Четверг 25 Май 2017

 

Художественная обработка шерсти

Говорят, сегодня сложные времена: кризис. Нехватка денег и рабочих мест заставляют нас всех беспокоиться о завтрашнем дне. Но я почему-то уверена, что дагестанцам никакие кризисы не страшны: у нас умелые руки, оригинальное мышление и богатое наследие предков, зарабатывавших себе на жизнь умением использовать то, чем наделен наш край. Промыслы и ремесла в традиционном хозяйстве народов нашей республики исстари занимали особое место. В частности, художественная обработка шерсти, которой занималась как отдельно взятая дагестанская семья, так и целые общины и народы Страны гор.

 

Народная мудрость гласит: днем овец паси, вечером шерсть пряди. Дагестанские умельцы, специализирующиеся на обработке шерсти, занимаются своим ремеслом и днем и ночью. Это для них – и вид деятельности, и заработок, и просто хобби. Сегодня в рубрике «Мой Дагестан» мы расскажем вам о том, где в Дагестане впервые зародилось это ремесло и где получило широкое распространение, как сегодня обрабатывают шерсть и почему она так ценится.
Благодаря своим защитным свойствам, шерсть является ценнейшим сырьем при производстве лучших сортов пряжи для ковров, а ковры, как известно, – это неотъемлемая часть быта дагестанцев. Также ее используют в производстве сукна, различных вязаных изделий. Наличие больших площадей горных и высокогорных летних пастбищ с обильным травостоем способствовало тому, что разведение овец для многих хозяйств горных районов стало основным источником дохода.
Профессор ДГУ, доктор географических наук У. Набиева подробно описывает в своих трудах особенности разведения овец и обработки шерсти в Дагестане. Так, хорошо приспособлены к горным условиям местные породы овец – лезгинская и андийская. Первая порода распространена на территории Ахтынского, Рутульского, Курахского и ряда других районов Южной части Дагестана. Ее шерсть в основном белая, грубая и в то же время шелковистая, волнистая. Она высоко ценится и широко используется для изготовления ковров, сукна. Андийская же порода овец с белой и черной шерстью стала незаменимой для производства андийских бурок и распространена в основном во внутригорном и высокогорном Дагестане, в таких районах, как Ботлихский, Гумбетовский, Цумадинский, Цунтинский.
Несколько лет назад вместе с редактором газеты мы посетили Ботлихский район, где побывали в селах Анди и Ансалта, и пронаблюдали за процессом обработки шерсти горянками, увидели, как создаются бурки и даже примерили «свежую» бурку на себя. Как рассказывали умелицы цеха, заказов становится все меньше, но азарт, интерес к работе не угасает.
По словам профессора Набиевой, андийская и лезгинская породы овец – не единственные в нашей республике. Новая порода тонкорунных овец выведена в Ногайском районе и получила название «грозненской». Она хорошо приспособлена к существованию в условиях жаркого климата, полупустынных и пустынных степей. Но шерсть дает высококачественную, что делает ее особенно ценной. Развита она в основном в Ногайском, Тарумовском, Кизлярском, Бабаюртовском, Хасавюртовском районах.
Отдельные хозяйства Южного Дагестана разводят весьма редкую породу овец – тушинскую. Ее шерсть также отличается высоким качеством. Она длинная, волнистая, упругая и имеет хороший блеск. Распространена в Ахтынском, Рутульском, Курахском районах.
Такое обилие хорошего сырья в виде шерсти способствовало развитию ковроделия в Дагестане. Особенное распространение производство ковров получило в районах Южного Дагестана, где проживают лезгины, табасаранцы, таты, азербайджанцы, рутулы и другие представители национальностей нашей многонациональной республики. Здесь ковроделие имеет множество уникальных технологий, которые получили промысловое направление. В прежние годы они поступали на российский и международный рынок под общим названием «Дагестан».
Только среди ворсовых ковров выделяются: лезгинские ковры Ахтынского района (наименование «Ахты»), ковры Микраха и других лезгинских селений Докузпаринского района («Микрах»), ковры татских, азербайджанских и других селений Дербентского района («Дербент»), ковры Рушуля, Аркита и других табасаранских селений северной части Табасаранского района («Рушуль»), ковры Хучни, Турага, Халага и ряда других селений Табасаранского района («Табасаран»), ковры Кандика, Ляхли, Мюжгюля и других табасаранских селений Хивского района («Хив»), ковры Орта-Стала и других лезгинских селений Сулейман-Стальского района, а также лезгинских (кюринских) селений Кабир и Икра Курахского района («Касумкент»), ковры рутульских селений Рутульского района («Рутул»).
Во внутригорном Дагестане, прежде всего у аварцев, широкое распространение получили гладкие двусторонние ковры (паласы). Наибольший интерес из узорных войлоков валяной техники представляют изделия лакских селений Балхар и Камахал. В войлочных коврах, помимо синих и красных цветов, часто встречаются зеленые, желтые, оранжевые и другие тона, не характерные для других ковровых изделий. В северном предгорье Дагестана и частично на равнине преобладает производство двусторонних гладких и ворсовых ковров и узорных войлоков (арбабаш). Более всего подобное производство развито у аварцев, кумыков и ногайцев. Там же широко распространены мелкие ковровые изделия – хурджины (переметные сумки, наседельники (небольшие ворсовые ковры, обрамленные пышными кистями, свисающими на коротких веревочках), топраки (небольшие наплечные сумки, которые носят только девушки), попоны, торбы, сумахи, джурабы и прочее. Особой оригинальностью отличаются подвески, амулеты, игольницы, циновки, вырабатываемые в аварских селениях Казбековского, Кизилюртовского и Левашинского районов.
Вся эта продукция с давних времен и по сей день является для некоторых дагестанских семей основным видом заработка или же дает дополнительный доход для тех, кто совмещает обработку шерсти с другой основной работой. Благодаря развитию ковроткачества и производства бурок Дагестан наладил и многосторонние взаимосвязи с народами других стран.
Я думаю, что с такими талантливыми руками и желанием работать у дагестанцев все всегда будет хорошо. Главное – привить подрастающему поколению любовь к родным ремеслам, родной культуре и умение ценить то, что есть.
 
Асият Магомедова

Статьи номера

Статьи номера

Интервью номера

Личности в Исламе

Страницы истории

Вопросы веры

Суфизм

Вероучение

Мазхаб Абу-Ханифы

Ислам и здоровье

Семья в Исламе

Помощь ближнему

Ислам и наука

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Рассылка сайта