Понедельник 29 Май 2017

 

Восстановление пропущенных молитв

Все мусульмане обоего пола, дееспособные, достигнув совершеннолетия, обязаны соблюдать ежедневную пятикратную молитву. Причём обязанность эта, возложенная на них Священным Кораном, не позволяет преднамеренно задерживаться с исполнением молитвы или откладывать её на потом. В Благородном Коране эти предписания указаны в 90 местах! Это говорит о том, насколько велико значение ежедневного пятикратного исполнения данного предписания.

 
В хадисах, переданных Бухари и Муслимом, говорится: «Кто будет особенно внимателен к утренней и предвечерней молитвам, тот войдёт в Рай». И ещё, обращаясь к сподвижникам, Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Дайте мне слово о соблюдении вами шести дел, и я стану гарантом вашего вхождения в Рай». Они спросили: «Каких дел?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Молитва, закят, уважение доверившихся вам людей, честь, желудок (не есть запретного), язык (беречь его от бранных слов, клеветы, пустословия)».
В Судный день прежде всего будет спрошено о совершённых молитвах. И если по нашей Книге жизни будет видно, что мы добросовестно исполняли их, то суд за другие наши деяния будет более мягок.
Глубоко ошибается тот, кто думает, что, дав вместо молитвы большую милостыню, можно будет спастись от наказания Всевышнего Аллаха. Никакие деньги не могут заменить прочитанную вовремя молитву. Даже если вместо двух ракаатов молитвы одного человека другой за него прочитает 100 ракаатов, всё равно никакого возмещения долга не произойдёт. Спасти от большого греха может только личное исполнение обязательных молитв.
Вывод напрашивается один: если кто-то по лености или беспечности пропустил очередную молитву, то при первой же возможности он должен немедленно, не теряя ни минуты, эту молитву восстановить. И если молитва была пропущена по беспечности, необходимо покаяться, прочитать «Истигфар». Восстанавливаются только строго предписанные молитвы – фарды и молитва витр. Лишь сунна утренней молитвы может быть восстановлена до начала времени полуденной молитвы.
Если кто-то пропустил по какой-либо уважительной причине не более пяти молитв (фарзов) плюс витр, то восстанавливать их надо по порядку. Если кто-либо пропустил много молитв по беспечности или по незнанию, то лучше начинать восстановление с последней пропущенной молитвы. Можно начать как с первой пропущенной молитвы, так и с любой другой, но с последней – лучше. Так как наказания за пропущенные молитвы в более зрелые годы могут быть ещё весомее (имеется в виду то время, когда кто-либо не читал молитвы годами).
В книге "Дурр-уль-мухтар" Ала-уд-Дина Хаскафи (ум. в 1088/1677) говорится: "Является большим грехом без уважительной причины откладывать строго предписанную молитву на более поздний срок. То есть не исполнить молитву в пределах отведённого для неё времени, а также что пропущенную без уважительной причины молитву необходимо немедленно восстановить и, кроме этого, принести свои покаяния. Или, если есть возможность, совершить хадж. Бессмысленно каяться до восстановления молитвы. Нет, вначале нужно избавиться от долга, возместив пропущенный фарз, а уж затем принести покаяние за совершённый грех.
Имам Хаскафи пишет: "Чтобы быть благочестивым мусульманином, необходимо исполнять или восстанавливать ежедневную пятикратную молитву и молитву витр в строгой последовательности. Если мусульманин проспал утреннюю молитву и вспомнил об этом при чтении "Хутбы", то ему необходимо немедленно восстановить её, найдя для этого подходящее место. Не дозволяется читать очередную молитву без исполнения или восстановления предыдущей. В хадисе сказано: "Если кто-либо проспал или по забывчивости пропустил молитву и вспомнил об этом при исполнении следующей на совместной молитве, то пусть окончит эту молитву вместе с имамом, а затем восстановит предыдущую. После этого пусть повторно исполнит молитву, которую он читал за имамом".
Восстанавливать пропущенные молитвы разрешается в любое время, кроме трёх нежелательных промежутков – при восходе, зените и закате солнца. Если кто-либо вспомнит перед утренней молитвой или во время её исполнения, что пропустил молитву витр, то его утренняя молитва не будет действительной без предварительного восстановления пропущенного витра. Если до восхода остаётся время, достаточное лишь для исполнения витра, то только в этом случае исполняется утренняя молитва. Молитву витр можно восстановить через 45 минут после восхода солнца. Это положение касается и исполнения всех остальных молитв. Если перед прочтением очередной молитвы не остаётся времени для восстановления пропущенной, то только в этом случае дозволяется исполнение молитвы очередной, без предварительного восстановления предыдущей.
Если мусульманин прочитал очередную молитву без восстановления предыдущей, опасаясь, что не успеет, а затем оказалось, что времени достаточно, то ему надо восстановить предыдущую молитву, а затем повторно прочитать очередную.
Если мусульманин прочитал очередную молитву, не вспомнив ни перед началом, ни во время исполнения молитвы о пропущенной предыдущей молитве, то прочитанная молитва будет действительной, так как забывчивость является уважительной причиной.
Если мусульманин пропустил подряд пять фарзов и один витр, то при их восстановлении необходимо соблюдать очерёдность. Если же пропущенных молитв будет больше шести, не считая витра, то при их восстановлении очерёдность соблюдать уже нет необходимости.
Если мусульманин пропустил какую-либо очередную обязательную молитву и, помня об этом и не восстановив ее, прочитал ещё пять очередных молитв, то, по существу, пропущенных молитв уже будет шесть, так как последние пять молитв недействительны. Молитва витр здесь не учитывается, а лишь пропущенные фарзы.
Существуют три основные причины, которые считаются уважительными для откладывания молитвы на более позднее время:
1) Опасность нападения противника при ведении военных действий.
2) Опасность нападения разбойников, грабителей, хищных животных при нахождении в пути.
3) Опасность стихийных бедствий.
Если в этих случаях молитвы невозможно прочитать, то их дозволено отложить на более благоприятное время. Не будет также греха, если человек ненамеренно проспал или забыл исполнить вовремя. Дозволяется откладывание молитвы и при спасении утопающего или  людей, над жизнью которых нависла опасность. Но в этих случаях необходимо восстановить молитву сразу, при первой возможности. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совместно с асхабами восстанавливал четыре пропущенные молитвы в первую же ночь после дня жесточайшей схватки "У рва". И это несмотря на то, что и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и многие сподвижники были ранены и смертельно устали после боя.
Учёные сообщают, что в зимнее время желательно откладывание исполнения ночной молитвы до конца первой трети ночи. В то же время говорится, что весьма нежелательно ложиться спать при наступлении времени молитвы – из-за большой опасности проспать ее. Дозволяется лишь в том случае, когда можно заручиться согласием человека, заслуживающего доверие, разбудить вас в нужное время.
Учёные мазхаба Ханафи единодушны в своих сообщениях, что дополнительные молитвы (сунна) читаются только в промежутке времени, отведённого для очередной молитвы. За пределами этого времени сунна не восстанавливается. Только сунна утренней молитвы («саляту-ль-Фаджр») возмещается вместе с фарзом до наступления времени полуденной молитвы («саляту-ль-Зухр»). Таким образом, утренняя сунна после полуденной молитвы и остальные пропущенные сунны не предписаны к восстановлению. Если кто-то и станет восстанавливать, то это будет лишь дополнительной молитвой следующей категории (нафиле).
 Неисполнение обязательной молитвы вовремя без уважительной причины является большим грехом. Для того чтобы великий грех был прощён, необходимо покаяние. А для того, чтобы покаяние было принято, необходимо выполнение 4-х условий:
1) Не продолжать совершения греха.
2) Принять намерение о несовершении повторно этого греха.
3) Принести покаяние (существуют разные виды "Истигфара").
4) Рассчитаться с долгами перед Всевышним Аллахом и людьми.
 В книге "Мараки-ль-фаляах" имама Шерунбулали (ум. в 1069/1658) и в комментариях к ней имама Тахтави (ум. в 1231/1815) говорится: "После прочтения обязательной утренней молитвы и до восхода солнца (сколько бы ни оставалось времени) нельзя читать никаких дополнительных молитв. В том числе и утреннюю сунну, если она была ранее не прочитана. В это время предписано исполнение только обязательной утренней молитвы. А вот прочтение в это время пропущенной обязательной молитвы – не запрещено, так как восстановление в этом случае равносильно прочтению обязательной молитвы, и поэтому гораздо важнее прочтения дополнительной".
 В книгах «Худжа» и «Фикх ала-Мазаиби арба» говорится: «Возмещать пропущенные молитвы важнее и лучше, чем совершать сунна-намазы. Когда идёт речь о необходимости исполнения пропущенных обязательных молитв вместо сунны, то имеются в виду все сунны, кроме сунны муаккада (то есть те сунны, которые читаются вместе с 5-й обязательной молитвой), – сунна зуха, тасбех, тахият мсджид и 6 ракаатов после вечерней молитвы. Эти сунны мы читаем с намерением нафл (сунна), а остальные сунна-намазы читаем с намерением возместить пропущенный фарз-намаз. Пропущенные намазы возмещают не в мечети, дома. Если вы имеете пропущенные обязательные молитвы (пять или более), то их надо восстанавливать при первой же возможности, а очередные молитвы читать полностью, вместе с сунной («Фата Хиндия», том 1, стр. 125).
 
Как уже говорилось выше, приверженцы Сунны читают в течение суток сорок (40) ракаатов. В том числе: 20 ракаатов сунны, 17 ракаатов фарза плюс 3 ракаата витр. Причём, 4 ракаата сунны перед "саляту-ль-Аср" и 4 ракаата перед "саляту-ль-Ишаа" можно изредка пропускать, как это делал Посланник (да благословит его Аллах и приветствует). Остальные сунны очередных молитв читаются постоянно, как и фарзы, и пропускаются лишь в крайних случаях. За неисполнение сунны нет наказания. Но в Благородном Коране предписано: "Следуйте за вашим Посланником (да благословит его Аллах и приветствует)…" Поэтому благочестивые мусульмане строго исполняют фарзы и стараются следовать Сунне, насколько это возможно.  Если времени достаточно, а человек исполняет только фарз, не придавая  значения сунне, то ему надо задуматься о своём состоянии.
 "Тот, кто не считает молитву обязательным предписанием, является неверным (кяфир). Если человек вначале считал молитву обязательным предписанием, а потом разуверился, то становится отступником (муртад)".
Если муртад и кяфир приняли Ислам в неисламской стране и не знали о том, что молитва – обязательное предписание, то впоследствии эти пропущенные молитвы подлежат восстановлению. Им, иншааллах, не будет греха за отсрочку исполнения пропущенных молитв. Восстанавливать в обязательном порядке нужно будет с того момента, как человек принял Ислам (а этническим мусульманам – с момента наступления совершеннолетия).
 "Если кто-либо многие годы читал молитвы, не подозревая о том, что нарушал одно или несколько обязательных условий, а потом это выяснилось, то ему эти молитвы нужно восстановить".
"При исполнении 1-й или 2-й сунны всех пяти молитв при принятии намерения необязательно уточнять то, что вы будете читать именно сунну. Об этом говорят достоверные фетвы. При чтении этих сунн достаточно принять намерение о прочтении молитвы. Это подтверждает и имам Зейлаи.
Пропущенные в большом количестве и на протяжении нескольких лет молитвы нуждаются в определении каждого возмещающего намаза. Для того чтобы облегчить ситуацию, будет лучшим делать намерение примерно так: «Я намерился возместить первый (или последний) утренний намаз (обеденный, послеобеденный, вечерний, ночной намаз), время которого я настиг, но намаз не совершил». Так у нас определённо получится возместить все намазы» («Хашияту Тахтави», стр. 446).
 
 
 
    – Я с детства соблюдаю нормы Ислама, совершила хадж, читаю Коран, стараюсь усердствовать в намазе. Но мой муж совершает намаз, когда захочет, постится очень редко. Бывает, что за месяц он совершает лишь один намаз. Мне кажется, что я, все время пребывающая в омовении, читающая тасбих и салават, ему надоела. Муж говорит, что мне не будет воздаяния за мое поклонение, если он не будет мною доволен, говорит, что я не удовлетворяю его как женщина. И если его спросят, то он меня в Рай не пустит. Совершая намаз и соблюдая пост, я, мол, не попаду в Рай, потому что исполнение фарза должно быть после услужения мужу. Он хочет, чтобы я была веселой, а я всегда бываю печальна: чем больше вникаю в религию, тем больше успокаиваюсь и ни к чему желания не остаётся. Что мне делать, чтобы не погубить его жизнь? Может, нам развестись, несмотря на детей? Неужели я заслужу Ад, не удовлетворив мужа? Или же отодвинуть на второй план богослужение и постараться услужить ему?

– Некий вали (святой) посетовал: "И почему я не женщина, а то легко Рая достиг бы". Так как, исполнив фарз и удовлетворив мужа, женщина попадает в Рай. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "И находясь на верблюде, удовлетвори мужа, если он потребует". Жена обязана покоряться мужу, кроме тех случаев, которые противоречат Исламу.

Если муж не поклоняется Аллаху, то муки за это перенесет он, а жена должна исполнять свои обязанности.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил женщинам соблюдать желательный пост (суннат-ураза) без разрешения на то мужа. Подобно этому решается вопрос и о других желательных действиях, исполнение которых может помешать служению мужу.

Например, за исполнение желаний мужа женщине воздается больше, чем за постоянное пребывание в омовении. Нельзя подчиняться мужу лишь в тех случаях, когда он запрещает исполнить фарз или требует выходить из дома в одежде, не соответствующей Шариату. Не подчинившись Аллаху, нельзя подчиняться Его творению.

Если муж требует сделать запретное (харам), будет лучше развестись с ним. Если нет, то выгоднее будет соблюдать фарз и удовлетворять мужа, а ответственность за все остальное возложить на него.

 

 

 

– Можно ли помещать на могильные плиты фотографии умерших людей?

– Цель установки надгробия заключается в том, чтобы отличать могилы. Достаточным для этого является написать на могильной плите имя умершего человека. Все остальное является недозволенным и противоречит нормам Ислама. Более того, это также является расточительством, от которого нет пользы ни самому умершему, ни окружающим.

 

– Дозволяется ли, согласно Шариату, прокалывать различные части тела: губы, нос и т.д.?

– Единственным действием такого рода, которое разрешено согласно исламскому праву, является прокалывание ушей женщинами с целью носить дозволенные украшения.

Прокалывание других органов по Шариату запрещено: это рассматривается в качестве действия, изменяющего творения Аллаха. Данное положение распространяется как на женщин, так и на мужчин.

 

– Говорят, что книгу имама Аль-Газали "Ихья улум-ид-дин" читать нежелательно, поскольку она содержит недостоверные хадисы…

В книге "Ихья" слабые хадисы приведены лишь при описании благих деяний. Но только ли они имеются там? В данной книге приведены аяты Корана, достоверные хадисы, изречения сподвижников (асхабов), имамов, святых (авлия), а также утверждения самого имама Аль-Газали, которого называют «доводом Ислама» («худжжат-уль-ислам»). Его удивительно мудрые изречения пленяют сердца людей, поражая их умы. И сегодня, спустя 900 лет, эти изречения не потеряли актуальности, с ними следует ознакомиться каждому мусульманину. Известный богослов Хафиз аз-Захаби утверждал: "Если убрать все книги в мире и оставить только "Ихья", то и этого будет достаточно". Имам Навави дал ей следующую оценку: «Книга "Ихья" приблизилась к Корану» (т.е. по сути содержания). Известный шейх, кутбу Абдуллах Айдарус отмечал: «Вы усердно изучайте Коран и хадисы, разъяснение которых вы найдете в "Ихья"». Известный на западе исламского мира (Магриб) имам и факих Абдул Хасан Али бину Харзам выступал с ее резкой критикой. Он даже вынес решение (фетву) сжечь все книги "Ихья’", находящиеся в Магрибе. Но в ночь, когда вынес это решение, он увидел во сне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), с которым находились его сподвижники Абу Бакр и Умар (да будет доволен им Аллах). Затем к ним подошел имам Аль-Газали, держа в руке книгу "Ихья". Он обратился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): "О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), этот человек отрицает мою книгу. Если он прав, я совершу покаяние, а ты накажи меня так, как я заслуживаю. Если он не прав, тогда накажи его". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), прочитав книгу, дал ей похвальную оценку. Абу Бакр и Умар (да будет доволен им Аллах) также остались довольными книгой. Далее, согласно просьбе Аль-Газали, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вынес решение наказать ученого восемью десятью ударами плеткой. После того как он получил семьдесят ударов, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) заступился за него и попросил отменить последние десять ударов.

Проснувшись в страхе, ученый обнаружил на своей спине черные следы от ударов плетки, которые получил во сне. После этого он заболел. Тогда он покаялся, поняв свою ошибку, и, отставив все книги, принялся изучать "Ихья’". В одну из ночей во сне к нему пришел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), провел по нему рукой, после чего он выздоровел.

 

– Муж, находясь в бане с другими мужчинами, не прикрывает аурат должным образом (с его слов). Он соблюдающий мусульманин, но, видимо, не осознаёт или попросту не знает всю серьёзность этого предписания…

– Под ауратом подразумеваются те части тела человека, которые запрещены для показа и обозрения у других. Находясь в бане, запрещено (харам) смотреть на то, что находится у другого мужчины между пупком и коленями, на остальное смотреть не запрещено («Тухфату Фукаха», том 1, стр. 7).

 

– Кто по Исламу должен опекать ребенка, отец которого умер до его рождения: мать, ее родители или родители отца?

– Опекать ребенка должен отец, а при отсутствии – дед (отец отца). После этого опекунство берет на себя тот, кому завещал родитель (отец или дед). В случае отсутствия этих людей опекунство возлагается на кадия села. То есть он должен назначить для этого богобоязненного человека, можно и родителей матери, или родственников со стороны отца. Также, по согласию отца умершего сына, ребенок может остаться у матери, а расходы возлагаются на него. Но если у ребенка есть наследственно полученное имущество, денежные средства, то расходы берутся из них.

  

– Каковы точные границы аурата? По шафиитскому мазхабу – колено не входит в аурат. И как по ханафитскому мазхабу?

– У мужчин ауратом является часть тела от низа пупка до низа коленной чашечки (у шафиитов – от верха пупка до колен) («Тухфату Фукаха», том 1, стр. 7).

 

– Что делать с телом ребенка при выкидыше? И каким образом его захоронить?

– Если при рождении у ребенка были признаки жизни, то после смерти ему дают имя, моют, заворачивают в саван, делают джаназа-намаз и хоронят. А если родился без признаков жизни, то в этом случае дают имя, заворачивают в материю и хоронят («Хашияту Тахтави», стр. 242).

 

– Нарушается ли акт бракосочетания (махр), если жена прекращает совершать намаз, и можно ли с ней жить?

– Если совершеннолетний мусульманин добровольно прекращает совершение намаза, зная, что он обязателен, то, по заключению с ним брака, от него надо требовать тавбу (покаяние).

Если он отказывается от намаза, отрицая его, то это приводит его в неверие (куфр).

Из этого следует: если жена отрицает обязательность совершения намаза, таким образом впадая в куфр, то махр нарушается, и проживать с ней не разрешается. Если она не отрицает обязательности совершения намаза, но пропускает его, ссылаясь на какие-то причины, хотя таковых не бывает (за исключением менструального цикла у женщин), то она обязана покаяться (сделать тавбу).

 

– Можно ли продавать свои волосы и удлинять их чужими или же носить парики?

– Женщине запрещено присоединять к своим другие волосы, независимо от того, естественные они или искусственные, т.е. парик. Присоединение волос считается запрещенным украшением. Аль-Бухари и другие, например, Аиша, ее сестра Асма, Ибн Масуд, Ибн Омар и Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) рассказывали, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) проклял того, кто удлиняет или присоединяет волосы, и того, кто требует это сделать.

Мужчина под этот запрет попадает в первую очередь. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)e усердствовал в борьбе с подобного рода мошенничеством, возбраняя заниматься этим даже тому, кто был вынужден постригаться в результате болезни и пытался пользоваться другими волосами.  Аль-Бухари рассказывает, ссылаясь на Аишу (да будет доволен им Аллах), что некая служанка перед замужеством заболела и была пострижена. Хотелось этой девушке воспользоваться своими волосами, присоединив их, и спросила она Пророка Мухаммaдa (да благословит его Аллах и приветствует). Он ответил: "Проклятье Аллаха ляжет на того, кто присоединит, и того, кто потребует это сделать" (приводится у Аль-Бухари в "Книге одеяний", глава "Присоединение волос").

 

– Говорят, что нельзя любить этот мир. Почему?

– Любить мирское – значит думать и переживать за мирское. Это является основой всех плохих качеств. Мирское – это состояние человека до смерти, а Ахират – после нее. Все, что до смерти, – это мирское, кроме религиозных знаний и познания Аллаха, и то, что осталось с человеком после смерти, – это все приятно, но не является мирским, хотя существует в этом мире.

Мирское по сути является губительным, но в то же время оно является полем, где собирают урожай для Ахирата. Любить и переживать из-за мирского нельзя, но приобретать мирское для целей Ахирата можно и даже нужно. Нам разрешено добывать и приобретать богатства, создавать хорошие условия жизни и т.д., не переступая границ Шариата, но переживать и держать это в сердце нехорошо. То состояние, которое нам предписано Всевышним, мы все равно получим, независимо от нашего переживания об этом. А переживая за это, мы не можем думать о Всевышнем Аллахе и о хорошем.

Статьи номера

Статьи номера

Интервью номера

Личности в Исламе

Страницы истории

Вопросы веры

Искусство

Суфизм

Вероучение

Ислам и здоровье

Семья в Исламе

Помощь ближнему

Ислам и наука

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Рассылка сайта