Понедельник 29 Май 2017

 

«Маска чужого лица». Что это значит?

Мухаммад Магомедов: Нельзя ставить под сомнение решения людей, посвятивших всю свою жизнь изучению богоугодных книг

 

«Тот, кто указывает на добро, получит такое же вознаграждение, как тот, кто совершил его» (Муслим). Однако, как становится известным из трудов ученых-богословов, не всегда добро может оказаться тем настоящим добром, которое мы хотим принести. Иногда мнимое добро и вовсе может оказаться лицемерием. Во всяком случае, так об этом говорится в статье, опубликованной в предыдущем номере и вызвавшей довольно широкий резонанс, "Маска чужого лица".
 
  О том, как это возможно и каким образом не попасть в число лицемеров, мы решили узнать лично у автора этой статьи, помощника Муфтия РД по связям с общественностью и СМИ Мухаммада Магомедова (Кахиби).
 
– Мухаммад, раньше вы регулярно печатались в газетах и журналах. В последние годы вы больше переключились на телевидение, но в предыдущем номере была опубликована ваша новая статья – "Маска чужого лица". Как и почему она возникла?
– В последнее время активная часть нашей молодежи регулярно "сидит" в Интернете, социальных сетях и, естественно, участвует в различных публикациях, добавляет комментарии – положительные или отрицательные, высказывает либо свое недовольство, либо поддерживает автора. Распространена и рассылка. В основном люди пересылают друг другу информацию с благими намерениями. Но имеет место быть и такое, когда какой-либо учёный-богослов или общественный деятель, с благими намерениями, как подобает мусульманину, пишет статью или высказывает суждение, и находятся те, кто пытается это сразу же раскритиковать или выставляет в ответ ему высказывание другого ученого-богослова.
На фоне этого уровень заявления того, на что алим хотел обратить внимание, снижается. И зачастую эти комментаторы не компетентны в данных вопросах, рассуждают с житейской точки зрения, пытаются внести всякого рода сомнения в соответствующие с Кораном и Сунной решения.
И если мы обратимся к истории Ислама и вспомним жизнеописание сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то найдем точно такую же картину среди лицемеров, когда мусульмане говорили от имени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или слышали от него аяты или хадисы. Лицемеры проявляли такую же позицию: или начинали толковать, или критиковать, выносили свои суждения, вносили свои поправки. Таким образом они сеяли сомнения в сердца тех, кто ещё не был в Исламе, но хотел его принять.
 
– Мухаммад-хаджи, а насколько оправдано скрывать свое имя в социальных сетях? Допустимо ли это, если человек, скрывающийся под ником, не вступает ни в какие споры, не злословит, а, действительно, призывает к благому?
– Давайте посмотрим на это с разных точек зрения. В своей статье я не преследовал цель сказать, что человек, пишущий под чужим именем, совершает грех. Потому что в конце, открывая маленький секрет, я сделал заметку: если человек желает узнать, лицемерит он или нет, пусть спросит сам себя: если тот, с кем он переписывался, комментировал, высказывал свои слова на просторах Интернета, узнает, кто он на самом деле, и ему станет стыдно за себя и свои слова, то это пахнет лицемерием!
Ведь сегодня многие, скрываясь под разными никами, с лёгкостью оскорбляют совершенно чужого человека или открывают недостатки и упущения других.
Ислам призывает скрывать недостатки друг друга. В хадисе говорится: «Если будет скрывать раб недостатки другого раба в этом мире, то и Всевышний Аллах скроет его недостатки в Судный день» (Муслим). То есть Шариат не даёт нам права, что называется, разоблачать друг друга, тем более с целью переманить внимание аудитории на себя. А подобное происходит в нашей жизни, тем более в Интернете, сплошь и рядом.
 
 

– Получается, что многие соцсети приучают молодёжь к самопиару?!

 

– Если кто-то занимается пиаром для того, чтобы о нём узнали как о полезном для общества человеке, узнали о его идеях, фирме, о том, что он несёт тем самым добро, то это – работа. А пиариться, лишь бы выставиться напоказ, проявляя кичливость, высокомерие, что в Исламе входит в категорию больших грехов, – запрещено.
 
 

– Мухаммад-хаджи, возможно, под чужими именами пишут вовсе не из-за того, что не могут в открытую это сказать, а из-за определённого страха за себя, свою семью или боязни потерять работу... В таком случае будет ли это считаться лицемерием?

 

– Иногда мы вынуждены участвовать в политических процессах, или сотрудник может прокомментировать под другим именем слова своего начальника, чтобы каким-то образом изменить ситуацию. Но мы должны это делать таким образом, чтобы нам не было стыдно за степень своего благородства в том случае, если узнают о том, кто это сделал. Но даже в поисках справедливости терять нравственность, выходить за рамки приличия всё же нельзя.
Есть некий шаблон: то, что человек может от своего имени сказать, но он это не говорит, боясь чего-то, но в его словах есть польза, то в данном случае можно использовать другой аккаунт, ник. Это в том случае, если его слова не относятся к религиозным вопросам.
 
 

– А если это касается религиозного вопроса, то кто может вносить комментарии, или несведущему человеку лучше воздержаться?

 

– Если этот вопрос касается чисто религиозного аспекта, то необходимо, чтобы комментировали и отвечали на него алимы. Возможно, они не всегда знают атмосферу того, что происходит на интернет-площадках и обсуждениях, но тут правильнее будет обратиться с вопросом к богослову, и уже его ответ выставлять для всех.
 
– А почему именно богослов, ведь немало набожных людей, соблюдающих религиозные обязанности?
Хочу обратить внимание на то, что если человек ходит в мечеть, соблюдает пост, избегает запретного, соблюдает сунну, это не означает, что он сведущ в теологических вопросах.
Многие молодые люди, не знающие тонкостей религиозных вопросов, пытаются участвовать в разного рода дискуссиях. Как правило, у большинства из них знания основываются только на прочитанных в Интернете статьях, авторы которых могут быть и сомнительными личностями, или ищут ответы через поисковики. Среди таких есть те, которые ставят под сомнение решения людей, посвятивших всю свою жизнь изучению шариатских наук.
Человек с таким уровнем знаний просто не имеет права делать замечания богословам, тем более публично, в комментариях.
Конечно же, мы не говорим о некой неприкосновенности богословов, и если кому-то не стал ясным ответ ученого, правильнее будет переспросить или указать ему на возможные другие моменты, которые были упущены в ответе, и сделать это путём отправки личного сообщения, письма. То есть необходимо подходить к этому вопросу тактично.
 
 

– Очень часто в соцсетях некие лица под маской другого человека обвиняют в неверии некоторых мусульман. Как вы это прокомментируете?

 

– В хадисе сказано: «Если один человек обвиняет другого в отсутствии веры, то один из них точно является неверующим». То есть если тот, кому адресовано обвинение, не является таковым, то тот, кто обвинил другого, сам впадает в неверие. Это в том случае, если он сделал это с убеждением за то, что мусульманина назвал кяфиром.
Поэтому это одна из распространённых болезней тех, кто не знает всех тонкостей вопросов вероубеждения. Только учёный, после личной беседы и разъяснения последствий неправильного убеждения или высказывания, может выносить шариатское решение в подобных вопросах.
 
 

– То есть делать замечания по существу разрешается, не переходя рамок приличия, разумеется?

 

– Да, разрешается, это даже является обязанностью – указать человеку на то, в чём он ошибается. Но форма подачи должна быть аккуратной и тактичной.
 
 

– Если уж так случилось, что по всем вышеуказанным причинам человек совершил то, что относится к признакам лицемерия, но осознал своё положение, как ему быть?

 

– Тавбу (покаяние) сделать. Попросить прощения у тех, в адрес кого было сказано или написано некое обвинение, злословие. Можно и под тем же самым ником напечатать текст своего сожаления и при этом больше не совершать такого.
 
 

– Ваши пожелания читателям…

 

– Тех комментаторов, которые не владеют культурой общения в Интернете, опускаются на уровень уличной болтовни, допуская нецензурные выражения и т. п., пристыдите, проведите с ними беседу, написав в личку. Если это не даёт эффекта, блокируйте, так они постепенно перестанут писать свои постыдные посты. Давайте будем теми, кто воспитывает общество, прививает ему благое.
 
Беседовал Ахмад Омаров

Статьи номера

Статьи номера

Интервью номера

Личности в Исламе

Страницы истории

Вопросы веры

Искусство

Суфизм

Мазхаб Абу-Ханифы

Ислам и здоровье

Семья в Исламе

Помощь ближнему

Ислам и наука

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Рассылка сайта