи.

Муж имеет право не допускать проживания в своём доме даже самых близких родственников жены. Однако он не может запретить им посещать её. Но тут ему предоставлено право действовать выборочно. Наиболее благочестивым (салих) близким родственникам может разрешить посещение раз в неделю. Другим родственникам, не соблюдающим Шариат (не благочестивым – фасык), можно дозволить посещение жены раз в год.

Мужу и самому весьма желательно приглашать в гости благочестивых родственников жены. Оказывать им всяческое уважение. В особенности её родителям. Ему необходимо участвовать в беседе с гостями. Если они приехали из другого города, селения, то надо непременно предложить остаться на ночь или на несколько дней. В общении с ними ему необходимо показать самые лучшие черты своего характера, чтобы заслужить их уважение и мольбы к Аллаху. Что касается родственников (и своих, и жены), которые могут отрицательно повлиять на жену своим безнравственным поведением и неуважением Шариата, то они не достойны ни того, чтобы ходить к ним в гости, ни того, чтобы быть приглашёнными. Однако и с ними, и со всеми остальными, подобными им мусульманами, необходимо вести себя достойно, не устраивая споров, скандалов. Уважительное отношение ко всем людям без исключения должно быть отличительной чертой мусульманина. Это вовсе не мешает дружить с благочестивыми (салих) мусульманами и не брать себе в друзья людей нечестивых (фасык) и неверующих. Если среди фасыков и кяфиров есть и ваши родственники и знакомые, то необходимо разъяснять им основы религиозного права и основы Веры в Единого Создателя. В своих мольбах просите Аллаха наставить их на Путь Истины, ведь Милосердие Его безгранично.

В книге "Укуд-уд-дюрриййа" (том 2, стр. 29) имама Ибн-и Абидина говорится: "Если муж собирается в путешествие продолжительностью в месяц или более, то жена может потребовать гарантий на возможность получения нафака за этот период. При её желании эти гарантии предъявляются на рассмотрение шариатского суда (или судьи), который может подтвердить их действительность".

В книге "Бехджет-уль-фатава" имама Абдуллаха Руми говорится: "Если некто, к примеру Зейд, выдаст свою дочь замуж, например, за Амра, и тот не пригласит свою жену для совместного проживания к себе в дом, то, сколько бы его жена ни находилась в доме своего отца, он обязан обеспечивать её содержание – нафака".

В случае развода (предварительного или полного) женщина имеет право на содержание на весь период срока "идда". Она будет лишена этого права, если развод произошёл из-за её отступничества от Веры (Муртад) или из-за проявления неверности по отношению к мужу. Если женщина стала вдовой, то она не может требовать нафака от наследников мужа.

2. Обеспечение собственных детей:

а) Обеспечение несовершеннолетних детей. Несовершеннолетние дети должны обеспечиваться отцом. Если отец беден, а мать в состоянии, то обеспечивает мать. Но как только отец ребёнка окажется в платёжеспособном состоянии, он должен будет вернуть жене всё, что она истратила на детей. Если и мать не в состоянии содержать ребёнка, то эта обязанность ложится на деда. Ребёнок, не получивший наследства после смерти отца, обеспечивается матерью. Если ребёнок получил наследство, то обеспечивается из собственного имущества. Если у ребёнка пропал отец (например, находится в бегах), а мать бедна, то его обеспечивает брат отца. Когда близкие родственники ребёнка бедны, то его должны обеспечивать дальние родственники. Никто, кроме его матери, не может потребовать от отца вернуть им средства, которые они потратили на ребёнка.

По Шариату, нельзя заставить мать кормить своего ребёнка грудью. Она обязана будет это делать лишь в том случае, когда нет возможности нанять кормилицу. За то, что мать кормит своего ребёнка грудью, оплата не положена.

Если отец развёлся с матерью своего ребёнка, то он может платить ей как кормилице, но только после периода идда. В этом случае, если мать ребёнка согласна кормить его грудью за оплату, а другая женщина согласна кормить этого ребёнка бесплатно, то можно позволить кормить посторонней.

б) Обеспечение взрослого недееспособного сына и незамужней или овдовевшей дочери. Отец обязан содержать сына до совершеннолетия. А если сын, достигший совершеннолетия, не сможет обеспечить себя в связи с болезнью, то отец обязан обеспечивать его до выздоровления. Отец обязан содержать свою дочь и будет держать ответ за её действия во всех случаях, когда у неё нет мужа. Здесь не имеет значения, по какой причине дочь не замужем. К примеру: а) вовсе не выходила замуж; б) разведена; в) овдовела.

Если сын или дочь имеют своё имущество, то и содержатся из своего капитала. (К примеру, когда дочь или сын получили имущество в собственность по завещанию или любым другим законным способом от других людей).

в) Обеспечение внебрачного ребёнка. Отец не обязан содержать своего внебрачного ребёнка!

г) Обеспечение подброшенного младенца. Ребёнок, подброшенный по причине бедности и т.д., называется "лакит" (подкидыш). Подкидывать ребёнка – большой грех. Отвергать такую находку также нельзя. Необходимо принять самое деятельное участие в спасении ребёнка. В городе эта обязанность является сунной (весьма желательной), а в малолюдных местах – фардом (обязательным предписанием). Ребёнок, найденный в исламской стране, считается свободным и мусульманином. Если найдутся его родственники или у него объявится наследство, то содержание его производится в обычном порядке. Если этого нет, то он содержится на средства государства. В исламской стране этот фонд называется "Бейт-ул-мал". Если нашедший ребёнка не сообщит сразу об этом государственным органам, а будет содержать его на собственные средства, то все эти расходы впоследствии будут считаться подарком и не возмещаются.

3. Обеспечение собственных родителей.

Взрослые дети, имеющие соответствующий достаток, обязаны обеспечивать средствами к существованию своих родителей, нуждающихся в этом. При этом дочь и сын должны участвовать в равной степени. И далее обязанность обеспечения лежит на более близких родственниках. К примеру, если у матери и отца из близких родственников остались внук и дочь, то обеспечивает уход за ними в первую очередь дочь. Если из близких родственников супругов или одного из них остался брат и внуки (к примеру, дети дочери), то обязанность обеспечения в первую очередь возлагается на детей дочери.

4. Обеспечение: а) несовершеннолетнего мальчика-сироты; б) незамужней девушки, женщины любого возраста, не имеющей отца; в) больного, слепого человека любого возраста, не имеющего средств к существованию и отца, полностью ложится на ближайших родственников (зирахм-и махрам). Все кровные родственники обязаны совместно содержать их. Причём каждый из них должен принимать такое участие в выделении нафака, которое было бы не менее (в процентном отношении) их долевого права наследования по Шариату. Естественно, что в содержании участвуют родственники, которые имеют соответствующий достаток (нисаб). Размер нисаба принят такой же, как и при жертвоприношении (курбан).

 К зирахим-и махрам относятся:

Мужчины: 1) отец; 2) отец отца и отец матери; 3) сын и сын сына; 4) брат; 5) сын брата; 6) дядя – брат отца и брат матери.

Женщины: 1) мать; 2) мать отца и мать матери; 3) дочь и дочь дочери; 4) сестра; 5) дочь сестры; 6) дочь брата; 7) сестра отца и сестра матери.

Отсюда видно, что если у нуждающейся женщины из родственников есть только брат матери и сын брата отца, то обеспечивать её обязан брат матери. Так как брат матери для неё махрам, а сын брата отца таковым не является. Человек не обязан содержать родственника, который не является для него махрамом.

Есть ещё одна особенность. Махрам обязан обеспечивать нуждающегося родственника даже в том случае, если он не входит в число потенциальных наследников.

 

Примеры долевого участия родственников:

1) Если у нуждающегося в обеспечении ребёнка (у которого умер отец) есть мать, сестра и брат отца (которые имеют нисаб), то они обеспечивают ребёнка при следующем долевом участии: а) мать выделяет одну треть необходимой суммы; б) сестра выделяет половину суммы; в) брат отца выделяет оставшуюся часть.

2) Если нуждающийся человек имеет из близких родственников сестру, сестру отца и сестру матери, то эти женщины должны обеспечивать его следующим образом: а) сестра выделяет три пятых части необходимой суммы; б) сестра отца – одну пятую суммы; в) сестра матери – также одну пятую часть суммы. Это соотношение частей соответствует соотношению прав наследования по Шариату. Если бы в случае смерти этого человека оставалось имущество, то эти женщины получили бы право наследовать имущество умершего именно в этом соотношении.

Мусульмане не обязаны обеспечивать нуждающегося родственника, если он не мусульманин. Исключение составляют только самые близкие родственники. Мусульманин обязан обеспечивать мать, отца, своих детей и жену, даже если они кяфиры.

 



Вопросы и ответы по ханафитскому мазхабу 



– Четки – это нововведение?

– Использование четок для совершения зикра в качестве средства его подсчета не является нововведением (бидга). Существуют достоверные сообщения о том, что некоторые из сахабов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) использовали мелкие предметы (камушки и др.) для подсчета количества совершаемого ими зикра.

В настоящее время общераспространенным является тасбих (четки), предназначенный для тех же целей, что и камушки, косточки того времени. Следовательно, к нему применимо то же правило. В своей книге «Аль-Минхафис-Сибха» аллама Суюти привел случай, произошедший с Икримой. Тот спросил о четках для зикра своего учителя Умара аль-Малики, на что он ответил, что тоже спрашивал об этом своего учителя, имама Хасана Аль-Басри, и его ответ был следующим: «То, что использовали в начале пути, мы не желаем бросать в конце. Я люблю поминать Аллаха своим сердцем, своей рукой и своим языком». Комментируя эти слова, аллама Суюти писал: «А как же может быть иначе, если четки для зикра напоминают человеку о Всевышнем Аллахе, и человек редко видит четки без того, чтобы не вспомнить Аллаха, что является одним из их величайших достоинств».

У Абу Хурайры была нить с двумя тысячами узелков, и он не засыпал, пока не использовал все узелки при совершении зикра (об этом передано Абу Нуаймом в «Хилья» и Аз-Захаби в «Сияр Алямин Нубаля»). Он сказал: «Поистине, я прославляю Аллаха (произношу «Субханаллах») ежедневно двенадцать тысяч раз» (передал Абу Нуайм в «Хилья»).

Абу Дауд, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Хиббан и Хаким передали от Сада бин Аби Ваккаса, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды заметил финиковые косточки или мелкие камушки, лежащие перед одной из его жен, которыми она совершала тасбих.

Абу Дауд и Хаким передавали от Сафии (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к ней после того, как она высыпала перед собой 4000 финиковых косточек. Она произносила тасбих (зикр) с помощью них.

Из вышеприведенных сообщений очевидно, что использование тасбиха или мелких предметов не является бидга. Наоборот, их использование для счета при совершении зикра Аллаха практиковалось уважаемыми сахабами.

 

– Дозволяется ли женщине при выходе в общественные места (на улицу) использовать благовония?

– Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Когда женщина выходит из дома, чтобы пойти в мечеть, она должна избавиться от ароматов так же, как она избавляется от нечистот» (Ан-Насаи, хадис 5127). Использовать благовония женщина может перед мужем; при выходе на улицу или перед посторонними людьми благовония использовать запрещено.

 

 

– В последнее время на экранах телевизоров и в мобильных средствах связи рекламируются услуги такого рода, как "Хочешь выиграть – отправь SMS на такой-то номер». Можно ли принимать участие в подобных акциях?

– Делать это Исламом запрещается.

 

 

– Является ли спирт наджасой? Если он попал на кожу, нарушается ли от этого омовение? И можно ли пользоваться парфюмерией (духами), шампунями и другой спиртосодержащей продукцией?

– Спирт, изготовленный из фиников и винограда, – наджис (нечист). Если он попал на кожу, необходимо его смыть. Однако малое омовение (вуду) он не нарушает.

Большая часть косметики, шампуней и товаров бытовой химии содержит спирт, извлеченный не из винограда и фиников, а из иных источников. Чаще всего данный спирт – синтетический и не является нечистым. Поэтому использование такой косметики, шампуней и товаров бытовой химии разрешено, и они не являются наджасой («Бухус фи кадаяфикхиямуасара», том 1, стр. 340).

 

 

– Что у мусульманки является авратом для других мусульманок и должно быть обязательно покрыто?

– Женщинам-мусульманкам можно смотреть на все друг у друга, кроме того, что между пупком и коленями. 



Мухаммад-Фарук Азимов

 

Статьи номера

Статьи номера

Семья в Исламе

Вопросы веры

Страницы истории

Вероучение

Аналитика

Календарь

Суфизм

Интервью номера

Молодость

Детская страничка

Рассылка сайта