Воскресенье 30 April 2017

 

Что, больше проблем нет?

Меня всегда интересовало, для чего задувают свечи на днях рождения. Я думал, что такое делают, чтобы детям было весело, пока не увидел в одной из соцсетей фото, на котором одна мусульманская семья отмечала 80-летие бабушки, а та дула на свечи. Тогда я стал глубже интересоваться этим вопросом.

 
С целью получения ответа, да и ознакомления с мнением других людей, я выставил на своей странице в соцсети вот такой пост:«Уважаемые друзья, у меня такой вопрос: что означает задувание свечей на торте в честь дня рождения? Это символ чего? Откуда идут корни этой традиции? Делали ли так наши предки?»
Хвала Аллаху, очень многие мои подписчики не поленились ответить на этот вопрос, за что я благодарю их, да воздастся им многократно за каждую букву, написанную там. Некоторыми комментариями я хотел бы поделиться и с вами, уважаемые читатели.
Ахмад: «Откуда может быть у наших предков обряд задувания свечей на торте, если не было самого обычая отмечать день рождения, тем более тортов тогда не было)))».
Амина: «Ой, Господи! У вас что, проблем больше нет?»
Muhammadzakir Muslimov:«Наиболее правдоподобна, как мне кажется, версия, согласно которой первыми устанавливать свечи в торты стали германские жители. Свечей, правда, изначально было не ровно столько, сколько лет исполнялось имениннику, а всего лишь одна, сколько бы лет ни исполнялось. И именно она, эта большая свеча, символизировала жизнь, жизненные силы, энергию и даже дух».
Мухаммад Каримов: «Смысл этого – что жизнь угасает, как эти свечи)».
Ансар Рамазанов: «Уверенно можно сказать, что это к нам, мусульманам, не имеет никакого отношения, ибо о такой традиции у наших предков нам ничего не известно, тем более в религии этого нет. Исходя из этого можно сказать, что это, скорее всего, взятое извне, то есть от других, не от наших предков. В XIII веке у немецких крестьян сложился ритуал детского дня рождения. Ребёнка будили на заре песнями и подносили ему пирог со свечами. Но пирог не съедали, а постепенно сгорающие на нём свечи заменялись новыми вплоть до вечера, когда семья собиралась на ужин. Именинник задувал свечи и загадывал желание. Чтобы оно сбылось, надо было держать его в тайне, а все свечи задуть одним выдохом. После этой церемонии пирог делили между собравшимися. Свечей на нём было столько же, сколько лет виновнику торжества плюс одна свеча, символизировавшая сам момент рождения».
Татьяна: «Традиция ставить свечи в торт на день рождения идет издревле. У греков в храм Артемиды (богини луны и охоты) приносили на ее день рождения медовый пирог, украшенный горящими свечами.
Считается, что и у людей в их день рождения особенно велика связь с духовным миром, и что даже их Ангел-хранитель в этот день тоже празднует с ними. Свечей в торт ставят столько, сколько лет исполняется человеку. Только в Германии добавляется еще одна свеча на счастье.
Свечи надо задувать, загадав желание, но нельзя вслух его произносить, иначе не сбудется. Если все свечи погасли, значит, ваш Ангел-хранитель унес это желание с собой, чтобы оно исполнилось».
Абдулвагаб: «Задувание свечей заимствовано у древних греков, которые приносили всякие явства своим божествам в храм. Они оставляли эти угощения в храмах, со сожжёнными свечами. Позднее первыми в Европе это заимствовали жители Германии. Они, чтобы приобщить детей к обрядам, делали это в стиле праздника и во время задувания свечей загадывали желания. При этом они считали, что при задувании исходящий дым доходит до Бога, а Он исполняет. Так что это даже не христианский обычай, а пришел из идолопоклонничества».
Камисат: «Так ведь нынче задувание свечей – это всего лишь радости ради и не более. Оттого, что их поставили в торт, мы язычниками не станем».
Шамиль Магомедов: «Но это не соответствует нашим убеждениям. Как можно дать гарантию, когда все случается только по воле Аллаха. Раз свечи зажигают, и, чтобы погасить их, все стоят вокруг торта, похоже, что это пришло от огнепоклонников».
Камисат: «Я и мои дети – мусульмане, и никакие там обряды чьи-то не собьют нас с правильного пути. (На все воля одного только Всевышнего)».
Шамиль Магомедов:«Мы должны проверять все традиции, откуда их корни. Если пришло от огнепоклонников, неужели мусульманин должен приветствовать это?»
Камисат: «Если так все соблюдать, то и дышать нам будет нечем».
Рамиль: «Камисат, позвольте не согласиться с этим мнением. Для того чтобы дышать, у нас очень много пространства. Но мы, оставляя свежий воздух, как будто ищем не очень свежий, подобно курильщикам».
Habiba: «Камисат, я уверена, что вы хотели бы со своей семьей попасть в Рай. Рай – это вечный дом. Разве, чтобы построить дом в этой жизни, мало труда приходится вложить? Что уж тогда говорить о вечном доме. Чтобы попасть туда, нужны еще большие усердие и усилия. Поэтому, дорогая сестра, мы должны все сверять на весах: а для чего я это делаю? Делали ли так наши праведники? Понравилось бы это Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) нашему любимому? А главное – хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) гласит: "В Судный день вы будете с теми, кого любили!" А значит, делаем выводы, кого мы любим и за кем следуем».
Рамиль: «К тому же последствия такой традиции могут быть весьма печальными, так как она прививается ребенку – человеку, у которого только формируется мышление, восприятие. А ведь уже для его детей она может стать не просто языческим обрядом, а обычаем их предков».
Камисат:«Однозначно – нельзя, если это как-то нарушает правильное формирование психики. Я с вами солидарна, огромное спасибо вам».
Дибиров: «Делать это только для того, чтобы порадовать детей, неправильно. То, что нельзя, делать нельзя, какое бы намерение ни было. Радуйтесь дозволенными путями!»
Рахматуллин Рамис: «Очень интересная тема, несмотря на избитый вопрос, который задают все при обсуждении абсолютно любой темы – "А что, вам больше нечего обсуждать?".
Другая очень распространенная фраза – "Да что вы прицепились? Это делается для радости детей". Этой радостью для детей нынче оправдывают энное количество излишеств. Но это заблуждение, ибо радость детей весьма часто приводит к их гибели и нравственному разложению. Например, детей радует игра со спичками или ножом и т.п. Мы же не разрешаем им доставлять себе такую радость, ибо знаем, к чему она может привести. Но почему мы игнорируем факты, к которым приводят "радости" прививания чуждых нам традиций?»
Habiba: «Каждая пятница для нас праздник. Вот же повод радовать детей и дарить им подарки».
Patimat Gamzatova: «Спасибо, что подняли эту тему. Я тоже раньше ставила свечи, чтобы ребенка порадовать. Но теперь вы меня посвятили, и я больше не буду этого делать. Пусть Всевышний будет доволен вами, а меня простит. Амин».
 
Очень интересные ответы и даже почти дискуссия. Подводя итог, скажу следующее: мусульманину категорически запрещается перенимать обряды поклонения Господу других конфессий. Так как в каждой религии есть свои особые виды совершения поклонения – в виде намаза, поста и других богоугодных деяний. А всякий переход может иногда караться приписыванием ему тяжких грехов или же, в определенных случаях, даже выходом из религии, да упаси Аллах всех мусульман от такого!
Пару слов про загадывание желания при задувании свечей. Думаю, что этой теме лучше посвятить отдельную статью. Скажу коротко, что такого не существует в Исламе. Так как все, что происходит на этом свете, случается только по воле и мощи Всевышнего Аллаха!
Поэтому, уважаемые мусульмане, мы должны стараться сохранить религию Ислам и в чистом, подлинном виде передать ее следующему поколению. Давайте постараемся воспитать наших детей в духе Ислама! Да поможет нам Аллах!
 
Абдулла Мухаммадов

Статьи номера

Статьи номера

Семья в Исламе

Вопросы веры

Страницы истории

Вероучение

Аналитика

Календарь

Суфизм

Мазхаб Абу-Ханифы

Интервью номера

Молодость

Детская страничка

Рассылка сайта